Исследователи выявили наиболее важные навыки в предпринимательском образовании
Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала в рамках серии «Современная аналитика образования» выпустил доклад «Обучение предпринимательству в вузах России и мира». По итогам обзора лучших зарубежных практик предпринимательского образования, авторы выявили 71 навык, который воспитывается в ходе такого образования. Для анализа исследователи отобрали 63 программы и курса из 44 университетов и 24 стран.
Самыми часто упоминаемыми навыками, которым обучают в рамках зарубежного предпринимательского образования, оказались командная работа (упоминается в 21 программе), устная и письменная коммуникация (14 программ), управление и критическое мышление (по 12 упоминаний). По 10 упоминаний набрали анализ, принятие решений и презентация в устной и письменной форме.
Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала создан в рамках Национального проекта «Наука» в 2020 году. Учредителями Центра выступили Высшая школа экономики, РАНХиГС, МГИМО и Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.
Выявленные навыки в соответствии с концепцией «человеческого капитала» Гэри Беккера можно разделить на две группы – общие (командная работа; презентация в письменной и устной форме, убеждение, творческое мышление, принятие решений, проявление инициативы, критическое мышление и т.п.) и специфические (привлечение инвесторов; управление инновациями; управление человеческими ресурсами; подготовка бизнес-плана, финансовый и бухгалтерский анализ и др.).
Вместе с тем, авторы отмечают, что создатели программ не делают различий по обучаемым навыкам между студентами магистратуры и бакалавриата, а значит, предпринимательская программа должна давать опыт, навыки и знания, которые студент может применить и найти полезными независимо от получаемой специальности и ступени образования. Единого перечня навыков и курсов, которые должны обязательно входить в программу, также нет.
Что касается преподавателей, то критически важными оказываются следующие навыки: наличие предпринимательского опыта у преподавателя, погруженность в проблемную область (как минимум, с точки зрения интереса к новостям и разработкам). Обнаружено, что практики командной работы (например, «мозговой штурм») показывают наибольшую эффективность. Кроме того, важно наличие тесных рабочих контактов с внешней средой (компании, лаборатории, приглашенные спикеры) – но здесь усилия должен предпринимать не только сам преподаватель, но и университет в целом.
В России в настоящее время отмечается бум предпринимательских курсов, но пока сложно говорить об устойчивом успехе, так как программ и курсов по предпринимательству не так много в университетах (по данным исследования GUESSS, Россия уступает большинству исследованных стран по доле студентов вузов, имеющих опыт прохождения курса по предпринимательству). Глобальный мониторинг предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitoring, GEM) представляет актуальные показатели России в сравнительной перспективе. Во-первых, Россия занимает предпоследнее место среди всех изученных стран по доле респондентов, указавших, что они видят хорошие возможности для запуска своего дела, а также по доле тех, кто считает, что в их стране легко начать бизнес (около 30%). Во-вторых, Россия занимает одно из последних трех мест среди всех изученных стран (всего около 50) по доле респондентов, отметивших, что у них хватает знаний, навыков и опыта для начала своего дела (около 35% против 65% в США).
Вам также может быть интересно:
Сплав академичности и практичности: студенты и аспиранты исследовали креативную экономику
В НИУ ВШЭ прошел Четвертый международный форум молодых исследователей креативной экономики. Свои доклады представили авторы научных работ, прошедших конкурсный отбор: российские и зарубежные исследователи в возрасте до 35 лет, аспиранты и студенты, изучающие социально-экономические аспекты развития креативной экономики и креативных индустрий.
Консорциум как фундамент для науки: в НИУ ВШЭ прошла выставка проектов НЦМУ
3 октября в центральном атриуме корпуса Вышки на Покровке состоялась торжественная церемония открытия выставки «Потенциал человека — просто о главном» Научного цента мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» (НЦМУ). Центр является сетевой научной структурой и создан НИУ ВШЭ, МГИМО МИД России, РАНХиГС и ИЭА РАН, которые являются национальными лидерами в исследованиях человека. Гости смогли посетить 19 стендов, представляющих передовые научные проекты центра, а руководители каждого из них презентовали результаты своей работы.
Эксперты ВШЭ приняли участие в первом международном семинаре по технологической устойчивости стран БРИКС
19–20 сентября в Сколтехе прошел Первый международный семинар «Технологическая устойчивость стран БРИКС: сотрудничество между университетами и индустрией», организованный совместно с Центром междисциплинарных исследований человеческого потенциала Высшей школы экономики. Встреча прошла в рамках рабочей группы стран БРИКС по технологическому форсайту и научно-техническим исследованиям.
НЦМУ запустил цифровые витрины исследовательских проектов
На сайте научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» заработал новый раздел «Цифровые витрины». В открытом доступе представлены и описаны ключевые исследовательские проекты НЦМУ и их результаты.
«Наш центр — большой межподразделенческий проект»
На апрельском заседании Ученого совета НИУ ВШЭ подвели итоги работы НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» в 2020–2023 годах и представили планы на будущее. С презентацией выступила проректор НИУ ВШЭ, инициатор создания НЦМУ Лилия Овчарова. Она, в частности, рассказала, что в работе центра участвуют 25 подразделений Вышки, свыше 2 тысяч молодых исследователей и студентов прошли в нем обучение. Роспатентом зарегистрировано 22 результата интеллектуальной деятельности (РИД), подготовлено 28 образовательных продуктов.
Молодые ученые НЦМУ развивают модель «человека эффективного»
НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» провел круглый стол «Инновационные направления исследований человеческого потенциала: от разработки научной идеи к ее претворению в жизнь». Молодые ученые центра поделились результатами своих научных проектов по проблемам развития человеческого потенциала. Ольга Дергунова, заместитель Президента — Председателя правления Банка ВТБ, Председатель Международного наблюдательного совета центра, отметила особую перспективность исследований для бизнес-сообщества.
В центре науки: как прошла стажировка в НЦМУ победителя всероссийского конкурса молодых ученых
НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» помогает молодым ученым развивать свои научные проекты и дает им возможности для профессионального роста через многопрофильные научные программы. О том, как проходила стажировка в НЦМУ, рассказала победительница Всероссийского конкурса научных проектов #ВЦЕНТРЕНАУКИ Регина Якунина.
Развитие человеческого потенциала через образовательные программы: возможности и перспективы
В 2020–2023 гг. научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» внес значительный вклад в сферу образования, представив 28 инновационных образовательных программ, причем 40% — в 2023 году. За это время число обучающихся достигло 1844 человек.
Эксперты НИУ ВШЭ рассказали о бюджетах времени на международной конференции в Токио
В ноябре эксперты Центра исследований бюджетов времени — междисциплинарного проекта НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» — выступили с докладом на конференции Международной ассоциации исследований бюджетов времени (IATUR) в Токио. В конференции приняли участие ученые из 18 стран. В рамках мероприятия обсуждались вопросы, связанные со сбором и анализом данных о расходовании времени, а также гендерное неравенство и распределение времени между различными социально-демографическими группами.
Как повысить уровень благополучия детей и что на него влияет
5 октября 2023 года НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» совместно с Фондом Тимченко провел научно-практический семинар, посвященный развитию подходов к изучению и измерению детского благополучия. Участники обсудили разные подходы к изучению и измерению детского благополучия в междисциплинарной перспективе и рассмотрели практический опыт внедрения индекса детского благополучия в регионах России.