Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной
Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.
Мнения членов совета по обсужденным проблемам и планам развития ВШЭ обобщил глава МЭС Эрик Маскин. Прежде всего он отметил прогресс, которого добился университет по ряду направлений: приему иностранных студентов, количеству англоязычных курсов, продуктивности исследований, числу научно-учебных групп, взаимодействию с РАН в рамках новых факультетов химии и биологии и биотехнологий. Отдельно был отмечен факультет городского и регионального развития, который имеет большой инновативный потенциал.
«Вышка продолжает быть саморефлексирующей организацией, которая постоянно задается вопросом, что может быть улучшено в плане оценки преподавательского состава и эффективности административных практик», — сказал Эрик Маскин.
Но перед университетом остается и ряд вызовов. Например, баланс исследовательской и учебной деятельности. Для укрепления позиций в международных рейтингах вузу нужно больше публикаций, но публикационная активность не должна идти во вред преподаванию. Актуален вопрос и о том, в какой степени студенческая оценка преподавания должна учитываться при принятии кадровых решений.
По мнению МЭС, развитие международных программ можно только приветствовать, но их лучше делать не узкоспециализированными, а по укрупненным направлениям. Кроме того, нужно активнее «перемешивать» российских и иностранных студентов: для россиян более тесное общение с зарубежными студентами — это возможность больше узнать об окружающем мире, и этот шанс нужно ценить и пользоваться им.
Еще одна рекомендация МЭС связана с брендингом Вышки, прежде всего англоязычным. Члены совета уверены, что ВШЭ всегда нужно использовать только одно название в международных коммуникациях — HSE University.
Патти МакГилл Питерсон, ведущий эксперт Американского совета по образованию в Вашингтоне/ © Сергей Строков/ Высшая школа экономики
Наконец, члены МЭС предлагают сделать работу самого совета более точечной и фокусированной. «Предлагайте нам две-три темы, в которых наша экспертиза могла бы быть наиболее глубокой», — заметила ведущий эксперт Американского совета по образованию в Вашингтоне Патти МакГилл Питерсон.
Подводя итоги обсуждения со своей стороны, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что Вышка серьезно относится к вопросу поддержания качества преподавания. Тех сотрудников, которые не справляются в аудиториях, но хорошо себя зарекомендовали в науке, Вышка переводит на исследовательские должности. Но совмещать исследования и преподавание все равно очень важно, при этом под исследованием имеется в виду сам процесс, а не только и не столько его результат. «Мы стремимся вовлекать лучших студентов в исследовательскую работу с самого старта», — подчеркнул ректор. При этом Вышка понимает, что далеко не все из них связывают свое будущее с академической карьерой. Значит, в университете должны преподавать не только исследователи, но и профессионалы из бизнеса, из различных индустрий.
Что касается более сфокусированной работы МЭС, то Ярослав Кузьминов предлагает подумать над созданием подкомитетов, которые бы помогали Вышки в решении конкретных проблем. Для начала, по мнению Эрика Маскина, это могла бы быть экспертиза учебных планов по естественнонаучным дисциплинам, по социальным и гуманитарным наукам.
Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор ВШЭ
Маскин Эрик Старк
Председатель Международного экспертного совета
Вам также может быть интересно:
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
«Университет — это не башня из слоновой кости»
В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.
«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»
Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.
Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье
Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.
В Международном экспертном совете НИУ ВШЭ появится четыре новых члена
На декабрьском заседании Международного экспертного совета (МЭС) НИУ ВШЭ были представлены ключевые направления стратегии развития университета и новые члены совета. Ими станут профессор экономики Лондонской бизнес-школы Лукреция Райхлин, Алехандро Эрнандес из Университета Рочестера, научный сотрудник парижского Института политических исследований Кристин Мюслэн и Гвендолин Зассе, директор берлинского Центра восточноевропейских и международных исследований (ZOiS).
Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры
Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.
Третью миссию университета обсудили на заседании Международного экспертного совета Вышки
Российские и зарубежные участники встречи обсудили волонтерские и социальные инициативы Высшей школы экономики, сотрудничество с некоммерческими организациями, взаимодействие с общественностью, исследовательские поездки студентов по России, а также поговорили о том, как работает Бизнес-инкубатор Вышки.
Международный экспертный совет обсудил российские партнерские программы ВШЭ
17 февраля Международный экспертный совет (МЭС) ВШЭ провел встречу в смешанном формате для обсуждения текущей деятельности университета и развития проектов, реализуемых в рамках программы ВШЭ «Университетское партнерство». Цель программы – укрепление сотрудничества Вышки с другими российскими вузами.
Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии
Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.
Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование
Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.