Единое образовательное пространство: как вузы новых регионов РФ интегрируются в российскую систему
Университеты Луганска и Донецка вступили в фазу активной интеграции с российской образовательной системой. Двойные дипломы, стажировки, виртуальные системы повышения квалификации и другие новые образовательные продукты помогут воспитать и сохранить в регионах кадровый потенциал. 13 декабря состоялся научный семинар «Ориентиры стратегического развития единого научно-образовательного пространства макрорегиона “Юг России — Донбасс”», организованный Российской академией образования (РАО). В его работе приняла участие вице-президент Вышки Ирина Карелина.
Президент Российской академии образования (РАО) Ольга Васильева, открывая семинар, отметила, что много лет ведется работа по укреплению единого образовательного пространства, обеспечению равного доступа в классы и аудитории для всех школьников и студентов России, и теперь к этой работе присоединяются коллеги из новых регионов.
«Очень важно, чтобы студенты и преподаватели высших учебных заведений Луганской и Донецкой Народных Республик получили все те же возможности, что и их коллеги в других российских регионах. Это очень ответственная задача, необходимо решить ее, сохраняя лучшие наработки коллег», — сказала она. Ольга Васильева подчеркнула, что Российская академия образования готова поддерживать коллег из региональных вузов «во всех направлениях».
«Наше сотрудничество с вузами ДНР и ЛНР является процессом долгим и достаточно сбалансированным. Но сегодня мы понимаем, что потенциал РАО, потенциал Южного федерального университета может использоваться более широко в той интеграционной работе, которую мы ведем. Нам важна задача усиления научного и образовательного пространства нового макрорегиона. И здесь те фундаментальные исследования, которые ведет академия, являются для нас очень востребованными», — рассказала член-корреспондент РАО, президент ЮФУ Марина Боровская. «Сейчас идет процесс реализации дорожной карты, подготовленной в том числе Министерством науки и высшего образования и Министерством просвещения», — добавила она.
Высшая школа экономики активно включилась в процесс интеграции вузов новых регионов, говорит вице-президент НИУ ВШЭ Ирина Карелина. Каждую неделю проходит обсуждение насущных вопросов по формированию единого образовательного пространства.
Напомним, что ранее Вышка стала экспертным центром для вузов ЛНР в аналитическом, методическом и правовом направлениях, что позволит создать условия для бесшовного вхождения образовательных организаций республики в российское академическое пространство.
«Сегодня уже около 1,5 тысячи преподавателей вузов, расположенных на новых территориях, прошли разные формы повышения квалификации. Почти 2,5 тысячи студентов обучаются на программах двух дипломов вузов, один из которых расположен на новых территориях. Около тысячи студентов прошли летом практики и стажировки на базе российских университетов. Нам сейчас очень важно не вымыть кадры из региона, не потерять тот потенциал, который сложился, обеспечить воспроизводство кадров, в том числе научных», — подчеркнула вице-президент НИУ ВШЭ.
Несмотря на то что университеты Луганска и Донецка имеют аккредитованные в России направления, потребуется серьезная работа по пересмотру учебных планов. В этом процессе задействованы десятки российских университетов. Ирина Карелина рассказала о программе двойных дипломов, стажировках, виртуальной системе повышения квалификации и обучения, новых видах образовательных продуктов. Все это, по ее мнению, будет работать на формирование единого образовательного пространства.
«Донбасс всегда сверял свою жизнь с Москвой» — с этих слов начала свое выступление ректор Горловского института иностранных языков Светлана Кочетова. «Все уровни образования в Донецкой Народной Республике ориентированы исключительно на систему образования Российской Федерации… Мы не просто готовы влиться в единый процесс после вхождения в Российскую Федерацию, мы в нем существуем и внимательно следим за содержанием и контекстом российского образования», — отметила она. По ее словам, совместно с целым рядом вузов впервые создано научно-образовательное пространство на Донбассе.
