Человекоцентричность в здравоохранении: новая модель управления персоналом в медицинских организациях

Лаборатория человекоцентричности и лидерских практик (Лаборатория ЧИЛ) НИУ ВШЭ реализует прикладные научно-исследовательские проекты, призванные сделать систему здравоохранения человекоцентричнее. Один из них, проект «Формирование человекоцентричной модели управления в организациях сферы здравоохранения», направлен на внедрение человекоцентричной модели управления персоналом в медицинских организациях.
Здравоохранение — одна из самых кадрозависимых отраслей. В последние годы сектор столкнулся с серьезными вызовами: пандемией, изменениями рынка труда и приходом нового поколения специалистов с иными ценностями. Традиционные методы управления уже не отвечают современным потребностям, и на смену им приходит человекоцентричный подход, который ставит во главу угла соблюдение баланса потребностей сотрудников и интересов работодателей.
Владимир Соловьев
«Человекоцентричность в здравоохранении чаще всего связывают с заботой о пациентах. Но мы уверены: настоящая человекоцентричность начинается с изменения культуры отношения к сотрудникам», — говорит Владимир Соловьев, заведующий Лабораторией ЧИЛ.
Согласно новому ГОСТ Р 71549–2024 «Система менеджмента человекоцентричной медицинской организации», вступившему в силу с 1 марта 2025 года, в человекоцентричной медицинской организации поощряется участие пациентов в решении вопросов собственного здоровья, работники нацелены (и обучены) на учет физических, информационных, эмоциональных и духовных потребностей пациентов, а также создана система, направленная на благополучие и развитие работников. По мнению специалистов Лаборатории ЧИЛ, человекоцентричный подход должен начинаться именно с особого внимания к потребностям работников. Работодатель прежде всего должен предоставить своему коллективу ресурсы для качественной и эмпатичной заботы о пациентах. То есть человекоцентричное управление персоналом медицинской организации является своего рода развитием пациентоцентричного подхода, переносом его на внутреннего клиента — сотрудника организации.
В рамках проекта «Формирование человекоцентричной модели управления в организациях сферы здравоохранения» команда Лаборатории ЧИЛ разработала человекоцентричную модель управления персоналом в организациях сферы здравоохранения и соответствующий ей измерительный инструмент — Индекс человекоцентричности по отношению к сотрудникам в организациях сферы здравоохранения.
В модели предлагается рассматривать работника медицинской организации в четырех ключевых ролях: как личность, как часть команды, как сотрудника организации и как члена общества, имеющего интересы вне профессиональной деятельности. А также учитывать четыре группы потребностей сотрудников: физические, интеллектуальные, эмоциональные и духовные.
Цель этой модели управления персоналом — оценить уровень человекоцентричности медицинской организации по отношению к сотрудникам. Индекс, состоящий из 73 вопросов по 16 субшкал (каждая субшкала — это пул вопросов, отражающих уникальные потребности на пересечении четырех ролей и четырех групп потребностей сотрудника), позволит системно анализировать условия труда персонала для лучшего понимания потребностей сотрудников.
Проект еще на старте вызвал значительный интерес у профессионального сообщества. Так, его ключевые аспекты обсуждались на круглом столе «Инициативы медицинского сообщества», который проходил 29 января в здании Мэрии Москвы при поддержке Уполномоченного по защите прав предпринимателей Москвы Татьяны Минеевой.
Разработка модели шла в несколько этапов. Вначале команда провела обзор научно-исследовательской литературы и лучших практик управления персоналом в здравоохранении, в том числе с учетом теоретико-методологической основы формирования модели управления организациями, концептуализированной в форме восьми базовых принципов человекоцентричности. На основе данной работы разработан первый прототип модели управления персоналом в здравоохранении, ориентированной на человека.
В рамках валидации модели состоялись шесть экспертных фокус-групп с участием признанных лидеров российского здравоохранения в области кадрового менеджмента: представителей органов исполнительной власти, главных врачей государственных медицинских организаций и их заместителей, руководителей кадровых центров, корпоративных университетов и некоммерческих проектов помощи медработникам, а также владельцев частных клиник, HR-директоров и независимых HR-консультантов. В исследовании приняли участие больше 30 экспертов.Было последовательно протестировано три прототипа модели, и только финальный вариант получил единогласное одобрение экспертов. Они подчеркнули научную обоснованность и практическую значимость разработанной модели, а также охарактеризовали ее как потенциальный аналитический инструмент, на который может опираться руководитель для принятия взвешенных управленческих решений.
Наталья Мефодовская
«Я с вами прошла весь путь — от первого варианта до текущего. И хочу сказать, что, конечно, текущий мне нравится просто кратно больше. Мне он кажется практически идеальным», — отметила Наталья Мефодовская, коуч, командный коуч и бизнес-тренер в сфере здравоохранения.
