В России стартует исследование студентов ведущих вузов
16 октября, в предварительный день конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования «Дифференциация в динамично меняющихся системах образования: вызовы и возможности», состоялось заседание рабочей группы межвузовского исследовательского проекта «Траектории и опыт студентов университетов России», который планируется реализовать в 2015-2019 годах.
В рамках проекта будут изучаться особенности студентов ведущих российских вузов, которые участвуют в проекте повышения международной конкурентоспособности 5/100, и федеральных университетов (эти множества пересекающиеся: несколько федеральных университетов вошли в проект 5/100). В их числе Дальневосточный, Казанский (Приволжский), Уральский федеральные университеты, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет и другие вузы.
Председателем Совета исследовательского проекта «Траектории и опыт студентов университетов России» стал заместитель министра образования и науки РФ Александр Повалко, научное руководство возложено на научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина. Координатором рабочей группы, куда входят представители от каждого университета (среди них сотрудники, представляющие самые разные подразделения, — учебно-методическое управление, центр менеджмента качества, отдел по связям с общественностью и другие), выступает научный сотрудник Института образования ВШЭ Наталья Малошонок.
Эмпирическая база проекта будет состоять из двух исследований.
Первое исследование — лонгитюдное, рассчитанное на пять лет. В нем будет изучаться одна и та же совокупность студентов бакалавриата на протяжении всего времени их обучения в университете и еще год после выпуска.
Планируется сформировать две панели: пилотную и основную. Набор участников пилотной панели пройдет весной 2015 года из числа первокурсников по любым направлениям подготовки, от каждого вуза не менее 100 человек. Основная панель будет сформирована осенью 2015 года также из первокурсников, по каким именно направлениям — пока не решено. В нее должны войти не менее 30-35% общего числа студентов, поступивших на выбранные направления. Опросы студентов будут проводиться с помощью онлайн-анкет, и уже разработаны способы преодоления так называемого «осыпания панели», когда часть респондентов в процессе исследования теряет к нему интерес.
Вузы конкурируют друг с другом, но специфика образовательного рынка такова, что обмен информацией идет всем только на пользу: руководство университетов начинает принимать решения не на основе интуиции и личных мнений, а на основе сравнительных данных
На сегодняшний день намечено 14 тем лонгитюдного исследования, в том числе ожидания и планы студентов относительно обучения в вузе, цели поступления в университет, адаптация первокурсников к студенческой жизни, вовлеченность студентов в учебный процесс, их отношения с преподавателями и т.д.
Второе исследование — это масштабный опрос студентов всех курсов вузов, участвующих в проекте. Его результаты можно будет сравнить с данными по зарубежным вузам — лидерам глобального образования. Для сравнительного анализа будут использоваться данные международного исследовательского консорциума «Студенческий опыт в исследовательском университете» (The SERU International), в который входят 26 ведущих исследовательских университетов из 8 стран. Его исполнительным директором недавно стал старший научный сотрудник Института образования ВШЭ Игорь Чириков, координатором консорциума является Центр исследований высшего образования Калифорнийского университета в Беркли.
В рамках международного исследования будут изучаться такие темы, как бюджет времени студентов, их образовательные цели, оценка образовательной среды, вовлеченность в научно-исследовательскую деятельность и другое.
«Участие университетов в подобных проектах — это ответ на вызовы, которые перед ними стоят, — говорит Игорь Чириков. — Все познается в сравнении: нужно понимать, с какими проблемами сталкиваются студенты в разных университетах и как эти проблемы решаются. Вузы конкурируют друг с другом, но специфика образовательного рынка такова, что обмен информацией идет всем только на пользу: руководство университетов начинает принимать решения не на основе интуиции и личных мнений, а на основе сравнительных данных. В России, к сожалению, таких данных пока очень мало, и благодаря нашему проекту этот недостаток будет хотя бы отчасти восполнен».
Борис Старцев, специально для Новостной службы ВШЭ
Малошонок Наталья Геннадьевна
Научный сотрудник Института образования
Вам также может быть интересно:
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования
Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
«Университет — это не башня из слоновой кости»
В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.
«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»
Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.
Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье
Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.
Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры
Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.
Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии
Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.
Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование
Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.
Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной
Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.
Чириков Игорь Сергеевич
старший научный сотрудник Института образования