«Государство и университеты должны дополнять друг друга в социальной политике»
Важность вовлечения университетов в социально-экономическую политику государства обсудили на международном семинаре «Университеты, инклюзивное развитие и социальные инновации» в рамках XVIII Апрельской научной конференции НИУ ВШЭ.
От обездоленности к плюрализму благосостояния
Первый выступающий Клаэс Брундениус рассказал о результатах работы международной исследовательской группы Лундского университета (Швеция), которая изучает роли университетов в экономическом и социальном развитии. Участники группы работают в странах Южной Африки и Южной Америки, в Европе, России, а также в Китае и во Вьетнаме.
Как отметил докладчик, особое беспокойство группы сегодня вызывает ухудшающиеся состояние окружающей среды, изменение климата и растущие неравенство населения с точки зрения дохода и благосостояния. Согласно исследованиям, в 2016 году 1% богатейшего населения сформировал больше богатства, чем все оставшиеся население мира. Причем по концентрации совокупного богатства Россия стоит на первом месте (70% богатства принадлежит 1% населения). В США, Бразилии, в Южной Африке, в Швеции также увеличивается разрыв между богатейшей и остальной частью населения.
Сегодня, как заметил докладчик, можно говорить о появлении нового социального класса — обездоленные. Это работающее население, не уверенное в завтрашнем дне, чувствующее себя не защищенным. Кроме этого, перед государствами сейчас остро стоит проблема выбора между экономическим ростом и равенством населения. Вопрос открытый, хотя некоторые исследования доказывают, что равенство способствует росту. Причем экономический рост, по мнению Брундениуса, должен в том числе основываться на социальных инновациях и затрагивать незащищенные инклюзивные слои населения. Более того, социальный предприниматель, убежден докладчик, должен стать новым «героем нашего времени».
Далее Клаэс Брундениус рассказал о двух возможных сценариях развития общества. Первый сценарий предполагает снижение государственной роли и увеличение числа частных компаний (и это то, что сейчас мы наблюдаем в США). В такой модели третий, социальный, сектор присутствует, но он незначительный. Второй сценарий — «плюрализм благосостояния» — говорит о важной роли государства и частного капитала, но третий сектор доминирует. И это предпочтительный вариант экономического развития стран.
Роль университетов в инклюзивном развитии стран
Ключевую роль университетов в формировании социальной лестницы, разрушающей барьеры социального неравенства, отметил старший научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Станислав Заиченко в своем докладе «Российские университеты как участники инклюзивного развития». Уязвимые (инклюзивные) группы населения — люди с инвалидностью, проживающие на отдаленных территориях и имеющие сложности к доступу к общей инфраструктуре, попавшие в сложные жизненные ситуации, жертвы природных катаклизмов, а также население с низким уровнем дохода и другие — зачастую чувствуют себя ущербными по отношению к благополучной части общества. Что в связи с этим необходимо сделать государству и чем могут помочь университеты?
Во-первых, необходимо создавать больше возможностей для доступа населения к научно-техническим инновациям, в частности, всеобщее подключение к Интернету и создание бесплатных общественных центров обучения пользователей сети. Во-вторых, развивать безбарьерную среду для инвалидов и людей с ограниченной мобильностью. И наконец, важна индивидуальная, адресная помощь населению. И здесь, как отметил докладчик, можно говорить о принятии программ на государственном уровне, включающие обеспечение быстрого доступа населения к государственным услугам, адаптацию населения к городской среде и так далее.
Главная задача социальной политики сегодня — обеспечить равные возможности для всех, желающих получить образование. Однако, как отметил докладчик, об этом проще рассуждать, чем сделать. В данный момент государство разрабатывает единые стандарты для индивидуального обучения разных групп населения; создает адаптированную инфраструктуру в университетах и кампусах; готовит учителей к работе с особыми категориями населения; формирует институт наставников, которые в дальнейшем будут помогать адаптироваться к новой среде.
«Государство и университеты, реализуя социальную политику, должны быть взаимодополняющими, их инициативы не должны противоречить друг другу. Сегодня конкурентоспособность университетов определяется не только спросом и предложением на рынке труда, но и наличием доступной и комфортной среды для обучения», — подытожил Заиченко.
Университеты и бизнес
В свою очередь Николас Вонортас, профессор экономики и международных отношений Университета Дж. Вашингтона (США), ведущий научный сотрудник Лаборатории исследований науки и технологий НИУ ВШЭ, в совместном с другими коллегами докладе «Сотрудничество между университетами и промышленностью: результаты исследований, проведенных в Бразилии» напомнил об исторической роли университетов США — помогать местному сообществу развивать регион. Именно поэтому американские университеты очень хорошо понимают социальные проблемы общества, в отличие от старых европейских университетов, воспитывающих элиту, оторванную от большей части населения.
