Новые журнальные публикации, выпуск № 11
Аннотированный обзор новых публикаций преподавателей и исследователей ВШЭ по вопросам образования, психологии, культурологии и политологии.
Образование
Абрамов Р.Н. Академический оплот и «административное ядро»: рождение и рост предпринимательских университетов. Рец. на кн.: Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2011 // Вопросы образования. 2011, № 3. С. 279-287.
Аннотация: Содержание и структура книги известного американского исследователя образования рассматриваются с точки зрения вклада в социологию высшего образования и перспектив использования материалов монографии в преподавательской деятельности и исследованиях.
Ключевые слова: предпринимательский университет, образовательная политика, организационные изменения, университетские инновации.
Кузьмина Ю.В., Тюменева Ю.А. Читательская грамотность 15-летних школьников: значимость семейных, индивидуальных и школьных характеристик (по данным российской выборки PISA-2009) // Вопросы образования. 2011, № 3. С. 164-191.
Аннотация: С использованием четырех моделей регрессионного многоуровневого анализа оценен вклад различных факторов в достижения 15-летних учащихся в чтении. Наиболее значимым фактором оказался семейный бэкграунд, причем не только на индивидуальном, но и на школьном уровне, где он оказывает влияние уже как средний по школе социально-экономический статус семей учащихся. На уровне школы агрегированные семейные характеристики учеников обнаруживают связь с индивидуальными достижениями, превосходя при этом эффект школьных ресурсов и локализации школы — тех из школьных факторов, которые показали значимый вклад в достижения. Отношение к чтению и обучению значимо с точки зрения успешности в чтении на индивидуальном уровне, но, агрегируясь на уровне школы, установки учеников по отношению к чтению и школе не вносят самостоятельного вклада в индивидуальные результаты.
Ключевые слова: PISA, чтение, мотивация, установки, семейный бэкграунд, школьные ресурсы, многоуровневый регрессионный анализ.
Кузьминов Я.И., Фрумин И.Д., Захаров А.Б. Российская школа: альтернатива модернизации сверху // Вопросы образования. 2011, № 3. С. 5-53.
Аннотация: Анализируются основные вызовы современному школьному образованию и успешный опыт ответов на эти вызовы в разных странах. На основе результатов международных обследований качества образования и сравнительных образовательных исследований обсуждаются конкурентные преимущества российской системы образования и потенциал ее развития. Сегодня российскую школьную систему можно считать «скорее хорошей» — между «удовлетворительной» и «хорошей» по классификации компании «МакКинзи». Для перехода в разряд «очень хороших» или «отличных» можно применять разные варианты стратегий. В постсоветский период активно использовались реформирование системы в целом и ликвидация отставания. Эти стратегии опираются на администрирование как на основной ресурс. Они очень затратные, нечувствительны к локальным особенностям системы и способствуют накоплению «усталости от перемен». Возможна третья стратегия — развитие сильных сторон. Основным источником обновления в этом сценарии является инициатива и интерес успешных исследователей, педагогов и школ. Этот подход можно назвать гуманитарной модернизацией образования. Обсуждаются возможности использования данной стратегии в современных условиях и комплекс мер по закреплению и использованию конкурентных преимуществ в российской образовательной системе.
Ключевые слова: модернизация, образовательная политика, образовательные практики, технологии образования, сравнительные исследования образования.
Польдин О.В., Силаев А.М. Сравнение образовательных программ по результатам ЕГЭ зачисленных студентов // Вопросы образования. 2011, № 3. С. 192-209.
Аннотация: Для сравнения отдельных программ подготовки по качеству приема использованы распределения суммы баллов ЕГЭ зачисленных студентов. На основе анализа распределений предложены качественные и количественные показатели, характеризующие различия между программами. Эффекты расслоения программ по баллам ЕГЭ проиллюстрированы эмпирическим анализом приемных кампаний 2009 и 2010 года в некоторых вузах.
Ключевые слова: единый государственный экзамен, прием в вузы, качество программ, кривые спроса, государственное финансирование.
Психология
Антонова Н.В., Дятлова А.А., Индивидуальный имидж как результат самоопределения личности // Психология. Т. 8. 2011, № 2. С. 59-68.
Аннотация: В статье рассматривается имидж как социально-психологический феномен, представлена авторская модель формирования имиджа, доказывается связь имиджа и идентичности личности. Анализируются механизмы формирования имиджа, среди которых выделяется механизм самоопределения, показана роль самоопределения в процессе формировании имиджа. Описаны результаты эмпирического исследования, в котором показана связь имиджа и самоотношения как оценочного измерения идентичности.
Ключевые слова: имидж, самоидентичность, идентичность личности, предъявляемая идентичность, самоидентификация, самоопределение личности, самоотношение, образ Я.
Вечерин А.В. Субъективные факторы удовлетворенности трудом сотрудников организаций // Психология. Т. 8. 2011, № 2. С. 96-111.
