«СОГЛАСОВАНО»: роль стрит-арта в городской среде обсудили в HSE CREATIVE HUB
22 июля в пространстве HSE CREATIVE HUB состоялся фестиваль уличного искусства «СОГЛАСОВАНО». Это первая коллаборация студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ и комьюнити CHAIN. Участники мероприятия узнали, как стрит-арт меняет городскую среду, а также создали собственные артефакты в виде специальных наклеек и трафаретов.
Каждый из нас хоть раз в жизни обращал внимание на уличные граффити, муралы или стикеры на дорожных знаках. Но является ли такое личное высказывание художника в общественных местах искусством или же это можно назвать вандализмом? В рамках фестиваля приглашенные спикеры — Пьер-Кристиан Броше, куратор направления «Современное искусство», руководитель юнита HSE MUSEUMS LAB в Школе дизайна ВШЭ, коллекционер, и Александр Израйлев, руководитель Центра территориального брендинга Лаборатории дизайна ВШЭ, — обсудили с гостями насущные вопросы, касающиеся развития стрит-арта, граффити, паблик-арта и их роли в городской среде.
CHAIN — объединение современных художников, развивающее уличную культуру. В 2017 году они запустили первый фестиваль и далее реализовали более 10 масштабных событий с крупными международными и российскими брендами: PwC, Red Bull, LEGO, Levi’s, телеканал «2×2». С 2019 по 2022 год CHAIN основали собственное медиа, сделали серию проектов с Nike и стали официальным PR- и SMM-агентством магазина кроссовок SuperStep.
Пьер-Кристиан Броше
«Для меня есть ряд вопросов, которые касаются уличного искусства. Нужно ли согласовывать такого рода интервенции в городское пространство или тогда они теряют свой смысл? Какую роль в уличном искусстве играют коллекционеры и играют ли вообще? Ну и главный вопрос: является ли это искусством? — говорит Пьер-Кристиан Броше. — У меня есть некоторые мысли на этот счет. Для меня уличное искусство — это своеобразный голос молодежи, которая свое мнение высказывает на самой общедоступной площадке — улице. Но при этом всегда художники осознают риски, что тоже является необходимой частью уличного искусства: эмоциональное высказывание позволяет им зафиксировать себя видимой частью этого города. И в этом случае согласование практически невозможно. Но тут как раз появляются коллекционеры, которые могут своим авторитетом “защитить” ту или иную работу и оставить ее в пространстве города».
Александр Израйлев
Александр Израйлев поделился предысторией создания фестиваля уличного искусства «СОГЛАСОВАНО». «Мы хотели подружиться с командой CHAIN, она имеет потрясающий коннект с молодыми людьми, которые ближе к живому творчеству. Нам пришла идея создать совместный фестиваль, так как по сути мы с CHAIN говорим об одном и том же в рамках искусства», — объяснил он.
Елена Ермаковишна
«В нашем пространстве мы в основном проводим деловые конференции, но нам нужно было, чтобы здесь заиграла жизнь, чтобы в нашем внутреннем дворике забурлила кровь», — говорит и куратор проекта HSE CREATIVE HUB Елена Ермаковишна.
Александр Израйлев также рассказал, что участники комьюнити CHAIN — уличные художники, которые клеят стикеры и рисуют граффити на стенах, — представили свои произведения во дворе HSE CREATIVE HUB. «Мы в Школе дизайна можем использовать тот же визуальный язык, но при этом мы делаем это в закрытых пространствах учебных заведений, в галереях. Нам интересно обсудить, насколько для них приемлемо двигаться в эту сторону и выходить на легитимный диалог — продавать свои работы», — добавил эксперт.
Илона Лисотина
Илона Лисотина, создательница CHAIN, отметила, что давно пыталась реализовать сотрудничество с НИУ ВШЭ. «Когда мы начали работу, то поняли: все, что мы придумываем, невозможно представить ни в одном вузе в России, — говорит она. — Удивительно, но Школа дизайна ВШЭ согласовала наши идеи, за что мы очень благодарны. Наши художники смогли проявить себя на площадке Вышки».
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ запускает серию хакатонов с брендами
1 и 8 декабря Школа дизайна Вышки организует два хакатона. На первом предлагается создать витрину для чайного бренда «Травки». На втором — разработать айдентику для вымышленного сериала на «Кинопоиске». В интенсивах могут принять участие студенты Высшей школы экономики и все желающие, освоившие курс коммуникационного дизайна.
