• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ВШЭ будет расширять сотрудничество с лучшими школами страны

В начале марта в Высшей школе экономики была создана Дирекция общего образования, главная цель которой — выстроить систему партнерства университета со школами в различных регионах России. Как это будет происходить, рассказал руководитель дирекции Вячеслав Лозинг.

В Высшую школу экономики, как правило, поступают выпускники школ, которые мотивированы на успешную карьеру, которые хотят и готовы учиться. Большое число обладателей высоких баллов ЕГЭ, большое число победителей олимпиад среди наших студентов — лучшее тому подтверждение. По результатам мониторинга качества приема 2014 года наш университет входит в первую пятерку вузов России, в которые идут самые подготовленные абитуриенты. Чаще всего это дети из школ с высокими образовательными результатами.

И тем не менее даже среди победителей олимпиад встречаются ребята, которые прекрасно знают, например, экономику, но сильно не дотягивают в математике или обществознании, в процессе учебы у них начинаются реальные проблемы. Во многом это не проблема детей и даже не проблема ЕГЭ, а следствие недостатков школьного образования — даже в очень хороших школах встречаются учителя, которые недостаточно владеют предметом или же методикой преподавания.

Поэтому одна из задач Высшей школы экономики — оказать методическую помощь школам, которые стремятся улучшать образовательные результаты (и это, кстати, основное условие успеха!), а также предложить различные форматы повышения эффективности образования вплоть до онлайн-лекций известных ученых и преподавателей ВШЭ.

Как это было?

У ВШЭ есть давние традиции сотрудничества со школами — в 1990-е годы, когда вуз только создавался, была сформирована сеть базовых школ, сейчас их 73. В этих школах при поддержке ВШЭ открывались профильные классы — экономические и гуманитарные, ученики которых были ориентированы на поступление в Вышку. В 2000-е годы, когда в соответствии с новыми образовательными стандартами учеба в старших классах стала профильной практически повсеместно, эта работа была продолжена, а некоторые факультеты ВШЭ налаживали сотрудничество со школами по своей инициативе.

В последние несколько лет, работая со школами, университет начал серию серьезных проектов. Был открыт лицей, входящий в структуру Высшей школы экономики. Наш университет «взял шефство» над одним из новых образовательных комплексов Москвы — школой № 2095, был создан университетско-школьный кластер, в который вошли самые разные столичные школы. Наконец, через год после работы Лицея появился так называемый распределенный лицей — в ряде школ Москвы отдельные классы или группы учеников начали учиться по программам, разработанным при участии Вышки.

В чем проблемы?

У сложившейся системы сотрудничества ВШЭ со школами на сегодняшний день есть «слабое звено»: мы до сих пор работали лишь со школами Москвы и Московской области. В других регионах (если не считать Санкт-Петербург, Пермский край и Нижегородскую область, где есть наши кампусы) наших школьных проектов нет.

Долгое время я работал директором школы в Кемеровской области, и должен сказать, что если бы мне предложили такое партнерство, я бы с радостью за него ухватился. Почему? Прежде всего это очень полезно детям и учителям, это поднимает уровень образования, мотивирует и учителей, и учеников на работу не только по учебникам, но и по другим книгам, стимулирует их формировать свой интеллектуальный багаж на будущее. Но нужен тот, кто поможет раскрыть способности. Надеюсь, партнерство с Вышкой будет способствовать ровно этому. А уж какой вуз выберет ребенок — это его дело.

Справедливости ради заметим, что за последние три года лишь 16% студентов, поступивших на образовательные программы подготовки бакалавров и специалистов в ВШЭ, — выпускники школ, в той или иной форме сотрудничающих с нашим университетом. Нам кажется, что возможность создания системы, когда родители выбирают своему ребенку школу в расчете на то, что потом он сможет получить образование в одном из престижных вузов, может дать свои плоды. Мы явно получим абитуриентов иного уровня, с более высокими образовательными результатами, с правильными амбициями.

Какие формы сотрудничества возможны?

Мы можем предложить школам три формы сотрудничества, которые различаются по степени ответственности как школ перед университетом, так и университета перед ними.

Первая форма — это распределенный лицей, когда классы или группы детей учатся по программам, разработанным школой совместно с университетом и утвержденным Учебно-методическим советом ВШЭ. Эти программы не повторяют в точности наши, лицейские, хотя в значительной степени основаны на них, и ключевые требования — возможность выбора профиля, элективные курсы, индивидуальный учебный план для каждого ребенка. Сейчас классы распределенного лицея есть только в школах Москвы.

Вторая форма сотрудничества — базовая школа. Там учат не по нашим, а по своим образовательным программам, но с нами их согласовывают. Университет, в свою очередь, дает школам рекомендации — например, что в классах социально-экономического профиля, изучая экономику, детям желательно освоить такие-то темы.

Третья форма — школа-партнер. Там детей учат по своим программам, с нами их не согласовывают, но знают о существовании Вышки, рассказывают детям о возможностях поступления в наш университет, и дети могут участвовать в разных проектах и с университетом, и с другими школами.

В числе таких мероприятий, предназначенных для всех трех типов школ, — повышение квалификации и профессиональная поддержка руководителей, учителей, прежде всего тех, кто ведет занятия в старших классах. Здесь мы планируем использовать опыт не только Института образования и других научно-образовательных подразделений ВШЭ, но и нашего лицея, который готов делиться опытом с другими школами. Старшие классы здесь уже работают по новому стандарту (срок его ведения по всей стране — 2020 год), в лицее мощный педагогический коллектив, налажена проектная и исследовательская деятельность детей.

Мы будем приезжать в школы, устраивать для детей различные интеллектуальные состязания, конкурсы, как в Москве, так и на местах (в каждом федеральном округе мы планируем открыть ресурсный центр на базе одной из школ).

При этом, естественно, никаких обязательств поступления и даже подачи документов именно в Высшую школу экономики у выпускников этих школ не будет — каждый выбирает вузы в зависимости от своих желаний и возможностей. Но для тех, кто учился в таких школа и недобрал баллы до проходного, но решил идти в Вышку на платное обучение, будут предоставляться скидки до 70% в зависимости от их результатов экзаменов.

Как начать сотрудничество?

Мы будем сообщать о своих намерениях по организации сотрудничества и школам, и региональным органам управления образованием, выезжать в регионы. Со временем в том или ином регионе может появиться своя сеть школ ВШЭ, работу которой координируем не только мы, но и местные власти.

Чтобы получить статус базовой школы или учить по программам распределенного лицея, школа должна соответствовать ряду критериев — прежде всего, обеспечивать высокие результаты выпускников. Но если у школы нет «рекордных достижений», она первоначально может получить статус школы-партнера. Велика вероятность, что, попав в орбиту Вышки, обучив своих учителей на наших курсах, вовлекая детей в совместные программы с базовыми школами и школами распределенного лицея, она улучшит свои результаты. А чем выше результаты школы, тем теснее наше сотрудничество.

У нас уже есть заявки от ряда школ из регионов, которые хотят с нами работать, — например, красноярская гимназия «Универ» хотела бы открыть у себя классы распределенного лицея, а калининградская «Школа будущего» хотела бы стать базовой школой. Мы ждем предложений и от других школ со всей России.

Вам также может быть интересно:

Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%

Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет

27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе

У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников

Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.

Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией

Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.

Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык

В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.