Аннотация: В статье проводится анализ взаимосвязи удовлетворенности трудом и выраженностью различных личностных черт, а также субъективным представлением о заработной плате. Научной новизной исследования является анализ взаимосвязи заявленных факторов в зависимости от типа профессиональной деятельности. Данные регрессионного анализа показывают высокое влияние отдельных личностных качеств на удовлетворенность трудом в артономических профессиях и низкое влияние в других типах профессий.
Ключевые слова: удовлетворенность трудом, субъективное представление о заработной плате, тип профессиональной деятельности.
Глакмен М., Николаева В.Г. Мир в междоусобном противостоянии // Личность. Культура. Общество. Т. XIII. 2011, вып. 4. С.18-29.
Аннотация: Автор отстаивает тезис, что социальный конфликт является одним из механизмов установления и поддержания социального порядка. Пользуясь материалом двух книг Э.Э. Эванс-Притчарда о нуэр, он показывает, как люди ссорятся в рамках некоторых своих обычных приверженностей, но удерживаются от насилия другими, конфликтующими с ними, обычными приверженностями. Тем самым, как он утверждает, конфликты в отдельных комплексах отношений приводят в более широком масштабе общества и на больших промежутках времени к восстановлению социальной сплоченности.
Ключевые слова: междоусобица, мир, социальный порядок, конфликт, социальная структура, обычные приверженности (лояльности).
Иванова Н.Л. Самоопределение личности в бизнесе: проблемы и модели исследования // Психология. Т. 8. 2011, № 2. С. 28-39.
Аннотация: В статье проводится анализ проблемы самоопределения личности в профессиональной и социальной среде. Рассматривается модель самоопределения, в основе которой лежит сочетание особенностей самосознания (социальная идентичность, самоотношение, мотивы, ценности) и способов принятия решений. Практическая направленность работы связана с проблематикой психологии бизнеса, в частности, с изучением проблем самоопределения личности в современном бизнесе. Сделана попытка типологизации особенностей самоопределения.
Ключевые слова: самоопределение личности, социальная идентичность, профессиональная идентичность, проблемы профессионализации и социализации.
Купрейченко А.Б. Нравственно-психологическая детерминация экономического самоопределения российских руководителей // Психология. Т. 8. 2011, № 2. С. 40-58.
Аннотация: В статье представлен комплексный анализ нравственно-психологических детерминант экономического самоопределения современных российских руководителей, описаны нравственно-психологические механизмы стимулирования и сдерживания экономической активности. Результаты эмпирического исследования показали, что нравственная оценка денег, мира бизнеса и отношение руководителей к соблюдению нравственных норм делового поведения тесно взаимосвязаны. Определенные сочетания выраженности и модальности этих показателей образуют психологические типы, различающиеся характеристиками экономической активности.
Ключевые слова: нравственно-психологическая детерминация, экономическое самоопределение, тенденции экономической активности руководителей, психологические типы нравственной оценки денег.
Ловаков А.В., Липатов С.А. Организационная идентификация и приверженность персонала: сходство и различие // Психология. Т. 8. 2011, № 2. С. 69-80.
Аннотация: В статье рассматриваются концептуальные различия между организационной идентификацией и организационной приверженностью. На сегодняшний день в литературе по организационно-психологическим проблемам представлены различные точки зрения на соотношение данных конструктов, одни авторы рассматривают идентификацию и приверженность как пересекающиеся конструкты, другие — как самостоятельные. Имеющаяся путаница приводит к тому, что зачастую, говоря об одних и тех же феноменах и процессах, разные исследователи называют их по-разному, и наоборот: одно понятие употребляется в совершенно разных смыслах. Целью статьи является рассмотрение сходств и различий между данными конструктами, проведение между ними концептуальных границ.
Ключевые слова: организационная идентификация, связь между работником и организацией, организационная приверженность.
Культурология
Иконникова Н.К., Лазебная К.П. Олимпийские стройки: модель распространения социокультурных эффектов в вещной среде // Личность. Культура. Общество. Т. XIII. 2011, вып. 4. С. 259-266.
Аннотация: В статье рассматриваются конкретные процессы изменения вещной среды, представленные визуально фиксируемыми символами, причем распространение изменений описывается в терминах диффузии, с использованием схемы-метафоры «Торнадо». Подчеркивается связь разных классов символов с дифференциацией социальных позиций субъектов, выступающих как их носители.
Ключевые слова: вещная (предметная среда), символ, диффузия, социальные различия, визуальный анализ, Олимпийские игры.
Ривлина А.А. Лингвокультурный конфликт и его «наивная» метаязыковая интерпретация (на материале взаимодействия современного русского языка с английским) // Личность. Культура. Общество. Т. XIII. 2011, вып. 4. С. 177-183.
Аннотация: В статье описывается усиливающаяся тенденция к вербализованной метаязыковой рефлексии носителей русского языка, связанная с глобализацией английского языка и увеличением количества англоязычных заимствований. Особый интерес представляют развернутые негативно-оценочные метаязыковые комментарии по поводу англоязычных заимствований, отражающие неприятие норм и ценностей, противоречащих русскоязычной культуре. Данное явление определяется как «лингвокультурный конфликт», а его «наивная» метаязыковая интерпретация рассматривается как часть «языковой самообороны» русскоязычного языкового сообщества.
