В Вышке начали готовить цифровых волонтеров
Преподавателям и студентам, которые в срочном порядке переходят на дистант, порой не хватает опыта и знаний, чтобы наладить онлайн-коммуникацию. В Вышке заработал новый проект: студенты-добровольцы проходят обучение, чтобы поддерживать всех, кто испытывает трудности при использовании электронных сервисов. Об идее проекта и своей работе говорят коллеги из Цифрового блока университета и волонтеры.
Первый онлайн-инструктаж для добровольцев провели 31 марта. Сотрудники Цифрового блока, которые в дальнейшем станут кураторами волонтеров, рассказали ребятам о том, какие функции им придется выполнять, как будет организована их работа, продемонстрировали возможности сервисов дистанционного образования, используемых в Вышке. Кроме того, добровольцам объяснили, как предотвращать возможные ситуации недопонимания.
Эмилия Шаймуратова, 2 курс, факультет компьютерных наук
Раньше я уже была волонтером на различных мероприятиях ВШЭ, поэтому осознаю, что успех в самых разных начинаниях зависит не только от руководства, но и от самих студентов. На инструктаже стало понятно: я знаю не так много о платформах для онлайн-занятий. Еще я осознала, что даже опытные специалисты могут столкнуться с проблемами во время работы. Важно, чтобы волонтеры помогли преподавателям освоиться с новой системой. С остальными добровольцами мне пока не удалось пообщаться, но вижу, все студенты настроены на работу и пришли не только потому, что им стало интересно, но потому, что хотят быть полезными.
«Цифровые ассистенты будут помогать преподавателям и сотрудникам университета разбираться в процессах перехода на новые форматы дистанционного обучения, в установке и применении цифровых платформ и сервисов, отвечать на вопросы, которые возникают у каждого, — объясняет задачи волонтеров начальник отдела планирования и контроля цифровой трансформации Цифрового блока Вышки Олеся Клычихина. — Студенты уже имеют хорошие навыки и компетенции цифровой культуры, а мы помогаем им в короткие сроки освоить платформы и сервисы MS Teams, Zoom, Webinar». Кроме того, для ребят создадут чат, где они смогут обсуждать проблемы и делиться опытом. Помогать волонтерам будет и доступ к базе знаний Цифрового блока с ответами на типовые вопросы пользователей, инструкциями и видео-материалами по цифровым сервисам Вышки.
По словам Олеси Клычихиной, цифровые волонтеры появились в университете благодаря ректору НИУ ВШЭ: «Идея родилась у Ярослава Ивановича, и ею прониклись все. Даже министерство науки и высшего образования поднимает эту тему на федеральном уровне. А мы еще до пандемии прорабатывали сценарии активного привлечения студентов к участию в создании и поддержке цифровых решений Вышки».
В новых реалиях жизни эта тема приобрела новые горизонты развития и появилась возможность реального живого подключения студентов к цифровому университету.
В Цифровом блоке отмечают, что пока набор ассистентов рассматривают как пилотный проект на время перехода на дистанционный формат обучения и работы, но в дальнейшем это может стать частью корпоративной среды университета.
Владимир Бычков, 3 курс, МИЭМ
В МИЭМ я помогаю с сервисом Jitsi - это аналог Zoom. Работаю с сервером для автоматической записи онлайн-встреч, которые проходят в Jitsi. Занимаюсь этим не так давно, но моего опыта хватает, чтобы помочь другим факультетам перейти на дистанционку. Первое занятие мне понравилось: я узнал об ограничениях в работе с сервисами Вышки. И это один из тех вопросов, на которые мне придется отвечать преподавателям и студентам.
В поиске добровольцев - а обучение сейчас проходят 22 человека - Цифровому блоку помогала Дирекция по развитию студенческого потенциала, а также МИЭМ и ФКН. Все отобранные на данный момент волонтеры — вышкинцы. «Они знают корпоративную культуру, специфику и образовательный процесс университета изнутри и более грамотно смогут помочь коллегам», — объясняет Олеся Клычихина. Кроме того, при отборе добровольцев Цифровой блок обращал внимание на профессиональные и личные качества — вежливость, терпение и умение объяснять простым языком. «Также необходимы знания и практический опыт работы с разными операционными системами и стеками технологий, чтобы волонтер понимал процессы загрузки и установки приложений и сервисов на персональный компьютер, планшет и смартфон на операционных системах Windows, Android, iOs, умел решать проблемы пользователей. Приветствуется наличие опыта работы с сервисами Skype, ZooM, Webinar.ru, MS Teams», — перечисляет Олеся Клычихина.
Студенты Вышки могут записаться в волонтеры, заполнив анкету или обратившись к куратору проекта со стороны Цифрового блока НИУ ВШЭ Сергею Колесникову.
Чтобы получить помощь цифрового волонтера, достаточно подать заявку в личном кабинете сотрудника, нажав на кнопку «Горячая линия Вышки».