Можно ли исключить человеческий фактор
В феврале этого года на факультете психологии ВШЭ открылось пять научно-учебных групп (НУГ). Рассказом об одной из них — группе когнитивных исследований — наш портал начинает серию публикаций о научных исследованиях психологов Высшей школы экономики.
Как ни парадоксально, в ходе развития науки человек много узнал о внешнем мире, но все еще является загадкой для самого себя. Поэтому когнитивные исследования одни из самых актуальных в сегодняшней науке, а в Высшей школе экономики на факультете психологии открылась специальная научно-учебная группа (НУГ), работа которой посвящена этой тематике. Когнитивная психология — это область знания, которая занимается выявлением общих законов и механизмов человеческого познания, начиная от восприятия и заканчивая сложными процессами логического мышления и творчества. Часто эта проблематика помимо психологов находится в сфере интересов лингвистов, нейрофизиологов, философов, антропологов, представителей компьютерных наук. То есть наука представляет очень широкое поле для деятельности. «Наш проект называется «Психологические механизмы сознания и познания человека» — это тоже необъятная тема, — рассказывает заведующий НУГ когнитивных исследований, старший преподаватель кафедры общей и экспериментальной психологии ВШЭ Игорь Уточкин. — У нас работают не только сотрудники Вышки, но и специалисты других вузов, то есть благодаря нашей группе мы смогли объединить психологов, занимающихся когнитивными исследованиями. Соответственно, раз нас много, то и работа идет не в одном, а в нескольких направлениях». Сам Игорь Уточкин со своими студентами занимается зрительным восприятием и вниманием. Этой же теме посвящена деятельность ведущего научного сотрудника НУГ Марии Фаликман, которая уже почти 10 лет руководит Московским семинаром по когнитивной науке. Коллеги из Института психологии имени Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета Владимир Спиридонов и Алексей Котов, а также ведущий научный сотрудник НУГ когнитивных исследований Сергей Яголковский сосредоточены на проблемах мышления и творчества. И, наконец, третье направление ведут старший научный сотрудник НУГ когнитивных исследований Дмитрий Люсин и научный сотрудник этой же группы Виктория Овсянникова, которые проводят когнитивный анализ эмоций. «На первый взгляд, это разные сферы нашей психики, потому что когнитивный процесс связан с познанием, то есть с приобретением и обработкой информации, а эмоции — с отношением к реальности, — отмечает Игорь Уточкин. — Тем не менее, и здесь есть задел для когнитивных исследований. Наши коллеги изучают то, как мы извлекаем и обрабатываем эмоционально окрашенную информацию: например, как мы считываем эмоции с лиц окружающих людей, выделяется ли лицо, выражающее какую-то эмоцию, из множества лиц, которые эту эмоцию не выражают, и так далее. Они занимаются также вопросом о том, как эмоции влияют на процесс познания». |
И.о. декана факультета психологии НИУ ВШЭ Владимир Штроо: «До сих пор на нашем факультете научные исследования носили скорее точечный характер. Если и проводились какие-то разработки, то, как правило, на гранты, выданные во многом под имена именитых профессоров факультета. Почему так произошло? Финансовые возможности факультета невысоки, а очень часто исследования в области психологии требуют наличие современного оборудования. Мы искали разные варианты, но, увы, поиски не увенчались успехом. В октябре 2010 года ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов предложил факультету подать заявки на создание научно-учебных групп, которые на первых этапах существования должны были поддерживаться средствами из общеуниверситетских фондов. Около семи-восьми такого рода заявок мы обсуждали внутри факультета, на рабочих совещаниях, заседаниях ученого совета. Из них пять были поддержаны. В феврале 2012 года, научная деятельность факультета, его НУГов, вновь будет на повестке дня. Тогда будет три возможных варианта. Первый: результаты научной деятельности впечатлили, и НУГ может быть переведена в статус лаборатории. Второй: группа не справилась и завершает свою работу. Третий вариант промежуточный — на год продолжается финансирование, но в прежнем формате группы. НУГи создавались при условии, что они займутся исследовательской тематикой и привлекут туда студентов. Сейчас действуют проекты, посвященные когнитивным исследованиям, когнитивной психофизиологии, нейропсихологии, позитивной психологии и качества жизни и, наконец, психологии бизнеса. В каждой лаборатории-группе есть свои нюансы. Руководят НУГами преподаватели факультета, в их состав входят молодые преподаватели, аспиранты, магистранты и студенты». |
В целом сотрудники НУГ когнитивных исследований стараются понять, насколько наше поведение и наше познание регулируются сознательными механизмами, а в какой мере все это происходит на неосознаваемом уровне, как это влияет на принятие решений. «Вообще исследования последних десятилетий показывают, что наша свободная воля — это отчасти иллюзия, — говорит руководитель группы. — Даже когда мы думаем, что принимаем решение осознанно, мы очень часто не подозреваем, что эти решения до некоторой степени могут определяться прошлым и сиюминутным контекстом, на который мы не обратили внимания, который не запомнили, или думаем, что не запомнили».
