• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Университет — это не башня из слоновой кости»

«Университет — это не башня из слоновой кости»

© iStock

В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.

Лет 7–8 назад Ярослав Кузьминов и Мария Юдкевич задумали написать книгу для широкого международного читателя, чтобы рассказать людям из разных стран, как устроена сегодня система высшего образования в России, говорит директор Института институциональных исследований. «Но, работая над книгой, которая рассказывает людям, почти ничего не знающим о нашей стране, о нашей системе образования, мы собрали столько материала, что поняли: те взаимосвязи, интересные сюжеты, истории, какие-то открытия, которые мы увидели в процессе, можно представить как историю, которая будет интересна и нашему российскому читателю», — говорит Мария Юдкевич. Исследуя период от петровского времени до сегодняшнего дня, авторы хотели рассказать о том, что такое университеты, как они работают и почему они работают именно так. Получилось две книги, у каждой из которых своя отдельная история.

Мария Юдкевич
© Высшая школа экономики

Директор Института институциональных исследований затронула проблему эффекта среды, или эффекта сообучения. Университет дает не только лучшие знания. «Это и прекрасные друзья на всю жизнь, прекрасные годы, когда ты определишься, чем ты хочешь заниматься, — отметила Мария Юдкевич. — Это среда, в которой формируются дополнительные социальные навыки. Это то, что невозможно купить и невозможно выучить дома».

Среди важных особенностей российской системы высшего образования — ранняя дисциплинарная специализация. «Когда поступаете в бакалавриат, вы поступаете на достаточно узкую образовательную программу — на математику, прикладную математику, экономику, культурологию, философию и так далее. Это далеко не самая распространенная и далеко не единственная модель того, как устроено послешкольное образование, — объяснила Мария Юдкевич. — Существенная часть американского высшего образования построена на модели, когда ты поступаешь в бакалавриат, не зная, на чем ты будешь специализироваться к концу четвертого года. Сначала ты берешь какие-то общие базовые курсы, за счет которых формируется некоторая, в том числе образовательная, идентичность». Вузы много спорят, какие базовые, обязательные для всех студентов курсы должны быть в ядре. Это необходимо для появления, выстраивания общего культурного кода. А после того, как студент прослушал такие курсы, понял, что именно ему интересно, он может определиться с дальнейшим направлением обучения. «Вышка тоже сдвинулась в сторону наличия майноров, но все равно студент поступает на некоторую специализацию, потом в магистратуру. Но выбор специализации происходит в 16–18 лет, когда человек должен уже, по сути, определить, чем он будет заниматься», — отмечает Мария Юдкевич.

Она обратила внимание и на другой важный момент: все больше стираются границы между университетом и обществом. «Это тренд, который и дальше будет развиваться, который будет требовать и от университета, и от индустрии, и от студентов, и от преподавателей перестройки взгляда на все происходящее, — заявила директор Института институциональных исследований. — Но главное, что университет — это не башня из слоновой кости, которая готовит студентов, а потом их вышвыривает за ворота, и они идут, дрожащие, и думают, кто же их приютит, какой работодатель их возьмет, согреет и накормит. Нет, уже далеко все не так».

Слушать полную версию подкаста

Вам также может быть интересно:

Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования.  Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.

В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования

Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»

Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.

Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье

Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.

«ВШЭ — это особая история». Открылось ежегодное заседание Международного экспертного совета ВШЭ

Новые факультеты, развитие персонала, интернационализация и многое другое — в повестке первого дня встречи членов Международного экспертного совета, проходящей в Москве.