• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Философия и этика: перспективные точки пересечения

9 февраля в Высшей школе экономики прошла встреча ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова и председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, на которой было подписано соглашение о сотрудничестве между университетом и Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия.

Общецерковная аспирантура и докторантура (ОЦАиД), ректором которой является митрополит Иларион, была организована в 2009 году на базе филиала аспирантуры Московской духовной академии. Ее слушатели — действующие и будущие служители церкви, богословы, теологи, которые имеют возможность получить степень кандидата богословия, обучаться на магистерских программах и программах PhD, реализуемых ОЦАиД совместно с зарубежными вузами-партнерами, а также пройти курсы повышения квалификации. Кроме того, в ОЦАиД открыта уникальная для Русской православной церкви  (РПЦ) докторская программа по богословию.

Однако, помимо теологических, в Общецерковной аспирантуре и докторантуре работают несколько общегуманитарных кафедр, в частности кафедры истории, философии, древних и новых языков. Именно в этих областях предполагается наиболее интенсивно развивать образовательное сотрудничество между двумя вузами — неслучайно на встрече Ярослава Кузьминова с митрополитом Иларионом присутствовали руководители «профильных» факультетов Вышки — декан факультета философии Алексей Руткевич и декан факультета истории Александр Каменский. Также в беседе участвовали первые проректоры ВШЭ Лев Якобсон и Вадим Радаев, проректор ВШЭ Сергей Рощин, директор по международной деятельности ВШЭ Ольга Мошкова. Впрочем, только обменом образовательными курсами взаимодействие ВШЭ и ОЦАиД исчерпываться не будет.

Митрополит Иларион, отметив, что он «рад посетить Высшую школу экономики, которая за свою недолгую историю зарекомендовала себя как инновационный вуз, опирающийся на самые современные образовательные и научные технологии», сказал, что рассчитывает на сотрудничество и по таким направлениям, как экспертная деятельность, совместные исследовательские проекты, совместные магистерские программы, развитие международных связей.

Ярослав Кузьминов, кроме того, предложил коллегам из ОЦАиД принять совместное участие в «деятельности, которая была присуща университетам в России — организации публичных дискуссионных площадок». Одной из центральных тем таких дискуссий, на взгляд ректора ВШЭ, должна стать проблема общественной морали и системы ценностей. «Вопросы экономического развития и стабильности государства прямо определяются той общественной моралью, которая разделяется или не разделяется элитами, — заметил, в частности, Ярослав Кузьминов. — У нас произошел слом ценностей. В девяностые годы экономические отношения устанавливались часто "по понятиям". Сейчас общество в большой степени от этой практики ушло, но находится в такой стадии, когда хозяйствующие субъекты, экономические партнеры, вступая во взаимоотношения, во всем подозревают друг друга. О достижении какой конкурентоспособности можно говорить при столь низком уровне доверия?» Митрополит Иларион, в свою очередь, отметил, что РПЦ недавно приняла особый свод правил, касающийся регулирования хозяйственной деятельности.

В то же время в российском обществе по-прежнему прослеживается деление на «почвенников» и «западников», значительная часть граждан возражает против усиления присутствия церковных организаций в системе школьного образования (эксперимент с введением в школах «основ религиозных культур» — яркий пример такого раскола). Однако и Ярослав Кузьминов, и митрополит Иларион полагают, что у светских и церковных институтов (не только православных) на этом поле существуют самые широкие возможности для взаимодействия и выработки общественного компромисса, а потому «нужно прилагать совместные усилия, а не вытеснять друг друга с этой площадки». Парадокс ситуации заключается в том, что подавляющее большинство противников усиления роли той же РПЦ на самом деле разделяют христианские и православные ценности. «Основные опасения связаны с конкретным воплощением образовательных инициатив церкви в конкретных школах, — заметил ректор ВШЭ. — Если люди увидят, что никакого конфессионального раскола в школах нет, нет обучения "из-под палки", отношение общества к этой идее изменится».

