Переформатирование научной деятельности: в Вышке представлены первые большие проекты

Чуть меньше года назад на факультете гуманитарных наук ВШЭ началась реализация четырех больших проектов, объединивших представителей разных наук из разных подразделений и кампусов университета. На заседании ректората были представлены их цели, содержание, кадровый состав и ожидаемые результаты. Другим подразделениям поставлена задача разработать свои большие проекты, которые ВШЭ сможет включить в заявку для участия в программе «Приоритет 2030».
«Мы начинаем программу развития ВШЭ в части частичного переформатирования нашей научной деятельности», — открыл обсуждение ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Запуск больших проектов, предусмотренный Программой развития университета до 2030 года, начался на факультете, который считается самым сложным для организации коллективной работы, отметил он. Но коснутся эти проекты каждого в университете.
При подготовке первых проектов была сформирована четкая исследовательская программа, и коллеги должны были понять, что большой проект — это не просто большая тема, как, например, «Октябрь в искусстве», на которую можно писать все, что угодно. Речь идет о создании нового инструментария, базы данных, специфической методологии для других исследователей. «То есть мы создаем некоторый public domain для исследователя», — сказал Ярослав Кузьминов.
Большой проект должен быть понятен людям не из науки и востребован практиками, подчеркнул ректор ВШЭ. Если ученые изобрели луноход, то они должны его предъявить — «вот он ходит, чем-то тренькает, колесами переваливается, и сразу видно, что они не зря свой хлеб ели». В гуманитарных и социальных науках «проблема лунохода» налицо — предъявить конкретные результаты работы непросто, тем не менее решения на этот счет есть. «Мы их долго искали, будем искать и дальше», — добавил ректор.
По мнению проректора ВШЭ Марии Юдкевич, большие проекты как надстройка над существующим ландшафтом науки в университете помогут преодолеть разобщенность отдельных коллег и отдельных коллективов.
Предстоит сформировать мультидисциплинарные, межфакультетские и межкампусные распределенные команды, к которым на разных этапах смогут присоединиться другие коллеги, заинтересовавшиеся их повесткой
Пока на этот счет нет никаких программных документов, идет эксперимент, а нормативная рамка больших проектов будет формироваться по мере накопления эмпирического опыта.
Заместитель проректора ВШЭ Екатерина Энтина, отвечающая за развитие и интеграцию проектной деятельности, добавила, что у больших проектов должен быть открытый результат: при наличии общих контуров и итоговой цели необходимо сохранить академическую свободу. Предполагается вовлечение в большие проекты студентов всех уровней — от бакалавров до аспирантов. Это поможет им освоить не только профессиональные, но и междисциплинарные компетенции.
Междисциплинарный подход в больших проектах будет реализован через открытый вход для любых заинтересованных исследователей, которые смогут присоединиться к ним через открытые семинары. «Буквально это означает следующее — мы понимаем ядро команды и несем ответственность за итоговые результаты, мы понимаем, кто у нас выполняет часть проектов в 2021 и частично в 2022 году. Но мы предполагаем, что, начиная с января 2022 года, к этим проектам будут подключаться новые коллеги из всех кампусов, представляющие разные междисциплинарные направления», — пояснила Екатерина Энтина.
На ректорате были представлены четыре больших проекта факультета гуманитарных наук — о них рассказали их руководители.
Проект «Социальная антропология институтов позднего СССР» предусматривает формирование модели функционирования институтов позднего СССР как системы управления специфического типа «партия — государство — предприятие». Его итогом станет база данных позднесоветских институтов, на основании которой планируется разработать систему рекомендаций применительно к современной системе управления, унаследовавшей много черт советского времени, но утратившей ряд эффективных практик.
В рамках проекта «Литература как культурная практика и социальный опыт» рассматривается, как литература через различные институты и практики влияет на формирование ценностей, идентичностей и ориентиров общества. Итоговым продуктом станет цифровая платформа, позволяющая изучать практики производства и потребления литературы. В проекте планируется использовать систему интеллектуального анализа больших данных iFORA, разработанную Институтом статистических исследований и экономики знаний.
Проект «Речевые практики» изучает разрыв между мыслительным и коммуникативным процессом на примере среза речевых практик русского языка. Это, например, метаязык, позволяющий точно выразить содержание при написании законов, но плохо понятный тем, кто законы не пишет; или псевдо-высказывания, когда статья написана учеными словами, но содержания там нет, с помощью метаязыка автор запутывает читателя. Итогом проекта станет совокупность баз данных по коммуникативным сбоям в современном русском языке и порождаемым ими политическим, экономическим, социальным, когнитивным и другим эффектам.
Наконец, целью проекта «Прикладная этика» является систематизация и качественное расширение проблематики этических исследований в ВШЭ через синергию фундаментальных исследований морали и прикладных разработок регуляторных механизмов этического взаимодействия в разных социальных и профессиональных средах. Итоговый продукт - междисциплинарная методология повышения эффективности управления, правового регулирования и ведения бизнеса на основе этических императивов. Будет подготовлен комплекс рекомендаций для государственных органов, бизнеса и других пользователей.
Презентованные проекты получились разными. «Это говорит о том, что большие проекты не должны содержать очень жесткой рамки, — отметила Екатерина Энтина. — В будущем они будут складываться от того содержательного ядра и результата, который мы хотели бы получить. Поэтому их выражение по форме может быть самым различным».
Как заявил Ярослав Кузьминов, разработки факультета гуманитарных наук — это начало пути, «обнадеживающий старт больших проектов на очень непривычной для них почве».
