• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В хакатоне меня привлекла возможность провести исследование»

«В хакатоне меня привлекла возможность провести исследование»

© Высшая школа экономики

В конце июля «Яндекс» провел финал хакатона по разработке инклюзивных навыков для голосового помощника «Алиса». В конкурсе принимали участие студенты ведущих вузов Москвы, и среди них 14 — из Высшей школы экономики. В числе победителей хакатона была названа команда «Друзья человека», в состав которой вошла магистрантка Школы дизайна НИУ ВШЭ Виктория Андрианова.

В рамках хакатона рассматривались проекты, в которых разрабатывались навыки «Алисы», полезные для нескольких социальных групп:

слабовидящих и незрячих людей — навыки, упрощающие взаимодействие с окружающей средой;

людей с двигательными особенностями здоровья — навыки для людей на инвалидных креслах или с ограничением моторики;

пожилых людей — навыки, которые учитывают сценарии, полезные для людей старшего возраста;

детей и подростков — обучающие навыки для детей с особенностями развития или подростков в трудной жизненной ситуации.

В ходе хакатона каждая команда презентовала свой навык и отвечала на вопросы жюри. В зале находилась колонка с «Алисой» для запуска и демонстрации разработанного навыка.

В состав жюри финала вошли сотрудники «Яндекса» из команд «Образование» и «Инклюзия». Они оценивали степень погружения команды в проблематику, идеи и предложения по продвижению навыка, а также саму презентацию работы на финале. Техническую составляющую навыка оценивала команда «Алисы».

Виктория Андрианова (магистерская программа «Коммуникационный и цифровой дизайн» ВШЭ) рассказала новостной службе «Вышка.Главное» об участии и победе ее команды в хакатоне.

Виктория Андрианова (в центре)
© Высшая школа экономики

— Мне пришло письмо на почту от «Яндекс.Образования» о том, что идет набор на хакатон по инклюзивным технологиям. В прошлом году я обучалась исследованиям в VK в рамках Digital Camp, такую же работу мы делали и в университете. В хакатоне меня привлекла возможность провести исследование.

Перед хакатоном для нас организовали вебинары, где рассказывали, как, например, провести исследование, как вообще разрабатывается навык для «Алисы», что можно использовать, были встречи с менторами. Это учеба, и с этой точки зрения участвовать тоже оказалось крайне интересно, потому что тебя учат и ты сразу же применяешь знания на практике. 

На этапе подачи заявки требовалось написать мотивационное письмо и выбрать приоритетную тематику, с которой мы хотим работать. На выбор было четыре направления, в том числе «Навыки “Алисы” для незрячих и слабовидящих», которое у меня стояло в приоритете и по которому мы в итоге делали проект на хакатоне. Затем нас распределили по командам и выдали задачи. На каждом направлении работало по две команды.

Нам досталась задача по проблематике собак-проводников. Немногие люди в России, которые имеют инвалидность по зрению, знают, что они могут бесплатно получить такую собаку. Они не знают, как подготовиться к приему собаки, правильно оценить свои силы. Мы разрабатывали навык как раз для них: проводили кабинетные исследования, изучали открытые материалы. Также мы разговаривали с целевой аудиторией — незрячими и слабовидящими людьми, у которых уже есть собака, и с теми, у которых ее пока нет.

Наш навык «Собаки-проводники» для «Алисы» состоит из четырех частей. Первая — информационная: кому положена собака, как и где ее получить, что нужно для этого сделать. Следующая — это квиз, определяющий, готов ли человек к получению собаки, который состоит из 11 вопросов. Далее идет блок часто задаваемых вопросов и ответов на них. И последнее — это помощь в различных аспектах жизни с собакой: как ее мыть, к кому обратиться по возникающим вопросам, то есть разные контакты и советы по уходу. 

Мы начали что-то делать через две недели после того, как стартовал хакатон, потому что до этого принимали участие в другом. Мы, несомненно, изучали какие-то источники, набрасывали идеи, но вот прям активная работа началась за две недели до конца хакатона. Поэтому поначалу было очень страшно, что мы вообще ничего не сделаем, что ничего не получится, что нет идей, непонятно, как и что делать, кому писать. Мы срочно начали назначать встречи с менторами, я буквально за три дня провела девять глубинных интервью по полтора-два часа и думала — умру, так было тяжело.

На защите мы видели недостатки проектов других команд: у кого-то какой-то функционал не работал, у кого-то какая-то кнопка не нажималась. Мы прекрасно понимали, что и у нас огромная куча косяков, но мы сильно хотели победить. И понимали: наш навык по наполнению и по различным функционалам лидирует. Когда начали объявлять команды победителей начиная с третьего места, мы уже расстроились, что нас точно не вызовут, потому что ни третье, ни второе место мы не заняли. Но мы стали первыми!

