Вузы опережают колледжи и школы в сфере цифровой трансформации
Университеты лидируют по степени цифровой зрелости при сравнении различных уровней образования. При этом ведущие вузы несколько лучше, чем остальные, оснащены мультимедийным оборудованием, высокоскоростным интернетом; здесь непосредственно на занятиях уделяется больше внимания развитию продвинутых навыков (включая использование специализированного ПО). Эти и другие тенденции выявили авторы аналитического доклада в рамках Мониторинга экономики образования, посвященного формированию цифровой среды в образовательных организациях различных уровней.
Цифровая трансформация различных уровней образования происходит неравномерно. По мнению авторов доклада, в сфере высшего образования складываются более благоприятные условия для масштабной кибернетизации, в том числе благодаря лучшей ресурсной обеспеченности. Несколько отстает школьное сообщество. Например, компьютерами для учебных целей оснащены 85% школ. Наименее благоприятная ситуация — в сфере среднего профессионального образования (СПО), где внедрение ИКТ носит фрагментарный характер.
Аналитики отмечают существенные различия и по уровню развития цифровых сервисов. Электронная информационно-образовательная среда в вузах предоставляет доступ к расширенному контенту, развивается в пользу формирования единого онлайн-пространства, в то время как в профессиональных образовательных организациях и школах ее пока используют в качестве информационной базы.
Наиболее масштабно (на 78% от необходимого уровня) вузы обеспечены компьютерами в компьютерных классах и на автоматизированных рабочих местах. При этом оснащенность образовательных и научных подразделений примерно одинаковая.
В основном как наиболее актуальное и современное респонденты определяют состояние универсального ПО (офисные приложения), а также некоторого ПО, используемого в учебной работе (электронных пособий, программ компьютерного тестирования). Хуже состояние специализированного ПО, используемого в учебных и исследовательских целях, позволяющего формировать и развивать профессиональные навыки.
Профессора и педагоги в целом положительно оценивают введение гибридного формата обучения или замену обычных курсов на качественные массовые открытые онлайн-курсы (МООК) для общих дисциплин. Но при этом они скептически относятся к МООК по специальным дисциплинам.
Как показывают результаты комплексной оценки по методике Евростата, студенты и преподаватели вузов обладают большей грамотностью в области цифровых soft skills по сравнению с базовыми группами населения. Не менее 85% (в зависимости от группы навыков) работают с ПО, имеют цифровые коммуникационные навыки. При этом для повышения кибербезопасности 70% студентов используют антивирусное ПО (соответствующая доля преподавателей незначительно выше).
Производить операции с офисными приложениями может подавляющее большинство преподавателей и студентов вузов. Менее радужно дела обстоят с языками программирования: их владение доступно меньшинству. Как правило, респонденты активно общаются с помощью соцсетей, но ограниченно осваивают специальные программные приложения для обмена информацией и совместной работы (45% преподавателей и 32% студентов), сервисы для организации онлайн-мероприятий (86 и 59% соответственно). Как минимум базовый уровень грамотности в установке и настройке цифровых устройств, операционных систем или ПО имеют 60% ППС и только половина студентов.
Для эффективного обучения в вузе важен уровень цифровой грамотности, которого достигли обучающиеся к моменту выпуска из школы. Наращивание цифровых навыков в школе происходит на протяжении всего периода обучения, но разными темпами. К моменту окончания основной школы большинство обучающихся как минимум на базовом уровне владеют текстовыми редакторами, ПО для работы с аудио- и видеофайлами, электронными презентациями и таблицами. Качественный скачок в накоплении цифровых навыков происходит при переходе из 9-го в 10-й класс, когда осуществляется закрепление полученных ранее навыков и выход на продвинутый уровень, активно осваиваются основы программирования и анализа данных. Выпускники средней школы обладают базовым набором цифровых компетенций и общей цифровой культурой. А это значит, что абитуриенты вузов имеют более богатое цифровое портфолио, чем абитуриенты программ СПО (обычно это выпускники 9-х классов), и лучше подготовлены как к продолжению обучения, так и к выходу на рынок труда. Студенты СПО значительно отстают от своих сверстников — студентов вузов 1–2-го курсов, а в некоторых аспектах проигрывают и старшеклассникам. Прежде всего обращает на себя внимание разрыв по базовым цифровым навыкам (например, работа с контентом в универсальном ПО), составляющим основу цифровой грамотности. Студенты вузов применяют наиболее разнообразные практики использования цифровых сервисов и инструментов, лучше всего владеют базовыми цифровыми навыками, однако испытывают некоторый дефицит навыков работы со специализированным ПО: около 25% студентов выпускных курсов с ним не знакомы.
Эксперты обнаружили, что цифровая грамотность студентов вузов дифференцирована не только по уровням системы высшего образования (самые низкие показатели принадлежат специалитету), но и по типам вузов. Лидирующую позицию занимают ведущие вузы.
