• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышка создала олимпиаду по истории искусства

Вышка создала олимпиаду по истории искусства

© Высшая школа экономики

В здании факультета гуманитарных наук ВШЭ на Старой Басманной прошло знаковое событие — организованная сотрудниками Школы исторических наук Вышки экспериментальная олимпиада по истории искусств. Она примечательна тем, что, за исключением Всероссийской и Московской олимпиад, других интеллектуальных состязаний по истории искусства для школьников в России не проводится.

Исправить это решили сотрудники ФГН ВШЭ — стажер-исследователь Международной лаборатории исследований русско-европейского интеллектуального диалога, студент 4-го курса образовательной программы «История искусств» Сергей Медакин и академический руководитель этой программы, доцент Школы исторических наук Ольга Назарова.

Идея создания интеллектуального состязания по искусствоведению родилась у Сергея Медакина. Сам он многократно побеждал и становился призером олимпиады студентов и выпускников «Высшая лига» по истории, истории искусств и культурологии, участвует в методической комиссии олимпиады «Высшая проба», преподает на кафедре истории искусств Ассоциации победителей олимпиад (АПО).

Сергей Медакин

© Высшая школа экономики

«Несмотря на то что проведение олимпиады по истории искусств изначально казалось мне сложновыполнимым проектом, на его реализацию меня сподвигла атмосфера Конференции сотрудников и обучающихся НИУ ВШЭ в марте 2024 года. На итоговой конференции университета обсуждались проекты, реализованные в Вышке с 2019 года, а также возможные инновации и мероприятия на следующие пять лет. И у меня не было сомнений, что идея вышкинской олимпиады по искусству будет перспективной. На конференции я встретил Ольгу Алексеевну, предложил обсудить идею о потенциальной искусствоведческой “Высшей пробе”, и, как результат, спустя месяц мы встречали сотню эрудированных школьников в корпусе на Старой Басманной».    

Совместно с Ольгой Назаровой они разработали профориентационные задания, выполнение которых могло бы ясно показать самим участникам их потенциал в освоении истории искусства.

Ольга Назарова

© Высшая школа экономики

«Идея создать искусствоведческую олимпиаду и подать заявку на включение нового профиля в “Высшую пробу” сначала показалась мне слишком масштабной для нашей маленькой программы. Но, с другой стороны, мы очень заинтересованы в ребятах, нацеленных именно на нашу специальность: тем, кто сделал случайный выбор, учиться у нас бывает трудно. Поэтому я рассматриваю олимпиаду как в первую очередь профориентационный инструмент для школьников, планирующих поступать на историю искусства. Наши задания проверяют не столько фактические знания, сколько способность видеть произведения искусства, анализировать свои визуальные впечатления и облекать в словесную форму результаты своих наблюдений. Я очень удивлена и обрадована масштабами интереса к истории искусства — мы никак не ожидали сотни участников — и готовностью ребят давать обратную связь по самым разным вопросам, которую мы обязательно учтем».

Процесс разработки заданий и общей концепции шел быстро — менее чем за месяц организаторы разработали пять объемных заданий, посвященных основным видам искусства, изучаемым на бакалаврской программе: архитектуре, живописи, графике и скульптуре, а также методологии искусствознания.

Анонс соревнований опубликовали в сообществе партнеров олимпиады — кафедры истории искусств Ассоциации победителей олимпиад (АПО) и официальном паблике олимпиады «Высшая проба». И за четыре дня на мероприятие зарегистрировались более 200 школьников со всей России, от Калининграда до Екатеринбурга. Многие из них приехали в Москву специально для участия в пробной олимпиаде. К удивлению организаторов, поступило более 60 заявок на участие в дистанционном формате, который не был предусмотрен, но вполне возможен в будущем, отмечают на ФГН.

Более сотни школьников приехали на Старую Басманную, чтобы принять участие в интеллектуальном соревновании.

Их встречали волонтеры — студенты-искусствоведы разных курсов: Мария Сидоренко, Екатерина Скиба, Дарья Ершова, Софья Хомко, Мария Щербакова-Королева, Павел Головко.

Третьекурсница Мария Сидоренко выступает за любое олимпиадное движение. «Я была рада поучаствовать в проведении пилотной серии соревнований, — говорит волонтер. — Самым удивительным было то, что, несмотря на отсутствие каких-либо официальных наград или статусов по итогам, огромное количество ребят пришли попробовать свои силы. Мне кажется, для олимпиады это ключевой аспект: люди должны быть здесь не только ради приза в конце, но и для собственного интереса и развития. Очень хочу, чтобы запущенный процесс не останавливался и в следующем году олимпиада состоялась бы уже по-настоящему».

Помимо интеллектуального состязания, участников ждали приятные бонусы: сладкие угощения и экскурсия по зданию факультета гуманитарных наук — корпус Вышки на Старой Басманной является памятником культуры регионального значения. Экскурсию разработал и провел совместно с волонтером Павлом Головко Владимир Файер, заместитель декана ФГН по работе с абитуриентами и выпускниками, без которого олимпиада не состоялась бы.

Участники поделились впечатлениями от олимпиады.

«Олимпиада реально классная. Минусов нет, одни плюсы. Задания были очень хорошо подобраны и составлены, все формулировки понятны, что тоже важно; хорошо, что было довольно много подпунктов, где нужно было дать развернутый ответ. Жду, когда олимпиаду включат в “Высшую пробу”».

