Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык
В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.
Это первое мероприятие в рамках трехстороннего соглашения о совместной разработке проектов новых школ, которое заключили НИУ ВШЭ, НИУ Московский государственный строительный университет и группа компаний «Просвещение» на Петербургском международном экономическом форуме в мае этого года. В семинаре приняли участие сотрудники Института образования и Школы дизайна НИУ ВШЭ, НИУ МГСУ, «Просвещения», представители других организаций — эксперты в области дизайна образовательных пространств. В режиме вебинара к обсуждению подключились директора школ, сотрудники органов управления образованием из Москвы, Санкт-Петербурга, Пермского края, Красноярского края, других регионов, а также из Республики Беларусь.
До 2024 года в России предстоит построить 2 тыс. новых школ и провести капитальный ремонт в 5 тыс. зданий, где не обеспечены минимальные условия для обучения. Это позволит решить проблему второй и третьей смены. Но важно и другое. Современная школа — это не только привычные уроки, но и лекции, самостоятельная работа, коллективные проекты, мероприятия для детей разных возрастов. Для таких форм работы нужен иной дизайн образовательных пространств, и в их проектирование должны быть вовлечены все участники учебного процесса.
Как нам реорганизовать образовательное пространство? Четыре примера
Пример 1. Коридоры для общения и прочих полезных дел
«Пространство школы должно способствовать комфортному общению всех участников образовательного процесса — и в парах, и в группах, — поясняет директор Центра развития лидерства в образовании Павел Сергоманов. — Для коллективного решения образовательных задач можно использовать школьные коридоры. В «Хорошколе», например, дети вместе с учителями создают на стенах таймлайн, показывая, какие важные события в школе произошли или произойдут в учебном году. Это позволяет подростку «держать в голове» весь год, легко ориентироваться в учебном времени, организовывать себя и других. А свободное общение становится не менее важным, чем учеба».
Пример 2. Пуфики для упорядочения хаоса
Одно из дизайнерских решений для начальной школы, предложенное кафедрой дизайна мебели МГХПА им. Строганова, — колесные пуфики, которые можно цеплять друг к другу и сидя на которых дети могут двигаться по нарисованным траекториям в классах или рекреациях. Это позволяет избежать хаоса на переменах, к тому же дети оттачивают навыки моторной координации и «сбрасывают» энергию. Можно устраивать командные соревнования — какая команда быстрее и точнее доберется до заданной точки.
Одновременно дизайнеры разработали приватные зоны для детей — «домики», рассчитанные на 1–2 человек, из шумопоглощающих материалов, где можно сосредоточиться и расслабиться. Ведь без приватного пространства, в толпе человек, становится агрессивнее и рассеяннее.
Источник: презентация Кирилла Чебурашкина
Пример 3. Новое рабочее место для удобства учителя
Еще один сюжет — организация рабочего места учителя в классе. В качестве аналогии заведующий кафедрой дизайна мебели МГХПА им. Строганова Кирилл Чебурашкин привел пример организации пространства кухни. В ее основе — единая рабочая поверхность, многофункциональность и модульность, причем все модули (плита, мойка, шкафы и проч.) размещены эргономично и удобно для хозяйки. Подобным образом можно организовывать и рабочее место учителя, совместив в едином пространстве рабочий стол, меловую и интерактивную доску (например, «утопив» одну доску в стену, а вторую сделав выдвигающейся), проектор, флипчарт и другие технические средства. Уже есть пилотные образцы таких рабочих мест, и их можно апробировать в школах. Это современно и удобно.
Пример 4. Говорящие портреты
Современное школьное пространство должно быть интерактивным, среда должна откликаться на действия. Причем имеется в виду не только работа на уроках или в библиотеке, подчеркивает Павел Сергоманов. «В каждой школе есть наглядные учебные пособия — не бывает кабинета литературы без портретов писателей на стенах, — рассказывает он. — Но эти портреты для детей мало что значат — с ними не пообщаешься, даже усы им не подрисуешь, потому что висят высоко. Но с помощью современных технологий эти портреты можно «оживить», создать возможности общения с классиками — например, на специальных интерактивных столах. Ребенок задает портрету вопрос, и портрет ему отвечает!».