Вам также может быть интересно:

«Экспром(п)т»: Вышка провела первый в России хакатон по промпт-инжинирингу

23 и 24 ноября 2024 года в НИУ ВШЭ состоялся первый в стране хакатон по промпт-инжинирингу «Экспром(п)т». Он собрал участников не только из Москвы и области, но из Волгограда, Нижнего Новгорода, Орла, Казани, Екатеринбурга, Воронежа, Улан-Удэ и других городов. Партнерами соревнования выступили «Яндекс Образование», Yandex Cloud, КРОК, X5 Tech, Сбер, Академия искусственного интеллекта для школьников Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», а также GPT4Telegrambot.

НИУ ВШЭ запускает серию хакатонов с брендами

1 и 8 декабря Школа дизайна Вышки организует два хакатона. На первом предлагается создать витрину для чайного бренда «Травки». На втором —  разработать айдентику для вымышленного сериала на «Кинопоиске». В интенсивах могут принять участие студенты Высшей школы экономики и все желающие, освоившие курс коммуникационного дизайна.

Преподаватели Высшей школы экономики стали лауреатами премии Yandex ML Prize

В Москве состоялась торжественная церемония награждения международной премии Yandex ML Prize. В этом году все три победителя в номинации «Преподаватели ML» — сотрудники НИУ ВШЭ. Лауреатами названы Евгений Соколов, доцент и руководитель департамента больших данных и информационного поиска, Антон Конушин, доцент факультета компьютерных наук, а также Алексей Шпильман, доцент департамента информатики Санкт-Петербургской школы физико-математических и компьютерных наук питерской Вышки.

«Нам удалось провести настоящий хакатон, когда нет заранее понятного пайплайна, как получить решение»

С 13 по 20 октября в НИУ ВШЭ прошел хакатон “HSE AI Assistant Hack: Python”, организованный факультетом компьютерных наук и Центром искусственного интеллекта ВШЭ. За призовые места боролись 89 студенческих команд из ведущих вузов страны.

В НИУ ВШЭ создали инструмент для разработки видеоигр

Команда мастерской «Игровая инженерия и интерактивные системы» Московского института электроники и математики им. А.Н. Тихонова (МИЭМ) НИУ ВШЭ предложила всем желающим принять участие в тестировании первой версии их программы для разработки игр — движка Claw Engine. Инструмент можно использовать для работы с трехмерными изображениями и для программирования собственных сценариев.

Три команды ВШЭ стали победителями на всероссийском хакатоне «Цифровой прорыв»

В конце сентября в Москве состоялся всероссийский хакатон «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». На соревнование собрались 314 команд и 1616 человек со всей страны. Они состязались в решении задач от партнеров хакатона — государственных организаций и компаний: «РЖД», «Росатома», Центра робототехники Сбера, «Сколтеха» и многих других. Три команды студентов факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ приняли участие в хакатоне и выиграли в двух кейсах.

Вышка и «Яндекс» научат преподавателей российских вузов ИИ-грамотности

«Яндекс Образование» и факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ (ФКН ВШЭ) создали совместный онлайн-гайд, посвященный промптингу — формулированию запросов к нейросетям. Он доступен всем на платформе «Яндекса» и в первую очередь будет полезен преподавателям, которые никогда не пользовались GPT в работе или только начинают применять ИИ-инструменты. Как правильно создать запрос к нейросети? Как грамотно использовать GPT-модели в образовательных целях? Какие задачи преподаватели могут решать с помощью искусственного интеллекта? Гайд отвечает на эти и другие вопросы по работе с нейросетями.

Команда НИУ ВШЭ стала победителем исследовательского хакатона СберУниверситета

В хакатоне «Организация и люди: текущие вызовы и векторы развития» приняли участие более 30 исследовательских групп и индивидуальных исследователей. Представители Вышки одержали победу с проектом по изучению эффективности студенческих команд, работающих над ИТ-решениями для реального сектора экономики.

НИУ ВШЭ, Яндекс и ИТМО запустили аспирантуру в области ИИ и гранты для молодых ученых

НИУ ВШЭ в партнерстве с Яндекс создает первую аспирантуру по искусственному интеллекту с уклоном в практику (еще одну такую аспирантуру компания откроет в ИТМО). Цель — предложить лучшие условия и инфраструктуру для развития молодых ученых в стране. Каждый год обучения аспиранты будут получать гранты по 800 тысяч рублей, чтобы создавать новые технологии в области ИИ и быстро внедрять свои разработки на практике, в индустрии.

«Сосредоточились на совместном лидерстве, чтобы привести команду к успеху»

Студенты со всей России создали идеальную модель межвузовского ИТ-кампуса на «НЕЙМАРК.Хакатоне». Форум состоялся в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР) на площадке Высшей школы экономики в Нижнем Новгороде. Каждая команда предложила свое техническое задание к образу будущего кампуса, дизайн-коду пространства, организации цифровых сервисов.