«И вот мы остановили стандарт старшей школы. Не поздно?»
22 февраля ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в заседании Общественного совета при Минобрнауки России. Обсуждался проект федерального государственного образовательного стандарта для старшей школы.
В последние два месяца проект стандарта для старшей школы неожиданно стал одной из самых популярных тем в СМИ и блогосфере. В середине февраля документ был доработан с учетом пожеланий общественности, на сайте Минобрнауки была выставлена обновленная версия, которая точно так же остается объектом жесткой критики. Претензии предъявляются, прежде всего, к тяжелому стилю документа, к расплывчатости требований к результатам образования, к структуре учебного плана (какие предметы являются обязательными, какие можно выбирать, на каком уровне их изучать — базовом, профильном, интегрированном).
В своем выступлении на заседании совета ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов охарактеризовал некоторые особенности дискуссии, развернувшейся вокруг стандартов.
Он напомнил, что не так давно на обсуждение общественности были вынесены проекты стандартов для начальной и основной школы. В образовательном сообществе их обсудили довольно горячо, и министерство, «несмотря на все наши крики и замечания», их приняло (впрочем, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил по итогам обсуждения, что Минобрнауки все же учитывало замечания). Теперь же, когда на повестке дня проект стандарта старшей школы, обсуждение вышло за рамки профессиональной среды — в газеты, на улицы. «И вот мы остановили стандарт старшей школы, — заключил Ярослав Кузьминов. — Не поздно?»
Старшая школа — это период, когда на компетенции, даже на интересы школьника влиять поздно. Бессмысленно заниматься стандартом старшей школы и пытаться за эти два года что-то решить, просто «пропустив мимо» стандарт основной школы, «а он, мягко говоря, не лучше, он хуже». Общественная палата РФ по этому поводу неоднократно обращалась к министерству, проводила целый ряд «неприятных» мероприятий, публично представляя свою точку зрения. Однако широкая общественность осталась равнодушной. Отсюда вывод: спохватываться надо было раньше.
По мнению Ярослава Кузьминова, общественность относится к стандартам разных ступеней школьного образования точно так же, как рядовая российская семья (в Вышке об отношении семей к образованию проводились многочисленные исследования). Можно построить график, демонстрирующий динамику вложений семьи в обучение ребенка. Когда он только идет в школу, родителей больше интересуют бытовые проблемы — «купить диван, съездить на юг», а спохватываться они начинают только когда ребенку нужно из школы куда-то переходить, по известному принципу «пока гром не грянет». И временами бывает поздно. Может быть, общественности стоит вернуться к стандарту основного образования?
Тем не менее особая актуальность стандарта 10-11 классов заключается в том, что согласно официальным данным сегодня «для городских семей старшая школа — на треть уже экстернат». В целом до двух третей семей психологически относится к старшей школе как к экстернату с молчаливого согласия учителей и администрации. В селе источников альтернативных знаний меньше, но в городе старшая школа предоставляет менее половины образовательных возможностей.
Ярослав Кузьминов считает, что сейчас бессмысленно «ломать копья» по поводу того, какой должна быть универсальная часть учебного плана (согласно нынешней версии стандарта, обязательными для всех будут физкультура, ОБЖ, курс «Россия в мире» и индивидуальный проект). Ведь мы пытаемся «вытащить» ребенка из ситуации, когда у него школы нет вообще. Репетитор не может заменить школу, потому что в этом случае ребенок развивается вне коллектива и потом в вузе не может нормально учиться: воспринимает материал только когда ему «вносят в рот на ложке». Сегодня это болезнь детей относительно состоятельных семей.
Главная задача — сделать старшую школу конкурентоспособной для тех детей, которые сейчас из школы уходят к репетиторам, на курсы, в Интернет, «незнамо куда». Им в школе неинтересно. Поэтому альтернатив профильному обучению, когда предлагается возможность выбора предметов по интересам, сегодня нет. «Я лично сторонник фундаментального знания, — сказал Ярослав Кузьминов. — Мы стараемся показать студентам, что фундаментальное знание — это все, что может дать система образования. Остальное они сами смогут получить. Поэтому хорошая химия лучше имитации истории религии или совершенно неквалифицированных основ права. Но ее должны выбрать, ее должны захотеть. А если человек не хочет что-то учить, то совершенно бессмысленно ему это навязывать, мы не сможем, к сожалению, это сделать. Если кто-то владеет такого рода чудесными навыками, давайте поищем таких людей».