В обследовании нескольких университетов Бразилии, в частности университета Сан-Паулу, исследовательская группа рассматривала степень их вовлеченности в промышленность страны. Мотивацией к проекту послужил тезис о том, что университеты должны не только учить, но и помогать обществу и бизнесу в развитии региона, в котором он находится.
Как рассказал докладчик, исследовательской группой было сформировано две гипотезы. Первая говорит, что, если университет вовлекается во взаимодействие с частным сектором (сотрудники и студенты сотрудничают с бизнесом), то вероятность того, что университет «родит» какую-то компанию — увеличивается. Подобное взаимодействие университета и бизнеса, по мнению Вонортаса, создает некий социальный капитал. Однако во многих университетах мира, с сожалением отметил докладчик, культуры взаимодействия университета и бизнеса нет. В бразильских университетах эта гипотеза также не подтвердилась.
Вторая гипотеза гласит, что интенсивность и объем взаимодействия с бизнесом не столь важны, намного важнее качество подобного взаимодействия. И здесь речь идет о консалтинге, когда преподаватели, аспиранты, успешные студенты консультируют бизнес, или взаимодействии с бизнесом в форме стажировок для студентов, а также контракты студентов с частным сектором для проведения общих исследований. Такое взаимодействие более плодотворно, поскольку создает культуру, позволяющую основать новые компании. И эта гипотеза подтвердилась. На обследованные четыре университета Бразилии приходится три четверти подобного взаимодействия бизнеса с университетами страны.
Последний доклад «Социальные инновации и социальная инклюзия в латвийских университетах» представила Анда Адамсоне-Фисковича из Центра балтийских исследований. Она рассказала о социальных перспективах инклюзивности в университетах Латвии в условиях существенного экономического неравенства населения. Несмотря на «неадекватность» финансирования высшего образования поставленным задачам, сегодня в университетах Латвии успешно реализуются такие социальные проекты, как Центр правовых практик для незащищенных слоев населения, Центр удаленного образования, в частности, для отбывающих срок в местах лишения свободы, «Экспресс здоровья» — оказание первой медицинской помощи и консультирование, и другие.
Заиченко Станислав Александрович
Старший научный сотрудник Институт статистических исследований и экономики знаний
Вам также может быть интересно:
Апрельская конференция пройдет в распределенном формате
11 марта Ученый совет НИУ ВШЭ принял решение обеспечить участникам Апрельской конференции возможность представить свои доклады на распределенных заседаниях секций или в дистанционном режиме. О том, почему такое решение было принято, и что подразумевается под «распределенным форматом», рассказывает заместитель руководителя Программного комитета конференции Лев Якобсон.
«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»
Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.
«Статистика должна быть доступна и понятна всем»
Внедрение аналитической цифровой платформы, возможности Big Data и другие перспективы развития российской статистики обсудили на очередном пленарном заседании участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.
НКО и волонтерам нужно активнее участвовать в реализации нацпроектов
К такому выводу пришли участники заключительного пленарного заседания в рамках XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. При этом государству следует поддерживать инициативы волонтеров и благотворителей и внедрять передовые технологии НКО, а не навязывать им свои бюрократические решения.
«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»
Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.
Как увеличить российский экспорт продовольствия
На XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ состоялось пленарное заседание «Стратегия присутствия России на мировых продовольственных рынках». Ее участники обсудили перспективы российского сельскохозяйственного экспорта в азиатские страны и использование нестандартных инвестиционных моделей, в частности, инструментов исламского финансового права.
«В фокусе внимания президента повышение рождаемости и снижение уровня бедности в два раза»
Национальные задачи социального развития, а также существующие риски и возможности на пути реализации этих задач обсудили участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на очередном пленарном заседании.
«Цель “регуляторной гильотины” не убить контроль и надзор, а создать новую систему»
Очередное пленарное заседание в рамках XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ было посвящено реформе контрольно-надзорной деятельности. Его участники обсудили, как избежать дублирования контрольных функций, сделать их более эффективными для общества и менее затратными для бизнеса.
«Изоляционизм — путь к технологической деградации»
XX Апрельская Международная научная конференция ВШЭ продолжилась обсуждением цифровизации экономики и государственного управления. О цифровых бизнес-моделях, государственном управлении, цифровизации промышленности, науки и влиянии цифровых технологий на рынок труда рассказал Максим Акимов, заместитель председателя Правительства РФ, куратор национальной программы «Цифровая экономика».
Личные легковые. От чего зависит количество автомобилей в городе
Центр экономики транспорта НИУ ВШЭ впервые провел эконометрический анализ факторов, влияющих на уровень автомобилизации в крупных городах России. О результатах расскажут на XX Апрельской международной научной конференции. Основные выводы исследования — в материале IQ.HSE.