• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нижний Новгород: чему учит школа

Нижегородский филиал ГУ-ВШЭ принял участие в проекте Высшей школы экономики "Современное российское образование — региональный контекст", призванном исследовать особенности образовательной среды в регионах.

В рамках проекта в начале марта Нижний Новгород посетили сотрудники ГУ-ВШЭ из Москвы и Санкт-Петербурга, а также представители информационно-публицистического портала Polit.ru. Целью поездки было проанализировать реальные практики образовательного процесса в городской и сельской школах, а также степень подготовленности учителей и учеников к ЕГЭ, состояние материальной базы сельской и городской школ, социальный статус учителей и т.п.

Эксперты ГУ-ВШЭ и представители портала Polit.ru провели семинар для учителей и директоров школ города на тему "Переход на ЕГЭ и реальная практика образовательного процесса". Аудитория была переполнена. Что, безусловно, хорошо, ведь это говорит о готовности представителей школ к открытому диалогу. Модераторам пришлось делить участников на две группы. В первую группу попали преимущественно учителя школ (как университетского, так и не университетского округов), где также присутствовал заместитель министра образования Нижегородской области Николай Бабанов, а во вторую группу вошли директора школ, завучи и представители ГУ-ВШЭ из Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга.

Надо заметить, что на протяжении последних семи лет, пока эксперимент ЕГЭ "шагал по стране", администрация и представители министерства области убеждали общественность в том, что "у них ЕГЭ не будет". И возникла ситуация, когда учителя, дети и их родители оказались не готовы к переменам в образовательном процессе, абсолютно не подкованы с точки зрения правовой базы.

Представители министерства проводят разъяснительную работу, не уклоняются от ответов на вопросы, но наложение этого процесса на сопротивление из последних сил введению ЕГЭ выдает странный результат — учителя обозлены, открыто признают свою беспомощность и не стесняются выражать свой протест. Причем протест звучал практически по всем пунктам: "Программа ЕГЭ несопоставима со школьной программой", "мы не можем теперь репетиторствовать, потому что система ЕГЭ вынуждает выпускников ходить на подготовительные курсы в вузы, а не заниматься у нас", "мы не можем «натаскивать» слабых учеников и непонятно, как нам их выпускать", "переход на новую систему оплаты труда увеличит нагрузку и ответственность непропорционально увеличению или даже уменьшению заработной платы" и т.п.

Кстати, одним из первых вопросов, заданных учителям, был: "Сменили бы вы отрасль работы при возможности?" Как бы это парадоксально ни звучало, но единогласный ответ аудитории был: "Да, конечно".

Ответы на все "технические вопросы" были даны Николаем Бабановым.

После семинара представители Высшей школы экономики отправились знакомиться с подготовкой к ЕГЭ "на местах".

Определившись с местами желаемого посещения (как уже было отмечено, это сельские и городские школы), мы попросили помочь заместителя директора НФ ГУ-ВШЭ Татьяну Потапову организовать поездки в школы Нижнего Новгорода и его области. Дело в том, что до Вышки она работала начальником управления образования администрации Нижнего Новгорода и заместителем директора департамента образования и науки администрации Нижегородской области, а потому прекрасно знает все школы как города, так и области. Вообще следует отметить, что с организационной точки зрения наша поездка состоялась во многом благодаря представителям филиала ГУ-ВШЭ в Нижнем Новгороде, и в первую очередь, конечно, благодаря Т. Потаповой, также являющейся председателем Совета Нижегородского университетского округа, и ее коллеге Наталье Серовой, научному руководителю университетского округа. С посещением городских школ никаких проблем не возникло, а вот с сельскими школами получилась накладка. Чиновники местного управления  образования не смогли оперативно помочь с выбором и организацией посещения сельских школ, и только исключительно с помощью личных связей Т. Потаповой мы посетили одну из школ Нижегородской области.

В сельской школе педагоги, несмотря на явную ограниченность в ресурсах, оказались отлично подготовлены к ЕГЭ. По их мнению, и ученики выпускных классов полностью готовы к сдаче экзаменов. Видимо, эта ситуация стала возможной только благодаря высокой ответственности сельских учителей перед родителями учащихся (все друг друга на селе знают, учителя стараются дать детям максимум знаний, остаются после уроков со слабыми учениками и "дотягивают" их до уровня класса).

Учителя не жаловались на то, что им приходится самим копировать задания по ЕГЭ для учеников, самим (на домашнем принтере) печатать варианты, самим покупать методические материалы. Да, им не хватает финансирования от администрации, но они действительно фанатики своей работы, они трудятся не из-за необходимости, а по призванию.

Стоит, впрочем, оговориться, что оценить преданность делу и профессионализм любого преподавателя сложно, поэтому мы надеемся, что вопросы, которые прозвучали на семинаре, были результатом лишь правовой беспомощности и недостаточной информированности. Наверняка, все школы, в которых преподают учителя, побывавшие на семинаре, также стараются дать самое лучшее образование своим ученикам, учителя стараются повысить и свой профессиональный уровень, и уровень знаний учеников.

Следующим этапом проекта станет поездка экспертов ГУ-ВШЭ в Ленинградскую область. Выбор связан не только с тем, что там находится Санкт-Петербургский филиал ГУ-ВШЭ, но и с тем, что Лаборатория социологии образования и науки питерского филиала Вышки уже несколько лет проводит полевые исследования в этом регионе.

Елена Балабанова

Вам также может быть интересно:

Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%

Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).

Комплекс Вышки на Покровском бульваре открылся для студентов

Новый учебный год в Высшей школе экономики начался с новоселья! Долгожданное открытие нового комплекса зданий на Покровском бульваре состоялось. С этим событием студентов, преподавателей и сотрудников поздравили Ярослав Кузьминов, Евгений Ясин и проректоры университета.

Ректор Вышки попросил лицеистов расти быстрее

Утром 2 сентября в атриуме нового корпуса университета на Покровке собрались девятиклассники и десятиклассники Лицея НИУ ВШЭ. Мероприятие в честь Дня знаний назвали НеЛинейкой по аналогии с прошедшей летом НеКонференцией.

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет

27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе

У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников

Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.