Ярослав Кузьминов
В течение ближайшего года необходимо обозначить весь набор больших проектов, которые мы сможем реализовать. Формируя заявку на участие в программе «Приоритет — 2030», мы включим в нее большие проекты, потому что сама логика этой программы как раз и есть то, что мы называем большими проектами. Все уже поверили, что коллеги из российских университетов могут публиковаться, но теперь нужен еще и «народно-хозяйственный вклад», как говорили большевики, - вклад науки, вклад университета в другие отрасли жизни. Это всегда оставляет большое пространство для фантазии, и ее практическое воплощение оказывается довольно сложным.
По итогам ректората руководителям факультетов, департаментов, школ, исследовательских подразделений рекомендовано изучить опыт факультета гуманитарных наук в своих коллективах и в ближайшие недели представить предложения по разработке и реализации новых больших проектов.
Вам также может быть интересно:
От климатических рисков до торговых войн: в Вышке состоялась конференция по финансовой экономике
Как меняются инвестиционные решения в условиях инфляционных шоков и применения методов машинного обучения? Можно ли предсказать финансовые риски через новые метрики? Какова роль климатической устойчивости банков и как геополитические потрясения влияют на глобальные цепочки создания стоимости? Эти и другие ключевые темы стали предметом обсуждения на прошедшей недавно 14-й Международной московской конференции по финансовой экономике, организованной Международным институтом экономики и финансов (МИЭФ) ВШЭ.
Подведены итоги Конкурса инноваций в образовании — 2025
22 ноября в конгресс-холле Альфа-Банка состоялась церемония награждения финалистов, победителей в номинациях и абсолютного победителя Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2025). Он проводится 12-й раз, и сегодня это хорошо известный в образовательном сообществе флагманский проект Высшей школы экономики, объединяющий формальное образование, EdTech и частные инициативы.
От импортозамещения к прорыву: как Россия движется к технологическому суверенитету
Доля импорта в затратах на производство и реализацию продукции в России сократилась почти в два раза с 2021 по 2024 год. Об этом свидетельствуют данные исследования НИУ ВШЭ, представленные на круглом столе, посвященном технологическому суверенитету. Эксперты также обсудили, как перейти от импортозамещения в промышленности к прорыву на глобальных рынках. Мероприятие прошло в рамках Дискуссионного экспертного форума НИУ ВШЭ.
Вышка Онлайн представила документальный фильм о влиянии ИИ на нашу жизнь
27 ноября на всех онлайн-площадках Вышки Онлайн состоялась премьера документального фильма «После промпта» от онлайн-кампуса НИУ ВШЭ. Его авторы исследуют, как искусственный интеллект меняет работу, карьерные траектории и профессиональное развитие специалистов. Это первый видеопроект, полностью реализованный командой онлайн-кампуса НИУ ВШЭ совместно с приглашенным режиссером Ольгой Науменко.
«Показать науку через игру»: в Вышке состоялся фестиваль «Республика ученых»
В середине ноября в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре при поддержке Центра академического развития студентов прошел Фестиваль науки НИУ ВШЭ «Республика ученых». Событие помогло студентам познакомиться с различными объединениями исследователей Вышки. В этом году в празднике приняли участие Центр научной интеграции и Центр академического письма, а также студенческие организации, которые представили свою деятельность через интерактивные форматы.
В Национальном форуме ДПО приняли участие свыше 3 тысяч человек
В Высшей школе экономики 20–21 ноября состоялся Национальный форум ДПО. В его работе приняли участие представители вузов, государства, бизнеса, ведущие эксперты в сфере образования и HR. Мероприятия, проходившие в комплексе НИУ ВШЭ в Москве на Покровском бульваре, посетили более 800 человек, а общее число офлайн- и онлайн–участников превысило 3 тысячи.
Восьмой международный онлайн-семинар U4U объединил экспертов из 14 стран
Онлайн-кампус НИУ ВШЭ провел двухдневный международный семинар U4U (Universities for Universities), который традиционно служит площадкой для обмена опытом между университетами в области онлайн-обучения. В этом году событие вышло на глобальный уровень и расширило географию. К обсуждению ключевых вызовов и стратегий развития онлайн-образования присоединились международные эксперты и представители университетов со всего мира. Встреча состоялась в онлайн-формате в середине ноября.
Технологический прорыв: исследования Института ИИ и цифровых наук отмечены на AI Journey 2025
Ученые Института искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук ВШЭ в рамках Международной конференции AI Journey 2025 представили передовые ИИ-исследования с высоким уровнем научной новизны и практической применимости. Научное решение заведующего Научно-учебной лабораторией матричных и тензорных методов в машинном обучении Максима Рахубы получило премию «Лидеры ИИ — 2025». Заведующий Центром глубинного обучения и байесовских методов Айбек Аланов — среди финалистов премии.
«"Образовательные мосты” — место встречи коллег, которые не боятся трудных вопросов»
28–29 ноября в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре пройдет форум «Образовательные мосты: подходы к обучению в старшей школе». Организаторами выступают НИУ ВШЭ и Департамент образования и науки города Москвы. В этом году экспертная программа форума расширена до двух дней и включает в себя вдвое больше образовательных активностей, спикеров и возможностей для нетворкинга.
Ученые НИУ ВШЭ нашли рецепт против выгорания студентов
Исследователи Института образования НИУ ВШЭ показали, сколько времени имеет смысл тратить на учебу, внеучебную активность и личную жизнь, чтобы поддерживать успеваемость в вузе без ущерба для ментального здоровья. Анализ ответов 2753 студентов и их реальных академических показателей выявил точки риска, например избыток домашних заданий, и точки роста: сон, спорт, умеренную вовлеченность в проекты. С учетом полученных результатов ученые подготовили практические рекомендации для студентов и университетов. Работа опубликована в European Journal of Education.