Что за поворотом?
Эксперт в области дизайна образовательных пространств из Всемирного банка Мария Устинова рассказала о результатах исследования детского самочувствия, которое было проведено в российских и зарубежных школах. В смартфоны была загружена карта школы и пришкольной территории, и детям предлагалось фиксировать свои эмоции (лайк, дислайк или различные эмодзи — радость, страх, уныние, веселье, гнев, скуку) в классах, спортзале, столовой, на спортивной площадке и в других точках. Оказалось, что на территории школы есть пространства, где дети испытывают страх (и это не только туалеты, но и места во дворе, где не видно, что или кто ждет тебя за поворотом), и архитекторы не учитывали это при проектировании.
Без дизайна не обойтись
Семинар показал, что у российских архитекторов, дизайнеров, производителей оборудования и поставщиков сервисов есть немало современных пространственных решений для школ. Школам предлагают брендбуки с яркими классами, новые наглядные пособия, коворкинги, комплексные решения для естественно-научных лабораторий, интерфейсы для образовательных приложений и цифровых инструментов, многое другое.
Проблема в том, считает Павел Сергоманов, что дизайнерам пока не удается найти общий язык с педагогами по более сложным вопросам — например, как обустроить пространства для развития критического мышления, понимания невербальной коммуникации. Педагогов больше волнует содержание программ, у них пока нет четких запросов к дизайнерам или же их не удается вовлечь в совместное проектирование.
Отдельный вопрос — о дизайне и оснащении пространств для занятий по математике, истории и другим предметам. Здесь требуются сложные знаково-символические решения (например, для создания обучающих игр). В этом случае можно не только особым образом организовать пространство и применять наглядные электронные пособия, но и использовать технологии дополненной и виртуальной реальности.
При проектировании и оснащении образовательных пространств необходимо учитывать потребности жителей конкретных регионов и муниципалитетов, считает заместитель управляющего директора издательства «Просвещение» Ольга Котляр. В некоторых республиках Северного Кавказа ярко выражены культурные традиции раздельного воспитания мальчиков и девочек, и это важно учитывать при организации уроков физкультуры — особым образом проектировать пространства (известен случай, когда в школе-новостройке пришлось переделывать выходы из раздевалок). А если школа расположена в городе, где градообразующее предприятие — крупный комбинат и большинство выпускников идет туда работать, то классы предпрофессиональной подготовки должны быть оснащены с учетом специфики этого комбината.
«Конечно, школы должны быть оформлены красиво, детям и учителям должно быть там комфортно, но этого недостаточно, — отметила Ольга Котляр. — Главное — чтобы пространственные и дизайнерские решения, мебель и техника способствовали достижению не только традиционных, но и новых образовательных результатов — результатов XXI века».
Сергоманов Павел Аркадьевич
Директор центра развития лидерства в образовании ВШЭ
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ запускает серию хакатонов с брендами
1 и 8 декабря Школа дизайна Вышки организует два хакатона. На первом предлагается создать витрину для чайного бренда «Травки». На втором — разработать айдентику для вымышленного сериала на «Кинопоиске». В интенсивах могут принять участие студенты Высшей школы экономики и все желающие, освоившие курс коммуникационного дизайна.
«Яндекс Образование» и НИУ ВШЭ открыли выставку плакатов
В Яндекс Музее открывается экспозиция работ студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ «Как(ое) образование изменит мир?». Специально для конференции «Яндекса», посвященной образованию, — Yet another Conference on Education 2024 — учащиеся Лаборатории плаката ВШЭ под кураторством Юрия Гулитова создавали постеры с вопросами о будущем образования, месте человека и технологий в нем.
