• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Идею всегда задает человек»: что дает ИИ образованию и медиа

«Идею всегда задает человек»: что дает ИИ образованию и медиа

© Высшая школа экономики

ИИ-технологии меняют принципы работы образования и медиаиндустрии. Большинство студентов уже в той или иной мере используют ИИ, а нейросети уже массово производят все виды контента. Возможности и вызовы эксперты обсудили на конференции «Образование и медиа в эпоху цифровых перемен», организованной Дирекцией по маркетинговым коммуникациям НИУ ВШЭ и «Яндекс Образованием».

Подавляющее большинство студентов уже знакомы с технологиями искусственного интеллекта. Если год назад только половина студентов пользовалась ИИ, то сейчас уже около 80%, рассказал директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов НИУ ВШЭ Иван Груздев. Он представил результаты недавнего совместного исследования «Яндекс Образования» и ВШЭ. В ходе него был проведен опрос учащихся 9 ведущих российских вузов и было получено более 4 тысяч анкет.

О том, что разбираются и понимают, как работает ИИ, заявил 31% студентов. Еще 42% признались, что просто хорошо его понимают. 20% отметили, что знакомы с технологиями ИИ. Еще 3% не понимают, как использовать ИИ, однако хотели бы научиться. При этом 4% принципиально не хотят знакомиться с новыми технологиями.

Иван Груздев (в центре)
© Высшая школа экономики

Согласно данным опроса, подавляющее большинство студентов не знают, как в вузе смотрят на использование ИИ в учебной деятельности, отметил Иван Груздев. В одних учебных заведениях разрешают применять новые технологии, в других никак не регламентируют этот вопрос, а в третьих запрещают. Самый популярный ответ, который выбрали 28% респондентов, — что использование ИИ разрешается в определенных случаях, говорит Иван Груздев.

Почти половина студентов заявили о том, что им все равно, будет ли проверять их работу искусственный интеллект или настоящий преподаватель. «Позитивная новость для преподавателей состоит в том, что, по мнению студентов, преподаватели нужны. Им задавался вопрос, заменят ли генеративные искусственные модели старые добрые лекции с живыми преподавателями, и мы увидели, что большинство, почти 70%, считают, что, скорее всего, не заменят», — отметил Иван Груздев.

Кирилл Баранников
© Высшая школа экономики

Руководитель направления по работе с вузами «Яндекс Образования» Кирилл Баранников поделился результатами другого совместного исследования «Яндекс Образования» и ВШЭ, в рамках которого были изучены практики внедрения ИИ-технологий в российских и зарубежных вузах. Эксперты выяснили, что ИИ становится частью повседневной реальности. Один из примеров, который привел спикер, — это использование новых технологий в Университете Лидса в Великобритании. По словам спикера, в университете «построили своеобразный светофор», когда есть задачи, в решении которых нельзя использовать ИИ, задачи, где это допускается, и задачи, где рекомендуется.

Елена Кожина
© Высшая школа экономики

Заместитель проректора НИУ ВШЭ Елена Кожина рассказала о создании в вузе чат-бота, который помогает студентам и сотрудникам университета решать организационные задачи. Чтобы разобраться, какие проблемы есть у учащихся, с ними было проведено около 40 глубинных интервью. Это позволило понять, какие проблемы волнуют студентов. «Например, все жалуются, что они получили студенческий билет, а не понимают, как заселиться в общежитие, что делать дальше, как получить пропуск, куда идти. Вопросов таких много, и мы поняли, что есть возможность помочь студентам с помощью искусственного интеллекта», — говорит она. Конечно, чат-бот не может успокоить студента, сказав, например, что его не отчислят за долги, но ответить на самые частые вопросы может. При этом, по словам Елены Кожиной, использовать открытые модели для ответа на волнующие учащихся вопросы не удалось, поскольку они отвечали неправильно.

Ульяна Раведовская
© Высшая школа экономики

Директор Школы образования ТюмГУ Ульяна Раведовская рассказала об интересном эксперименте по замещению живого преподавателя искусственным интеллектом. В нем приняли участие более 1200 студентов и было создано несколько десятков ИИ-персон. Успешными оказались только те эксперименты, в которых преподаватели были заинтересованы. Так, неудачным оказался кейс по замещению преподавателя по предмету «Великие книги и литература». Поскольку учащиеся оказались в курсе негативного отношения преподавателя к эксперименту, то они, кроме семинаров с ИИ-персоной, ходили на занятия к своему преподавателю. В итоге провести эксперимент не удалось. Однако был также и ряд успешных экспериментов.

