В Вышке упростили разработку интеллектуальных сервисов
Ученые НИУ ВШЭ разработали MLOps-платформу, применение которой поможет внедрять эффективные и безопасные ИИ-решения во всех кампусах и подразделениях университета. В дальнейшем рассматривается возможность масштабирования инструмента на внешний рынок.
На семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030») был представлен проект по разработке и внедрению MLOps-платформы для управления, запуска и мониторинга моделей искусственного интеллекта, интегрированной с ИТ-системами НИУ ВШЭ.
Елена Кожина
«Цель проекта — создание удобной среды для эффективного использования ИИ-моделей в образовательных и административных процессах университета», — отметила, открывая мероприятие, куратор стратпроекта — заместитель проректора НИУ ВШЭ Елена Кожина. Ожидается, что применение платформы поможет снизить барьеры для внедрения ИИ и повысить устойчивость и безопасность работы ИИ-решений в Вышке.
Хади Мухаммед Салех
Подробнее о целях, задачах и преимуществах платформы MLOps рассказал доцент департамента программной инженерии факультета компьютерных наук, руководитель проекта Хади Мухаммед Салех. Он подчеркнул, что реализация проекта обеспечит создание и развитие центров компетенций по развитию и применению технологий ИИ во всех кампусах Вышки. В результате ИИ-помощники будут интегрированы в образовательный и административный процессы, а также, совместно с партнерами, в сферы управления и медицины. «Ключевая ценность платформы для пользователей заключается в снижении трудоемкости развертывания ИИ-решений на основе данных корпоративных информационных систем НИУ ВШЭ», — рассказал он.
Команда проекта собрана из двух подразделений Вышки — факультета компьютерных наук и Московского института электроники и математики имени А.Н. Тихонова (МИЭМ).
К преимуществам MLOps-платформы относятся:
снижение затрат на достижение промышленной версии и интеграции с заказчиками;
воспроизводимость результатов исследований, повторное использование алгоритмов и моделей;
мониторинг ресурсов и работы моделей.
Вместе с тем сотрудники Вышки получают доступ к суперкомпьютеру «сHARISMa» через платформу MLOps для дообучения моделей, а также интеграцию с корпоративными информационными системами.
В рамках первого этапа проекта ученые уже развернули в «Яндекс Облаке» инфраструктуру платформы на базе фреймворка Центра ИИ, провели тестирование всех ее компонентов, а также в тестовом режиме настроили систему резервирования и восстановления. Сейчас на платформе развернуто 4 модели (Tesseract OCR, 2 модели проекта «Поймай бота» и модель индекса этичности). Особое внимание было уделено информационной безопасности работы платформы.
Антон Хританков
Подробный обзор фреймворка MLOps-платформы сделал доцент департамента программной инженерии факультета компьютерных наук, эксперт Центра ИИ Антон Хританков. «Единый фреймворк представляет собой программные средства автоматизации процессов поставки модулей ИИ на базе облачных технологий. Фреймворк предоставляет пользователям важные функции, которые упрощают работу и сокращают время на создание интеллектуальных сервисов», — рассказал он.
Процесс разработки, поставки и развития ИИ-сервисов состоит из трех циклов: моделирование, реализация и применение. Результатом первого становится написанный код эксперимента и предварительное решение задачи в виде модели. Второй цикл направлен на то, чтобы перейти от исследовательского кода к промышленной реализации, пригодной для внедрения в бизнес-процессы. Задача последнего цикла в том, чтобы интегрировать разработки с внутренними или внешними системами, внести корректировки, дообучить модель и при необходимости выпустить ее новую версию.
В настоящее время начат второй этап реализации проекта, добавил Хади Мухаммед Салех. В его рамках будут улучшены и упрощены процессы развертывания моделей, расширена документация, а также записана видеоинструкция по использованию MLOps-платформы.
В 2025 году планируется обеспечить интеграцию ИИ-моделей на MLOps-платформе с КИС НИУ ВШЭ, внедрить сервисный подход к обслуживанию платформы, создать подсистему учета используемых вычислительных ресурсов (биллинг) и обеспечить информационную безопасность интеллектуальных сервисов.
Вам также может быть интересно:
«Мы создаем медицину будущего»
Доктор Гервин Шолк — профессор Фуданьского университета в Шанхае, партнер Центра языка и мозга НИУ ВШЭ в рамках стратегического проекта «Устойчивый мозг». Доктор Шолк известен как создатель универсальной некоммерческой программы для интерфейсов мозг — компьютер BCI 2000. В своем интервью он рассказал о современных нейроинтерфейсах, методах реабилитации после инсульта, новом подходе к нейрохирургии и поделился своим взглядом на будущее нейротехнологий.
Исследователи из ВШЭ разработали Python-библиотеку для анализа данных движений глаз
Исследовательская группа из Высшей школы экономики разработала Python-библиотеку EyeFeatures, предназначенную для анализа и моделирования данных движений глаз. Инструмент призван облегчить работу ученых и разработчиков, предоставляя им возможность эффективно обрабатывать сложные данные и строить предсказательные модели.
Достижения Вышки в сфере ИИ представили на AIJ
На площадке международной конференции AI Journey состоялась сессия под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко, посвященная достижениям российских исследовательских центров в области искусственного интеллекта. Руководитель Центра ИИ ВШЭ Алексей Масютин представил ключевые разработки исследователей центра.
Фантастика vs реальность: ВШЭ и Евразийский НОЦ обучили преподавателей Башкортостана работе с ИИ
В начале ноября в Уфе состоялось обучение по программе повышения квалификации «Искусственный интеллект и его применение в научных исследованиях» для преподавателей и ученых Республики Башкортостан. Организаторами программы выступили Центр непрерывного образования ФКН НИУ ВШЭ и Евразийский научно-образовательный центр. Обучение было реализовано в сетевой форме по трем направлениям: гуманитарному, естественно-научному и техническому.
Искусственная революция: как ИИ меняет образование
Искусственный интеллект стремительно ворвался в образовательное пространство и стал помощником и напарником студентов и преподавателей. Сегодня владение ИИ-инструментами становится универсальной компетенцией и требует от педагогов освоения новых навыков и подходов как к учебному процессу, так и к оцениванию успехов студентов.
Ученые НИУ ВШЭ признаны лидерами в сфере развития ИИ
В рамках международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey наградили победителей Национальной премии «Лидеры ИИ — 2024». Лауреатами стали Сергей Самсонов, научный сотрудник Международной лаборатории стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН ВШЭ, и Елена Тутубалина из Института искусственного интеллекта AIRI и Научно-учебной лаборатории моделей и методов вычислительной прагматики ФКН ВШЭ. Еще один ученый Вышки стал финалистом премии.
Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира
Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.