Ключевые слова: культурный конфликт, лингвокультурный конфликт, «наивная» лингвистика, метаязыковая рефлексия.
Херсковиц Дж.М., Николаева В.Г. Африканские боги и католические святые в верованиях негров Нового света // Личность. Культура. Общество. Т. XIII. 2011, вып. 4. С.29-36.
Аннотация: В статье Херсковица рассматривается феномен идентификации африканских богов с католическими святыми у негров Нового Света. Этот феномен трактуется как частный случай синкретизации культур, имеющий более широкое теоретическое значение для исследований аккультурации.
Ключевые слова: аккультурация, синкретизм, афроамериканские культы.
Политология
Нисневич Ю.А. Обратный отсчет // ПОЛИС: политические исследования. 2011, № 6. С. 134-142.
Аннотация: По мнению автора, трансформация политической системы современной России происходила в условиях распространения политической коррупции, что обусловило кризисное состояние всех сфер жизни общества и государства. Для его преодоления предлагается комплекс мер, в основе которых лежит профессиональная люстрация государственного аппарата наподобие той, которая была проведена после объединения ГДР и ФРГ.
Ключевые слова: бюрократия, люстрация, политическая коррупция, реформы, судебная система.
Вам также может быть интересно:
«Департамент психологии ВШЭ — лидер этого направления образования в России»
22 ноября департамент психологии факультета социальных наук (ФСН) ВШЭ отметил профессиональный праздник всех причастных к психологии. В этом году в Вышке он был приурочен к 85-летнему юбилею профессора Владимира Шадрикова — выдающегося отечественного психолога, основателя факультета психологии ВШЭ (который позже в качестве департамента вошел в состав ФСН), научного руководителя Научно-учебной лаборатории психологии способностей департамента психологии факультета социальных наук Вышки.
Психологи из НИУ ВШЭ узнали, как любовь к животным влияет на отношения с людьми
Ученые из НИУ ВШЭ выявили связь между привязанностью к домашним питомцам и отношением к природе и другим людям. Выяснилось, что чем сильнее радость от общения с питомцем, тем больше желания помогать людям, однако любовь к животным не всегда связана с заботой о природе. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Psychology and Society.
В питерской Вышке открылся Институт психологии здоровья
На базе Школы социальных наук НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург начал работу Институт психологии здоровья. Это новое подразделение объединит исследователей, которые изучают поведение людей и когнитивные процессы. Под началом института также в питерской Вышке запустятся три научные лаборатории. Рассказываем, какими исследованиями займутся ученые.
НИУ ВШЭ открывает новую программу microdegree «Исследователь в EdTech»
Институт образования Высшей школы экономики в партнерстве с компанией Skyeng анонсировал запуск новой образовательной программы «Исследователь в EdTech: data-driven-подход для цифровых образовательных продуктов». Новый курс, призванный подготовить специалистов по комплексному анализу пользователей и рынка в сфере образовательных технологий, рассчитан на 9 месяцев и завершается присвоением microdegree.
Питерская Вышка выходит на международный рынок профессионального образования
НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург впервые познакомил международных партнеров с программами дополнительного профессионального образования (ДПО), которые реализуются в университете. Презентация прошла в рамках визита представителей Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) университета в Индию.
НИУ ВШЭ запускает 12 новых программ высшего образования в формате онлайн
Высшая школа экономики открывает новые онлайн-программы по маркетингу, праву, ИТ, психологии и другим направлениям. С 1 апреля для поступления стали доступны 10 магистерских программ, а с 14 июня запустятся 2 новые программы онлайн-бакалавриата. Всего в НИУ ВШЭ в 2024 году открыт набор на 33 программы бакалавриата и магистратуры в формате онлайн.
Психологи научились измерять мечты россиян
Исследователи из НИУ ВШЭ изучили функции мечты в русском культурном пространстве и пришли к выводу, что конструктивное мечтание помогает людям осознать свой жизненный путь, способствует развитию личности и обретению смысла жизни, повышает психологическое благополучие, а также развивает сбалансированное ощущение времени. Результаты работы опубликованы в журнале «Культурно-историческая психология».
Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО
Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.
НИУ ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов цифровой экономики
Высшая школа экономики заняла 2-е место в новом рейтинге вузов цифровой экономики по Москве и Санкт-Петербургу за 2023 год, уступив лишь МГТУ им. Баумана. НИУ ВШЭ обошел профильные ИТ-университеты — МФТИ (3-е место) и ИТМО (5-е место), — а также МГУ (4-е место).
НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральный университет запустили олимпиаду по промышленному программированию для школьников
НИУ ВШЭ совместно с «Тинькофф» и Центральным университетом объявили о проведении первой в России олимпиады по промышленному программированию для старшеклассников — PROD. Ее участники не просто решают теоретические задачи, а работают над реальными бизнес-кейсами из ИТ. Такой формат позволяет полностью погрузиться в профессию разработчика до поступления в вуз.