При этом в целом спикеры уверены, что ИИ нужно использовать в образовании, но необходимо учить этому студентов. «Университет — это пространство, где на студентов нужно влиять, в том числе формировать у них какие-то этические установки, что когда ты что-то пишешь, то ценно, что ты сам делаешь. Также нужно давать задания, в которых, несмотря на наличие искусственного интеллекта, есть пространство для ума, уже не искусственного, а настоящего. Например, можно заменять написание эссе, условно говоря, дискуссией о том, на какие вопросы это эссе должно отвечать», — поделился своим мнением Иван Груздев.

А Кирилл Баранников считает, что в будущем, возможно, изменится сама модель образования. То есть наравне с написанием работы очень важным станет «разговор со студентом», который будет рассказывать, как и почему он что-то сделал в работе, отметил эксперт. Тогда риск того, что работа просто сгенерирована, «будет снят», полагает он.

Во второй части конференции обсуждалось использование ИИ в медиаиндустрии. Руководитель группы по работе с ИИ в рекламных продуктах «Яндекса» Олег Копылов рассказал о собственном опыте использования новых технологий. «Когда-то в студенчестве я увлекался созданием сайтов, и я все это сам делал, писал код руками. А потом необходимость писать код руками в таких случаях отпала, потому что появились соответствующие сервисы. И сейчас я вижу то же самое, связанное с текстом: по сути, твоя задача — запроектировать, правильно направить, а уже какую-то рутинную часть тебе поможет сделать нейросеть», — рассказал он.

Приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ Михаил Степнов рассказал, что всем своим студентам он советует пользоваться ИИ. Но это, по его словам, только инструмент, который «не заложит основу». Раньше была наскальная живопись, потом появился холст, а дальше планшет, но идею все равно всегда задает человек, отметил он. Поэтому вряд ли стоит говорить о том, что ИИ заменит авторов, уверен Михаил Степнов. В своем выступлении он также рассказал о ряде кейсов из практики, касающихся рисков использования чат-ботов. Пользователи могут задавать им провокационные вопросы, что может вызвать дополнительные проверки, поэтому при их создании необходимо использовать модель матрицы рисков.

Тезисы этой конференции, наверное, смешно будут звучать в 2060 году, отметил в свою очередь арт-директор News Media Holding Вадим Ватагин. «Я еще в юности учился проявлять фотопленку, а [сейчас] это уже не нужно», — отметил он. ИИ-технологии повсеместно используются в аудиовизуальной сфере. «Конечно, надо бояться актерам Голливуда, которым сейчас 20–30 лет, что уже через какое-то время будет кино без их участия», — сказал он. При этом эксперт отметил, что должны быть какие-то этические нормы использования новых технологий. В частности, он привел в пример спор, который идет сейчас по поводу фильма “Road Runner”. В нем использовался клонированный голос реального человека. По этому поводу у многих зрителей возник этический вопрос, насколько это было оправданно.

Ирина Кедровская
© Высшая школа экономики

Этика общения с ИИ — это одна из ключевых тем, согласна главный редактор IQ Media Ирина Кедровская. В рамках сегодняшней дискуссии затрагивалась тема скоринга, когда банк проверяет заемщика с помощью ИИ, отметила она. Кто-то с точки зрения этики считает это нормальным, а кто-то не приемлет, считая «нечеловечным». Такого рода темы, связанные с ИИ, и освещает IQ Media, отметила она. «Нам очень повезло, мы работаем с экспертами ВШЭ, чья компетенция безупречна. Это экспертиза, которой можно и нужно доверять», — подчеркнула Ирина Кедровская. При этом для самой редакции искусственный интеллект — это партнер, который помогает делать контент. Например, создавать иллюстрации. «Естественно, я не могу проиллюстрировать какой-то новостной репортаж картинкой, которую сгенерировал ИИ, но для “вечнозеленого” материала можно заказать иллюстрацию нейросети “Шедеврум”», — поделалась Ирина Кедровская. Также при помощи нейросетей дизайнер создает баннеры и иллюстрации для постов в соцсетях: как показывает опыт и анализ поведения, пользователи не видят различий между постами со сгенерированной и с нарисованной художником картинкой. Здесь важна идея, которую мы доносим до своей аудитории. И еще один момент, который существенно облегчает работу редакции, — это ускоренная расшифровка и конспектирование текста при помощи нейросети.

Дарья Касьяненко
© Высшая школа экономики

В рамках конференции прошли также мастер-классы. О том, как оценивать GPT-дипломы, рассказала Дарья Касьяненко, академический руководитель магистерской программы «Инженерия данных», старший преподаватель ФКН НИУ ВШЭ, а шеф-редактор «Яндекс ПромоСтраниц» Дарья Мощенко поделилась опытом, как извлечь максимум пользы из ИИ в работе редакции. Нейросети грешат галлюцинациями, которые нужно отслеживать, иногда они помогают справиться с рабочими задачами, а иногда заваливают их, отметила Дарья Мощенко. За ними будущее, но относиться к ним нужно как к рабочему инструменту, облегчающему рутину, резюмировала она.