Кирилл Кузьмичев
«Понимание ценностей своих сотрудников и команды — это очень важно, и здорово, что модель это учитывает, — считает Кирилл Кузьмичев, заместитель главного врача УКБ №4, Сеченовский университет. — Мы научились формулировать ценности организации, но также необходим механизм проверки: как мы поймем, что сотрудники знают эти ценности, как именно они их понимают и разделяют ли их, откликаются ли они их личным ценностям».
В апреле состоялся круглый стол, посвященный обсуждению финальной версии человекоцентричной модели управления персоналом в медицинских организациях, на котором эксперты отметили, что человекоцентричность — это не просто модный тренд, а необходимость в новых условиях рынка труда, которая помогает снизить текучесть кадров, повысить удовлетворенность сотрудников и улучшить финансовые показатели клиник и, как следствие, повышает качество оказания медицинской помощи пациентам. При этом критически важно, что высокое качество помощи пациентам обеспечивается заботой о тех, кто ее оказывает, а не принуждением к работе на пределе возможностей и жертвенности.
Полина Твилле
«Если человекоцентричность — это корпоративная ценность, то сотрудники должны ощущать ее в первую очередь на себе, — уверена Полина Твилле, научный сотрудник Лаборатории ЧИЛ и проекта «Формирование человекоцентричной модели управления в организациях сферы здравоохранения». — Нельзя требовать человекоцентричности по отношению к пациентам, если сотрудники сами ее не чувствуют».
Альбина Лещева
«Мы внедряем человекоцентричные практики уже четвертый год, и могу с уверенностью сказать: это влияет и на экономику. Например, текучесть кадров — колоссальная статья расходов, и человекоцентричность помогает ее сократить», — подчеркнула Альбина Лещева, основатель и CEO клиники нового поколения «Лейб-Медик».
Планируется, что модель не только станет основой для оценки человекоцентричности по отношению к персоналу, но и будет сопровождаться перечнем инструментов и практик, направленных на улучшение управления персоналом в клиниках.
Екатерина Михайлова
«Вторым блоком человекоцентричной модели управления в сфере здравоохранения должны стать сформированные на основе опросов инструменты для руководителей медицинских организаций», — говорит Екатерина Михайлова, заместитель главного врача по кадрам Краевой клинической больницы Красноярска.
Данная тема активно разрабатывается Лабораторией ЧИЛ в рамках проекта «Прикладные решения Концепции человекоцентричного руководителя и лидера в системе здравоохранения».
Оксана Семеновских
«Важно не только провести измерения, но и дать инструменты, а затем, после внедрения инструментов, повторно опросить ту же аудиторию. Это позволит понять, что удалось изменить, каких результатов достигли, как изменились показатели», — предположила Оксана Семеновских, бизнес-консультант, эксперт по HR, развитию лидеров, команд и компаний.
Следующий этап — масштабная апробация Индекса человекоцентричности организаций сферы здравоохранения в ведущих медицинских организациях России. Для валидации разработанного инструмента было заключено соглашение о научном сотрудничестве с Национальной ассоциацией управленцев сферы здравоохранения. В результате партнерства к апробации Индекса человекоцентричности организаций сферы здравоохранения планируется привлечь респондентов — сотрудников государственных и частных медицинских организаций.
Алексей Кошель
«Обеспечение человекоцентричного подхода в сфере здравоохранения, пожалуй, самая важная на сегодня задача, которая наряду с обновлением материально-технической базы лечебных учреждений позволит завершить работу над созданием нового лица современной российской медицины. Уверен, что наши эксперты из Лаборатории ЧИЛ НИУ ВШЭ, основываясь на своем богатом опыте разработки подобных проектов, помогут выработать необходимые дальнейшие шаги для развития сферы здравоохранения. Конечно, вспоминая классика, работа посвящена именно кадрам, что считаем наиболее приоритетным», — прокомментировал проректор НИУ ВШЭ Алексей Кошель.
Человекоцентричность — это путь к устойчивому развитию здравоохранения. Она объединяет науку, практику и ценности, создавая среду, где сотрудники чувствуют себя значимыми, а пациенты получают качественную помощь. Разработки Лаборатории ЧИЛ призваны предоставить медицинским организациям инструмент для лучшего понимания потребностей персонала, что крайне важно для формирования человекоцентричной кадровой политики, в центре которой будут реальные интересы сотрудников.
Вам также может быть интересно:
Гибкость и многообразие: особенности российской гуманитарной политики
Российская гуманитарная политика отличается децентрализованностью, и это позволяет России говорить со всеми целевыми аудиториями и устанавливать с ними взаимодействие. Об этом сказано в вышедшем в 2025 году докладе «Российская гуманитарная политика в эпоху многополярности», подготовленном Фондом поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова и Высшей школой экономики под редакцией директора Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Екатерины Энтиной.