Также профиль подготовки имеет значение. «Обучающиеся математическим и естественным наукам, инженерному делу существенно опережают студентов других профилей по уровню владения специализированным ПО», — отмечают авторы доклада.
В рамках Мониторинга экономики образования в сфере высшего образования более чем в 75 регионах РФ опрошены руководители гражданских вузов, ИКТ-служб, образовательных и научных подразделений вузов, профессорско-преподавательский состав, студенты очной формы обучения. В сфере СПО почти в 80 регионах РФ опрошены руководители профессиональных образовательных организаций, преподаватели и мастера производственного обучения, студенты очной формы. Что касается школьного образования, опрошены учителя и родители школьников более чем в 70 регионах РФ.
В ходе опросов методом CAWI (Computer Assisted Web Interviewing) оценивались важнейшие аспекты развития цифровой образовательной среды, такие как обеспеченность цифровыми ресурсами, использование педагогами и обучающимися компьютерной техники и электронных средств, уровень цифровых навыков. Ответы родителей школьников, а также студентов колледжей и вузов позволили получить информацию о цифровых навыках молодежи и роли образовательных организаций в их развитии.
Вам также может быть интересно:
Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему
Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.
«Рутинную работу должен взять на себя робот»
Сможет ли Вышка создавать свои коммерческие программные продукты, чем занимается созданный недавно Центр программных разработок и цифровых сервисов и зачем проводится хакатон по технологиям роботизации бизнеса — обо всем этом рассказал старший директор по финансовым технологиям Леонид Новиков.
Правительство РФ и НИУ ВШЭ помогут в цифровизации стран Африки
Российско-африканская Программа трансфера компетенций в области цифровизации государственного управления стран Африки, которую реализует Центр изучения Африки НИУ ВШЭ, будет частично профинансирована за счет государства. Субсидию предоставит правительство РФ, соответствующее распоряжение подписано 21 сентября.
Россия поможет Африке в цифровизации государственных сервисов
Российские и африканские госслужащие обменяются опытом в сфере цифровизации. Программу представил Центр изучения Африки НИУ ВШЭ совместно с компанией «Иннопрактика». Организаторы программы также готовы провести образовательные мероприятия в любой стране континента.
Между раем и адом: как россияне относятся к цифровизации
Россияне — это в основном технооптимисты. Они ждут, что цифровизация улучшит их жизнь, сделает ее богаче, дольше, здоровее и интереснее, а само общество будет более справедливым. При этом большинство не боится, что ИИ и роботы отнимут у них работу. Об этом рассказали в ходе экспертной дискуссии, организованной Центром социальных исследований и технологических инноваций (СИТИ) НИУ ВШЭ и Фондом «Петербургская политика», на которой были представлены результаты исследования о восприятии людьми образов «цифрового рая» и «цифрового ада».
Цифровизация спорта поможет здоровьесбережению
Цифровая культура стала неотъемлемой частью организации спортивного процесса. Как с помощью цифры привлечь людей в спортзалы и на стадионы, для кого создается домен «спорт», в чем смысл термина «здоровьесбережение»? Об этом и многом другом говорили участники IX Международной научно-практической конференции «Цифровая трансформация спорта: вызовы и перспективы», организованной Высшей школой юриспруденции и администрирования (ВШЮА) НИУ ВШЭ.
Сетевой город: эксперты рассказали, как меняется жизнь горожан под влиянием цифровых технологий
В НИУ ВШЭ была презентована монография «Сети города: Люди. Технологии. Власти». Работы авторов объединены идеей об утрате влияния и трансформации концепции умного города, развивающейся под патронажем IT-гигантов.
Эксперты Вышки просчитали риски цифровизации
Подавляющее большинство российских граждан — 85% — не готовы доверить принятие решений искусственному интеллекту, говорится в докладе Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Соответствующее исследование он провел для Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Чтобы минимизировать риски, нужна новая модель правового регулирования, говорится в исследовании.
Цифровая трансформация требует нестандартных решений
В ближайшие десять лет Россию ждет глобальная цифровизация. О необходимости активного внедрения технологии искусственного интеллекта, анализа больших данных неоднократно говорил президент. 11 января при Институте государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ начала работу Лаборатория цифровой трансформации в государственном управлении. О том, что ждет граждан с появлением цифровых ресурсов, взаимодействии государства, общества и бизнеса, а также неудачных примерах цифровизации и способах их решения говорит заведующий лабораторией Евгений Стырин.
Проектная деятельность станет основой обновленной модели обучения студентов ВШЭ
Лучшие черты университетской модели, созданной Вышкой за все годы работы, будут сохранены, но для дальнейшего развития необходима новая модель. В ее основе – проектное обучение для всех студентов и цифровая трансформация.