«Мы знаем об открытости ВШЭ и готовности обсуждать самые разные вопросы, поэтому здесь действительно может появиться оптимальная площадка для обсуждения многих проблем и, прежде всего, гражданского мира в нашей стране», — продолжил другой участник встречи, проректор ОЦАиД протоиерей Владимир Шмалий. Среди наиболее актуальных тем для дискуссий и исследований, на его взгляд, концепция секулярности, проблема этики и этического воспитания, «практически ушедшего из российской школы». «Можно развивать направление религиоведения, философии религии, социологии религии, — добавил протоиерей. — С учетом того, что в ВШЭ сложилась в определенном смысле лаборатория дальнейшего развития российского общества, мы были бы заинтересованы принимать участие в соответствующих исследованиях как партнеры».

В ближайших планах двух вузов, как отметил Сергей Рощин, обмен образовательными программами, установление формальных процедур перезачета курсов, читающихся в Вышке и ОЦАиД, запуск до конца нынешнего учебного года совместной дискуссионной площадки, обмен и укрепление международных контактов. Кроме того, Вышке стоит перенять у коллег из ОЦАиД опыт построения PhD-программ. «Мы пытаемся восстановить у себя нормальную аспирантуру, которая рухнула в России как институт», — отметил в связи с этим Ярослав Кузьминов.

«Но самые главные точки пересечения, которые могут быть для нас перспективными, — полагает ректор ВШЭ, — это философия и история религии, социология религии, вопросы трудовой этики, предпринимательской этики, благотворительности, восстановления шкалы ценностей, в том числе в профессиональной деятельности людей».

Ярослав Кузьминов также считает, что к сотрудничеству ВШЭ и ОЦАиД можно в перспективе привлечь и студентов Московской духовной академии. «Конечно, она расположена в Сергиевом Посаде, но не думаю, что с этим возникнут сложности, — заметил ректор ВШЭ. — Ведь наши студенты свободно обучаются на курсах, которые им читают онлайн, например, профессора из Калифорнии».

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Василия Бегаля

Вам также может быть интересно:

В питерской Вышке открылся Институт психологии здоровья

На базе Школы социальных наук НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург начал работу Институт психологии здоровья. Это новое подразделение объединит исследователей, которые изучают поведение людей и когнитивные процессы. Под началом института также в питерской Вышке запустятся три научные лаборатории. Рассказываем, какими исследованиями займутся ученые.

НИУ ВШЭ открывает новую программу microdegree «Исследователь в EdTech»

Институт образования Высшей школы экономики в партнерстве с компанией Skyeng анонсировал запуск новой образовательной программы «Исследователь в EdTech: data-driven-подход для цифровых образовательных продуктов». Новый курс, призванный подготовить специалистов по комплексному анализу пользователей и рынка в сфере образовательных технологий, рассчитан на 9 месяцев и завершается присвоением microdegree.

Питерская Вышка выходит на международный рынок профессионального образования

НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург впервые познакомил международных партнеров с программами дополнительного профессионального образования (ДПО), которые реализуются в университете. Презентация прошла в рамках визита представителей Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) университета в Индию.

НИУ ВШЭ запускает 12 новых программ высшего образования в формате онлайн

Высшая школа экономики открывает новые онлайн-программы по маркетингу, праву, ИТ, психологии и другим направлениям. С 1 апреля для поступления стали доступны 10 магистерских программ, а с 14 июня запустятся 2 новые программы онлайн-бакалавриата. Всего в НИУ ВШЭ в 2024 году открыт набор на 33 программы бакалавриата и магистратуры в формате онлайн.

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

НИУ ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов цифровой экономики

Высшая школа экономики заняла 2-е место в новом рейтинге вузов цифровой экономики по Москве и Санкт-Петербургу за 2023 год, уступив лишь МГТУ им. Баумана. НИУ ВШЭ обошел профильные ИТ-университеты — МФТИ (3-е место) и ИТМО (5-е место), — а также МГУ (4-е место).

НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральный университет запустили олимпиаду по промышленному программированию для школьников

НИУ ВШЭ совместно с «Тинькофф» и Центральным университетом объявили о проведении первой в России олимпиады по промышленному программированию для старшеклассников — PROD. Ее участники не просто решают теоретические задачи, а работают над реальными бизнес-кейсами из ИТ. Такой формат позволяет полностью погрузиться в профессию разработчика до поступления в вуз.

ВШЭ запустила маркетплейс ДПО

Высшая школа экономики запустила инновационный цифровой проект — маркетплейс дополнительного профессионального образования. Сейчас на витрине маркетплейса размещены более 700 программ ДПО Вышки, в дальнейшем планируется привлечение программ ДПО других российских вузов.

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».