Восьмой международный онлайн-семинар U4U объединил экспертов из 14 стран
Онлайн-кампус НИУ ВШЭ провел двухдневный международный семинар U4U (Universities for Universities), который традиционно служит площадкой для обмена опытом между университетами в области онлайн-обучения. В этом году событие вышло на глобальный уровень и расширило географию. К обсуждению ключевых вызовов и стратегий развития онлайн-образования присоединились международные эксперты и представители университетов со всего мира. Встреча состоялась в онлайн-формате в середине ноября.
Технологический прорыв: исследования Института ИИ и цифровых наук отмечены на AI Journey 2025
Ученые Института искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук ВШЭ в рамках Международной конференции AI Journey 2025 представили передовые ИИ-исследования с высоким уровнем научной новизны и практической применимости. Научное решение заведующего Научно-учебной лабораторией матричных и тензорных методов в машинном обучении Максима Рахубы получило премию «Лидеры ИИ — 2025». Заведующий Центром глубинного обучения и байесовских методов Айбек Аланов — среди финалистов премии.
НИУ ВШЭ стал лидером рейтинга вузов — участников программы «Приоритет-2030»
Министерство науки и высшего образования РФ опубликовало обновленный список участников программы «Приоритет-2030». Всего поддержку в этом году получат 106 университетов. Высшая школа экономики вошла в первую группу и возглавила рейтинг вузов.
«"Образовательные мосты” — место встречи коллег, которые не боятся трудных вопросов»
28–29 ноября в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре пройдет форум «Образовательные мосты: подходы к обучению в старшей школе». Организаторами выступают НИУ ВШЭ и Департамент образования и науки города Москвы. В этом году экспертная программа форума расширена до двух дней и включает в себя вдвое больше образовательных активностей, спикеров и возможностей для нетворкинга.
Ученые НИУ ВШЭ нашли рецепт против выгорания студентов
Исследователи Института образования НИУ ВШЭ показали, сколько времени имеет смысл тратить на учебу, внеучебную активность и личную жизнь, чтобы поддерживать успеваемость в вузе без ущерба для ментального здоровья. Анализ ответов 2753 студентов и их реальных академических показателей выявил точки риска, например избыток домашних заданий, и точки роста: сон, спорт, умеренную вовлеченность в проекты. С учетом полученных результатов ученые подготовили практические рекомендации для студентов и университетов. Работа опубликована в European Journal of Education.
«У нас возникают эффекты перелива идей от фундаментальных проектов к прикладным и — обратные»
Созданная 11 лет назад Международная лаборатория экономики нематериальных активов (МЛЭНА) дала старт созданию институционализированных научных подразделений в пермском кампусе Вышки. Компетенции сотрудников лаборатории по обработке и анализу данных позволили им сочетать фундаментальные исследования и прикладные проекты, в том числе по разработке моделей рисков и кибербезопасности для Сбера. О деятельности МЛЭНА «Вышке.Главное» рассказали заведующий лабораторией профессор Петр Паршаков и старший научный сотрудник профессор Мария Молодчик.
«Сегодня мы живем в эпохе “рутинной новизны”»
В НИУ ВШЭ продолжается реализация стратегического технологического проекта (СТП) «Национальный центр социально-экономического и научно-технологического прогнозирования». Новостная служба «Вышка.Главное» рассказывает о том, как в систему прогнозирования вписываются культура и общественные ценности и как на них влияет искусственный интеллект.
Преподаватели Вышки награждены премией Yandex ML Prize 2025
Премия Yandex ML Prize вручается преподавателям и руководителям образовательных программ, благодаря которым в России развивается область искусственного интеллекта. В этом году лауреатами, отобранными из 300 соискателей, стали 10 человек, и среди них трое сотрудников факультета компьютерных наук (ФКН) Вышки. Также была вручена специальная награда «Зал славы» — за вклад в становление машинного обучения как образовательного направления. Одним из ее обладателей стал Дмитрий Ветров, профессор-исследователь ФКН ВШЭ.
Ученые ВШЭ показали, как с помощью МЭГ точнее картировать речь в мозге
Ученые из Центра языка и мозга ВШЭ показали, как точнее определять границы речевых зон в мозге. Для этого они использовали магнитоэнцефалографию (МЭГ) вместе с заданием на завершение предложений, которое активирует речевые области и показывает их работу в реальном времени. Такой подход поможет врачам лучше планировать операции и повысит точность диагностики в тех случаях, когда фМРТ не является оптимальным методом. Исследование опубликовано в журнале European Journal of Neuroscience.