Ярослав Кузьминов согласился с предложениями других членов Общественного совета о том, что ОБЖ и физкультуру бессмысленно делать обязательными предметами в старшей школе: «На ОБЖ не будут ходить, на физкультуру не будут ходить». А вот на предмет «Россия в мире» ходить будут, чтобы поговорить. Но ведь для этого есть предметы «с педагогическим бэкграундом» — история, литература, русская словесность. Может быть, говорить о России в мире стоит в рамках этих предметов? Тем более что две трети учителей «смогут поговорить гораздо менее интересно, чем люди в Интернете».
ОБЖ — это предмет, куда включено все: от спасения на пожаре до оборонной доктрины: «Кто это преподавать будет? Вы этого человека в глаза видели? Предмет может быть интересен для пятиклассников, если им позволить кого-то спасать из горящего дома, но боюсь, что мы этого не позволим. Можно домой памятку давать, как на пожаре спасаться. Надо прекратить поддаваться на провокации по отношению к образованию со стороны людей, «прикрепившихся» к тем или иным ведомствам и пытающихся сделать свой маленький бизнес на общенациональных проблемах — необходимости обороны от террора и борьбы с пожарами. Давайте называть вещи своими именами».
Предмет «Россия в мире» неудачен, потому что в нем нет предметного содержания и аналитических компетенций. Точно такая же «глупость» — обществознание, предусмотренное в стандарте на интегрированном уровне. «Я недавно купил весь набор учебников по обществознанию, — рассказал Ярослав Кузьминов. — Там в точности то же самое, что и в те времена, когда мы с Андреем Александровичем Фурсенко учились в школе. Раньше был набор лозунгов в защиту Кибальчиша, а теперь тот же самый набор слов, но про Плохиша. Там нет никакой теории. При этом существуют блестящие теории, которые можно предлагать интересующемуся социальной наукой ребенку, — экономическая, теория социологии, основы философии. Зачем тратить на явную ерунду драгоценные часы старшей школы?
Обществознание как предмет не должен существовать ни на каком уровне. Давайте лучше преподавать нормальные основы права, экономики. Мы с ужасом относимся к естествознанию, потому что учителя естествознания плохо себе представляем. А учителя обществознания? Я видел этих несчастных людей».
Еще одно замечание ректор НИУ ВШЭ высказал о предмете «математика и информатика», который в проекте стандарта предусмотрен на интегрированном уровне (для детей, выбирающих гуманитарные профили): «Не понимаю, какое отношение имеет одно к другому». В заседании совета участвовал академик РАН, заведующий кафедрой геометрии и топологии НИУ ВШЭ Виктор Васильев. «Я смотрю на академика Васильева и не понимаю, какое отношение он имеет к тому, чем занимается факультет бизнес-информатики в Высшей школе экономики, — сказал Ярослав Кузьминов. — Скорее бизнес-информатика ближе к менеджменту. Почему оболочка веб-сайта имеет отношение к математике, а не к искусству? Это просто оскорбительно для математиков». При этом, по его мнению, роль математики в российской и советской школе «фантастична, фундаментальна»: «Это один из двух предметов, наряду с литературой, который школу продержал все эти годы. Я скорее гуманитарный экономист, но от школы у меня в голове осталась математика. Давайте, по крайней мере, ее как-то оградим от нападок».
Борис Старцев, специально для Новостной службы НИУ ВШЭ
____________________________________________________
В СМИ на эту тему:
Андрей Фурсенко пообещал не спешить с утверждением нового стандарта // Наука и технологии (S&T RF), 24 февраля 2011
Общественники призвали Фурсенко отказаться от физкультуры и ОБЖ // GZT.RU, 22 февраля 2011
Два с минусом // Российская газета, 22 февраля 2011
Воспитывать патриотов по стандарту // Известия № 32, 24 февраля 2011
Опять все сначала // Независимая газета № 41, 01 марта 2011
Апробацию стандарта для старшей школы отложат на год // Первое сентября № 5, 12 марта 2011
Вам также может быть интересно:
Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%
Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно
Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.
Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет
27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.
Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие
На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.
НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов
Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.
Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать
На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.
Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе
У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.
Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников
Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.
Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией
Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.
Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык
В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.