• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследователи высшего образования обсудят тему дифференциации университетов

16-18 октября в Высшей школе экономики состоится V международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования на тему «Дифференциация в динамично меняющихся системах высшего образования: вызовы и возможности».

Российская ассоциация исследователей высшего образования (РАИВО) — это сеть ведущих российских ученых и экспертов в области образования, в рамках которой обсуждаются лучшие практики, проблемы, тренды, внешние вызовы и другие факторы, влияющие на университеты и системы образования в целом.

За пять лет работы ассоциация стала пространством коммуникации российских и зарубежных ученых, а также взаимодействия науки и власти. Так, на III конференции РАИВО «Рождение и возрождение университетов» в 2012 году обсуждался будущий проект повышения конкурентоспособности российских вузов 5\100. Смыслы и идеи, выработанные на той конференции, до сих пор формируют рамку научного обсуждения проблем интернационализации и построения университетов мирового класса в России.

На этот раз тематика конференции посвящена дифференциации высшего образования. Речь идет, в первую очередь, о том, что во всем мире высшее образование становится массовым, и этот процесс нужно изучать, говорит директор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Александр Сидоркин. Понятия «университет» в прежнем понимании больше не существует, но есть самые разные институции от элитного исследовательского университета до профессионального колледжа, и они выполняют разные социальные миссии.

В России в отличие от многих других стран количество людей, получающих высшее образование, быстро выросло, рассказывает Сидоркин. И сегодня этот рост фактически завершен — до 80 процентов возрастной когорты поступает в вузы. В России налицо последствия столь быстрого роста — деградация отдельных вузов, общее снижение качества высшего образования. Так что наша страна в этом контексте — очень интересный кейс.

Одна из ключевых проблем российской высшей школы, по мнению Александра Сидоркина, заключается в том, что нам нужно научиться работать с теми категориями студентов, которые раньше до вузов не доходили. Они плохо подготовлены к получению высшего образования, у них могут быть иные ценности и установки. Нужно не отчислять их, а создавать такую образовательную систему, чтобы компенсировать недостатки.

Слово «дифференциация» регулярно встречается в названиях конференций на темы образования в 2013 и 2014 годах. Так что Россия старается не отставать от мировой научной мысли и налаживать коммуникации по обмену лучшими идеями и опытом. В этот раз в числе почетных гостей конференции будут Филип Альтбах (Бостонский колледж), Ульрих Тейхлер (Кассельский университет), Глен Джонс (Университет Торонто), Роберт Верин (Федеральный университет штата Баия, Бразилия) и другие. На конференции выступят и другие исследователи из разных стран, а также из разных регионов России.

Порядка пяти мероприятий конференции будут посвящены обсуждению международных сравнительных исследовательских проектов, где российские специалисты выступают в роли дискуссантов или же полноправных участников. Будут обсуждаться и вопросы государственной политики в сфере высшего образования.

Борис Старцев, специально для Новостной службы ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования.  Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.

В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования

Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

«Университет — это не башня из слоновой кости»

В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.

«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»

Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.

Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье

Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.