Школа дизайна НИУ ВШЭ представила работы на ярмарке Cosmoscow
В конце октября состоялось открытие 12-й Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, в которой приняли участие три выпускницы Школы дизайна НИУ ВШЭ: Анна Знаменская, Лена Власова и Марина Батылина. В экспозиции стенда HSE ART GALLERY были представлены такие виды искусства, как живопись, керамика и графика.
Работы выпускниц Вышки — на ярмарке Cosmoscow 2024
С 25 по 27 октября в «Тимирязев Центре» пройдет 12-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Как обычно, участие в ней примет HSE ART GALLERY. Галерея представит новые работы трех выпускниц Школы дизайна НИУ ВШЭ: Анны Знаменской, Лены Власовой и Марины Батылиной. Живопись, керамика, графика — все проекты можно будет увидеть на стенде ВШЭ.
«Всё всегда и сразу»: первая выставка HSE ART GALLERY на Винзаводе
По 30 июня продлится первая выставка HSE ART GALLERY в новой локации — в Центре современного искусства Винзавод. Экспозиция состоит из работ более 50 студентов и выпускников трех направлений Школы дизайна НИУ ВШЭ: «Современное искусство», «Мода» и «Предметный дизайн». Выставка представляет панораму поколения двадцатилетних — первой генерации, родившейся и полностью сформировавшейся в новом тысячелетии.
Восьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN — с новыми номинациями
Международный онлайн-конкурс HSE CREATIVE OPEN на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ открывает летний сезон с новым набором номинаций: «Визуальные исследования», «Гейм-дизайн», «Моушн-дизайн», «Плакат», «Цифровой продукт». Конкурс был запущен в 2022 году и за первый год собрал больше 1500 работ. Его цель — объединить идеи по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов. Прием работ — до 2 июля.
«Сквозь зеркало и обратно»: выставка Школы дизайна ВШЭ в «Архангельском»
С 23 мая по 28 июля 2024 года в Ботанических оранжереях Музея-заповедника «Архангельское» пройдет выставка «Сквозь зеркало и обратно» — новый совместный проект Школы дизайна НИУ ВШЭ и музея. Его главной темой стали отражения — в прямом и переносном смысле. Участники выставки — студенты различных направлений и профилей Школы дизайна: «Современного искусства», «Анимации и иллюстрации», «Коммуникационного дизайна» и других.
Презентация научного журнала Школы дизайна ВШЭ состоится в HSE CREATIVE HUB
15 мая в пространстве HSE CREATIVE HUB пройдет встреча с редакционной командой электронного научного Журнала ВШЭ по искусству и дизайну / HSE University Journal of Art & Design, первый выпуск которого вышел в марте 2024 года. Также состоится презентация еще одного проекта — первого выпуска коллекционного печатного приложения ART. В первом номере журнала опубликованы научные работы по самым разным тематикам — от ренессансной культуры до американских комиксов 1950-х гг., а главной темой печатного приложения стала Россия ХХ века.
Вышка и авиакомпания «Победа» запустили совместный конкурс
Школа дизайна Вышки совместно с авиакомпанией «Победа» объявили о старте конкурса на создание нового дизайна униформы для бортпроводников и представителей авиакомпании. Свой талант смогут проявить молодые профессиональные дизайнеры, а также студенты от 18 лет, обучающиеся в российских вузах на очных и заочных программах по направлению «Дизайн и мода».
Вышка и TJ Collection создали музей цифровой моды
В рамках дисциплины «Ивент-интеграции в Metaverse и гибридные мероприятия» студенты бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» и команда дизайнеров TJ Collection создали музей в метавселенной Spatial. Пространство посвящено тридцатилетию бренда. В экспозиции представлены fashion-тренды последних десятилетий, а само пространство напоминает работу архитектора Жана Нувеля — Лувр Абу-Даби.