«Яндекс Образование» и НИУ ВШЭ открыли выставку плакатов
В Яндекс Музее открывается экспозиция работ студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ «Как(ое) образование изменит мир?». Специально для конференции «Яндекса», посвященной образованию, — Yet another Conference on Education 2024 — учащиеся Лаборатории плаката ВШЭ под кураторством Юрия Гулитова создавали постеры с вопросами о будущем образования, месте человека и технологий в нем.
Школа дизайна НИУ ВШЭ представила работы на ярмарке Cosmoscow
В конце октября состоялось открытие 12-й Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, в которой приняли участие три выпускницы Школы дизайна НИУ ВШЭ: Анна Знаменская, Лена Власова и Марина Батылина. В экспозиции стенда HSE ART GALLERY были представлены такие виды искусства, как живопись, керамика и графика.
Работы выпускниц Вышки — на ярмарке Cosmoscow 2024
С 25 по 27 октября в «Тимирязев Центре» пройдет 12-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Как обычно, участие в ней примет HSE ART GALLERY. Галерея представит новые работы трех выпускниц Школы дизайна НИУ ВШЭ: Анны Знаменской, Лены Власовой и Марины Батылиной. Живопись, керамика, графика — все проекты можно будет увидеть на стенде ВШЭ.
«Всё всегда и сразу»: первая выставка HSE ART GALLERY на Винзаводе
По 30 июня продлится первая выставка HSE ART GALLERY в новой локации — в Центре современного искусства Винзавод. Экспозиция состоит из работ более 50 студентов и выпускников трех направлений Школы дизайна НИУ ВШЭ: «Современное искусство», «Мода» и «Предметный дизайн». Выставка представляет панораму поколения двадцатилетних — первой генерации, родившейся и полностью сформировавшейся в новом тысячелетии.
Восьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN — с новыми номинациями
Международный онлайн-конкурс HSE CREATIVE OPEN на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ открывает летний сезон с новым набором номинаций: «Визуальные исследования», «Гейм-дизайн», «Моушн-дизайн», «Плакат», «Цифровой продукт». Конкурс был запущен в 2022 году и за первый год собрал больше 1500 работ. Его цель — объединить идеи по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов. Прием работ — до 2 июля.
«Сквозь зеркало и обратно»: выставка Школы дизайна ВШЭ в «Архангельском»
С 23 мая по 28 июля 2024 года в Ботанических оранжереях Музея-заповедника «Архангельское» пройдет выставка «Сквозь зеркало и обратно» — новый совместный проект Школы дизайна НИУ ВШЭ и музея. Его главной темой стали отражения — в прямом и переносном смысле. Участники выставки — студенты различных направлений и профилей Школы дизайна: «Современного искусства», «Анимации и иллюстрации», «Коммуникационного дизайна» и других.
Презентация научного журнала Школы дизайна ВШЭ состоится в HSE CREATIVE HUB
15 мая в пространстве HSE CREATIVE HUB пройдет встреча с редакционной командой электронного научного Журнала ВШЭ по искусству и дизайну / HSE University Journal of Art & Design, первый выпуск которого вышел в марте 2024 года. Также состоится презентация еще одного проекта — первого выпуска коллекционного печатного приложения ART. В первом номере журнала опубликованы научные работы по самым разным тематикам — от ренессансной культуры до американских комиксов 1950-х гг., а главной темой печатного приложения стала Россия ХХ века.
Вышка и авиакомпания «Победа» запустили совместный конкурс
Школа дизайна Вышки совместно с авиакомпанией «Победа» объявили о старте конкурса на создание нового дизайна униформы для бортпроводников и представителей авиакомпании. Свой талант смогут проявить молодые профессиональные дизайнеры, а также студенты от 18 лет, обучающиеся в российских вузах на очных и заочных программах по направлению «Дизайн и мода».
Вышка и TJ Collection создали музей цифровой моды
В рамках дисциплины «Ивент-интеграции в Metaverse и гибридные мероприятия» студенты бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» и команда дизайнеров TJ Collection создали музей в метавселенной Spatial. Пространство посвящено тридцатилетию бренда. В экспозиции представлены fashion-тренды последних десятилетий, а само пространство напоминает работу архитектора Жана Нувеля — Лувр Абу-Даби.