«Олимпиада мне понравилась, формат заданий лучше, чем на ВсОШ. Сложность умеренная, то есть тем, кто интересуется этой сферой, должно быть что-то знакомо, а то и известно! Формулировка некоторых заданий для меня была не очень понятна, и времени маловато для выполнения. Но в целом все замечательно. Спасибо за такую олимпиаду!»

По итогам экспериментальной олимпиады победителями и призерами стали 34 участника. Абсолютным победителем назван учащийся 9-го класса школы №1579 (Москва) Василий Затионов, получивший 88 баллов.

Победители и призеры

На сегодняшний день экспериментальная олимпиада не дает преференций при поступлении в вузы, однако победители и призеры получат ценные призы от факультета гуманитарных наук.

Организаторы ожидают, что успех соревнования станет аргументом в пользу включения искусствоведческого профиля в главную вышкинскую олимпиаду для школьников — «Высшую пробу».

Вам также может быть интересно:

«Главная причина моего участия в разных направлениях “Высшей лиги” — вызов самому себе»

До 21 января открыта регистрация на олимпиаду студентов и выпускников «Высшая лига». В ней могут участвовать студенты и выпускники любого вуза, гражданства и года обучения, желающие проверить свои знания и компетенции. Олимпиада пройдет по 38 направлениям в два этапа в онлайн-формате.

МОМ Junior 2024: путь к успеху и новым открытиям

Вышка провела за рубежом торжественные церемонии награждения победителей Международной олимпиады для учащихся 8–9-х классов МОМ Junior 2024. В 2024 году олимпиада прошла очно в пяти странах: Казахстане, Кыргызстане, Молдове (ПМР), Туркменистане, Узбекистане.

Третий Слет юниоров Национальной технологической олимпиады прошел в Московской области

Слет Национальной технологической олимпиады Junior (НТО Junior) собрал 36 команд школьников из 22 регионов, показавших лучшие в стране результаты в финале соревнований 2024 года. Почти 25 тысяч школьников 5–7-х классов подали заявки на участие в шестом сезоне НТО Junior, победителями и призерами соревнований были названы 1320 учащихся из 69 регионов Российской Федерации. Итоговое мероприятие сезона прошло на площадке Технопарка Физтех-лицея им. П.Л. Капицы.

Новый сезон конкурса «Твой проект» — еще больше направлений

Открылась регистрация на конкурс «Твой проект», который позволяет получить преимущество при поступлении в магистратуру НИУ ВШЭ. В этом сезоне добавилось 5 новых направлений из разных областей знаний. До 18 февраля у студентов и выпускников бакалавриата и специалитета есть возможность зарегистрироваться и выбрать интересующие их направления.

«Целеустремленные, энергичные и мотивированные»: подведены итоги Всероссийского кейс-чемпионата

В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения победителей и призеров Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству, а также лауреатов в номинациях от партнеров. Кейс-чемпионат проводится при поддержке Сбера, его ключевой темой стало использование ИИ в бизнесе и образовании. В разработке заданий для бизнес-направления принимал участие Сбер, для кейс-направления — компания «Яков и Партнеры».

Победители олимпиады «Яндекса» и ВШЭ разработали ИИ-модель для оценки состояния автомобиля

«Яндекс Образование» и факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ подвели итоги первой совместной олимпиады по искусственному интеллекту и анализу данных (AIDAO). Победила команда AI Capybara из ИТМО. Участники создали ИИ-модель, которая обнаруживает неисправности кузова и салона автомобиля. Задание олимпиады разработали в службе машинного обучения «Яндекс Такси» — специалисты сервиса оценят возможность внедрить ИИ-модель на практике.

Олимпиада студентов и выпускников «Высшая лига»: регистрация началась

«Высшая лига» — интеллектуальное соревнование для всех студентов и выпускников любого вуза, гражданства и года обучения, желающих проверить свои знания и компетенции. Олимпиада проводится по 38 направлениям в два этапа. Оба этапа пройдут онлайн. Дипломанты получат преимущества при поступлении на магистерские программы НИУ ВШЭ и других вузов. В 2024 году 16,5% набора в магистратуру НИУ ВШЭ составили участники «Высшей лиги».

«Почти 220 тысяч школьников и студентов стали участниками десятого сезона НТО»

Завершилась регистрация на юбилейный, десятый сезон Национальной технологической олимпиады (НТО). Заявки на участие в треках самых масштабных инженерных соревнований подали школьники и студенты из всех российских регионов и ряда зарубежных государств, среди которых Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.

«Ваш путь в будущее»: в Вышке наградили дипломантов московского кейс-чемпионата

В 32 городах России завершились региональные кейс-чемпионаты школьников по экономике и предпринимательству. Один из них — кейс-чемпионат в Москве, приглашения на который получили 1200 участников в составе 360 команд. 10 ноября в Центре культур НИУ ВШЭ состоялось награждение его победителей и призеров. Ряд команд были отмечены в специальных номинациях партнерами кейс-чемпионата.

Стартовал новый сезон олимпиады по промышленной разработке PROD

Факультет компьютерных наук (ФКН) НИУ ВШЭ совместно с Т-Банком и Центральным университетом объявил о начале нового сезона олимпиады по промышленному программированию PROD. Ученики 8–11-х классов смогут протестировать профессию программиста, работая над реальными кейсами от ИТ-компаний и сотрудничая с преподавателями ведущих вузов.