Ректор Луганского государственного педагогического университета Жанна Марфина отметила, что подготовка педагогов и преподавателей в гуманитарных областях сейчас наиболее востребована. Большим подспорьем в этой работе стали профильные педагогические классы, которые за счет ранней профессиональной ориентации позволяют привести в вузы мотивированных студентов, заинтересованных в том, чтобы в будущем остаться в профессии. Сегодня за университетом закреплено два вуза-партнера, это Московский государственный педагогический университет и Кабардино-Балкарский государственный университет, и очень много вузов предложили свою помощь, чтобы интеграция прошла безболезненно, рассказала Жанна Марфина.
Михаил Кушаков, ректор Донбасской юридической академии, особо отметил программы двойных дипломов и высказал признательность за присвоение российских научных званий жителям республики. Два года как школьники региона сдают ЕГЭ по российским законам, организована и проведена российская госаккредитация 8 высших учебных заведений, 11 общеобразовательных школ и 11 учреждений СПО, рассказал он. «Сегодня мы уже выдали нашим выпускникам 18 тысяч дипломов Российской Федерации», — добавил ректор.
В обсуждении проблем и первоочередных направлений интеграции также участвовали член-корреспондент РАО Ольга Гукаленко, директор Академии психологии и педагогики ЮФУ Владимир Кирик, руководитель Центра развития педагогического образования РАО Елена Врублевская, руководитель Центра развития образования РАО Екатерина Уба.
Модератором мероприятия выступил и.о. академика-секретаря Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО Михаил Левицкий.
Вам также может быть интересно:
В питерской Вышке открылся Институт психологии здоровья
На базе Школы социальных наук НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург начал работу Институт психологии здоровья. Это новое подразделение объединит исследователей, которые изучают поведение людей и когнитивные процессы. Под началом института также в питерской Вышке запустятся три научные лаборатории. Рассказываем, какими исследованиями займутся ученые.
НИУ ВШЭ открывает новую программу microdegree «Исследователь в EdTech»
Институт образования Высшей школы экономики в партнерстве с компанией Skyeng анонсировал запуск новой образовательной программы «Исследователь в EdTech: data-driven-подход для цифровых образовательных продуктов». Новый курс, призванный подготовить специалистов по комплексному анализу пользователей и рынка в сфере образовательных технологий, рассчитан на 9 месяцев и завершается присвоением microdegree.
Питерская Вышка выходит на международный рынок профессионального образования
НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург впервые познакомил международных партнеров с программами дополнительного профессионального образования (ДПО), которые реализуются в университете. Презентация прошла в рамках визита представителей Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) университета в Индию.
НИУ ВШЭ запускает 12 новых программ высшего образования в формате онлайн
Высшая школа экономики открывает новые онлайн-программы по маркетингу, праву, ИТ, психологии и другим направлениям. С 1 апреля для поступления стали доступны 10 магистерских программ, а с 14 июня запустятся 2 новые программы онлайн-бакалавриата. Всего в НИУ ВШЭ в 2024 году открыт набор на 33 программы бакалавриата и магистратуры в формате онлайн.
Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО
Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.
НИУ ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов цифровой экономики
Высшая школа экономики заняла 2-е место в новом рейтинге вузов цифровой экономики по Москве и Санкт-Петербургу за 2023 год, уступив лишь МГТУ им. Баумана. НИУ ВШЭ обошел профильные ИТ-университеты — МФТИ (3-е место) и ИТМО (5-е место), — а также МГУ (4-е место).
НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральный университет запустили олимпиаду по промышленному программированию для школьников
НИУ ВШЭ совместно с «Тинькофф» и Центральным университетом объявили о проведении первой в России олимпиады по промышленному программированию для старшеклассников — PROD. Ее участники не просто решают теоретические задачи, а работают над реальными бизнес-кейсами из ИТ. Такой формат позволяет полностью погрузиться в профессию разработчика до поступления в вуз.
ВШЭ запустила маркетплейс ДПО
Высшая школа экономики запустила инновационный цифровой проект — маркетплейс дополнительного профессионального образования. Сейчас на витрине маркетплейса размещены более 700 программ ДПО Вышки, в дальнейшем планируется привлечение программ ДПО других российских вузов.
НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге
Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.
Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»
Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».