Сейчас в группе идет регулярная экспериментальная работа. Например, Игорь Уточкин изучает ошибку внимания, называемую слепотой к изменению. Большинство нормальных людей уверены, что если они смотрят на какую-то зрительную сцену, то они обязательно заметят, если что-то изменится. Это некоторая иллюзия. На самом деле, если наше восприятие на какое-то время (хоть на треть секунды) прервется, и в этот момент что-то изменится, то не факт, что мы это заметим. «Я пытаюсь доказать, что фокус нашего внимания окружен мертвой зоной, в которой нам тяжелее всего заметить что-либо, — говорит Игорь Уточкин. — Как ни парадоксально, мы можем не увидеть что-то очевидное вблизи от того места, куда наше внимание непосредственно направлено. Где-то вдалеке нам что-либо заметить даже проще».
Зачем нужны эти работы? Современный человек очень много работает с информацией. Он постоянно что-то смотрит, слушает, читает книги, пользуется Интернетом. Как справиться с этим потоком информации? Как правильно ее использовать? Без поддержки тут явно не обойтись. Например, когнитивные исследования могут ответить на вопрос об эффективности рекламы: посмотрит ли на нее человек, а если посмотрит, то повлияет ли она на поведение. Потому что человек может смотреть на что-то, но это еще не значит, что он внимателен к информации. В рекламе такая ситуация приводит лишь к материальным потерям рекламодателя. Увы, бывают и более серьезные ошибки, которые приводят к ДТП, катастрофам, авариям, обычно в этом случае говорят о человеческом факторе. Даже решая простые задачи и принимая решение — повседневное, не судьбоносное, — человек также нередко оказывается в плену заблуждений и иллюзий, хотя ему и кажется, что его решение разумное и взвешенное. Недаром статья когнитивных психологов Дэниела Канемана и Амоса Тверски 1979 года в журнале Econometrica, где они с помощью простых экспериментов показали экономистам очевидную для психологов истину об ограниченной рациональности человека, стала одной из самых цитируемых статей в области экономики. Кстати, один из ее авторов Дэниел Канеман в 2002 году удостоился Нобелевской премии по экономике.
«Фундаментальные исследования в области психологии познания — это один из мощнейших источников исследования человеческого фактора, — уверен Игорь Уточкин. — Явно есть задача в каких-то рутинных вещах снизить роль человеческого фактора, особенно там, где высока вероятность ошибок. Вместе с тем, стараясь избежать ошибок, нам следует не только отнимать у человека рутинные функции, но и совершенствовать его возможности по работе с информацией, разрабатывая обучающие технологии и интерфейсы, учитывающие когнитивную реальность. На данном этапе развития технологий можно вполне серьезно говорить, например, о понятии «когнитивный дизайн» (термин, кстати, ввел еще один когнитивный психолог — Дональд Норман, в свое время консультировавший по вопросам когнитивного дизайна такие компании, как Apple, Hewlett Packard, Motorola и другие)».
Елена Калиновская, Новостная служба портала ВШЭУточкин Игорь Сергеевич
Вам также может быть интересно:
Новая магистерская программа поможет стать специалистом в когнитивной психологии и нейробиологии
Со 2 июня по 15 июля пройдет прием заявлений от российских граждан — абитуриентов англоязычной магистерской программы ВШЭ «Когнитивные науки: от нейрона к познанию» (от иностранных граждан заявления уже принимаются с 1 марта по 15 июля). Поступить на бюджетные места программы смогут студенты самых разных специальностей по конкурсу портфолио.
Конференция научно-учебных групп
13 октября состоялась конференция четырех социологических научно-учебных групп ВШЭ «Профессии социального государства», «Социология публичной сферы», «Семья и социальные неравенства» и Группы исследований социологии науки и профессий.
Информационный бюллетень «Академическая среда: академическое развитие университетов». Выпуск третий
В этом выпуске вы найдете описание конкурса «Учитель-ученики» в НИУ ВШЭ и историю его преобразования в Конкурс научно-учебных групп.
Психолог в помощь бизнесмену
Магистерская программа «Психология в бизнесе» в Высшей школе экономики была открыта первой в России. Недавно появилось и научно-учебная группа «Психология бизнеса». Заместитель заведующего этой группой и руководитель магистерской программы Наталья Иванова уверена, что на факультете психологии НИУ ВШЭ формируется отечественная школа психологии бизнеса.
«На факультете психологии, как и во всем вузе, мы финансируем именно результаты»
В конце 2010 года в Высшей школе экономики начала действовать новая форма академической работы — научно-учебная группа (НУГ). Больше всего групп было создано на факультете психологии в феврале 2011 года. Совсем скоро будут обсуждаться первые результаты работы НУГов. Об этом, а также о других особенностях научно-учебной деятельности мы побеседовали с проректором ВШЭ Марией Юдкевич.
Нейропсихология как путь к повышению качества жизни
Ежегодно в России случается около 600 тысяч инсультов, примерно такое же количество человек получают черепно-мозговые травмы. Современная медицина научилась спасать жизни таких людей, но большая их часть не может вернуться к нормальной жизни. Свой вклад в реабилитацию подобных больных вносит нейропсихология. На факультете психологии ВШЭ создана Научно-учебная группа когнитивной нейропсихологии.