Вам также может быть интересно:

В Вышке стартовали открытые семинары «ИИ в индустрии»

Институт искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ запустил цикл открытых семинаров. Встречи посвящены актуальным вопросам внедрения искусственного интеллекта в различные отрасли экономики. Семинары проводятся еженедельно в 18:00 в кампусе на Покровском бульваре. Для участников также предусмотрена онлайн-трансляция.

Ученые представили новый метод для работы с несбалансированными данными

Специалисты факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ и Лаборатории искусственного интеллекта Сбера разработали геометрический метод расширения данных — Simplicial SMOTE. Тесты на разных наборах данных показали, что он значительно улучшает качество работы AI. Метод особенно полезен в ситуациях, когда редкие случаи очень важны, например в борьбе с мошенничеством или при диагностике редких болезней. Результаты исследования доступны в открытом архиве Arxiv.org и будут представлены на Международной конференции по обнаружению знаний и анализу данных (KDD) летом 2025 года в Торонто.

В Вышке рассчитали экономический эффект от внедрения технологий ИИ в России

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ оценил потенциальный экономический эффект от внедрения и использования технологий искусственного интеллекта в отраслях российской экономики до 2035 года. Эксперты также предположили, каким должен быть объем ресурсов, которые потребуются организациям для освоения данного класса технологий.

Мегасайенс, ИИ и суперкомпьютеры: Вышка расширяет сотрудничество с ОИЯИ

Специалисты по компьютерным технологиям НИУ ВШЭ и Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) обсудили сотрудничество и совместные проекты на встрече в Лаборатории информационных технологий им. М.Г. Мещерякова (ЛИТ). Со стороны ВШЭ в дискуссии участвовали заведующий Лабораторией вычислительной физики МИЭМ Лев Щур и сотрудники Научно-учебной лаборатории методов анализа больших данных факультета компьютерных наук Денис Деркач и Федор Ратников.

Искусственный интеллект предсказал поведение квантовых систем

Ученые ВШЭ совместно с коллегами из Университета Южной Калифорнии разработали алгоритм, который быстро и точно предсказывает поведение квантовых систем — от квантовых компьютеров до солнечных батарей. С его помощью удалось смоделировать процессы в полупроводнике MoS₂ и выяснить, что на движение заряженных частиц влияет не только количество дефектов, но и их расположение. Эти дефекты могут замедлять или ускорять перенос заряда, создавая эффекты, которые раньше было сложно учесть при применении стандартных методов. Исследование опубликовано в журнале The Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).

Вышка запускает курс повышения квалификации по ИИ в образовании

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ запускает курс повышения квалификации по искусственному интеллекту в образовании. Программа предназначена для педагогов, преподавателей, методистов, планирующих интегрировать технологии ИИ в учебный процесс, а также для управленческих команд образовательных учреждений, заинтересованных в улучшении образовательных процессов через внедрение ИИ.

«Многие хотят создавать продукты на базе ИИ и стать конкурентоспособнее»

В 2024 году на магистерскую онлайн-программу «Искусственный интеллект», реализуемую факультетом компьютерных наук ВШЭ, поступило рекордное количество первокурсников — более 300. Откуда такой высокий интерес к ИИ, как строится обучение и какими новыми компетенциями будут обладать выпускники программы, рассказала ее академический руководитель Елена Кантонистова.

Динамику ESG в мире обсудили на международной конференции по вопросам устойчивого развития в Вышке

Участники форума «ESG Corporate Dynamics: the Challenges for Emerging Capital Markets» обсудили использование ИИ в сфере устойчивого развития, влияние климатической уязвимости на привлечение институциональных инвесторов, тренды ESG-политики в Южной Корее и Китае, разработку интегральной ESG-модели для оценки вероятности дефолта компаний и многие другие вопросы. В работе конференции, организованной факультетом экономических наук ВШЭ, приняли участие более 20 ученых из ведущих университетов Китая, Египта, Малайзии и других стран.

Исследователи из ВШЭ разработали Python-библиотеку для анализа данных движений глаз

Исследовательская группа из Высшей школы экономики разработала Python-библиотеку EyeFeatures, предназначенную для анализа и моделирования данных движений глаз. Инструмент призван облегчить работу ученых и разработчиков, предоставляя им возможность эффективно обрабатывать сложные данные и строить предсказательные модели.

Достижения Вышки в сфере ИИ представили на AIJ

На площадке международной конференции AI Journey состоялась сессия под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко, посвященная достижениям российских исследовательских центров в области искусственного интеллекта. Руководитель Центра ИИ ВШЭ Алексей Масютин представил ключевые разработки исследователей центра.