Клуб, где лейбл не имеет значения
Антон Абрамов, студент 5 курса факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ, — человек свободный. Деловит, остроумен. Он рассказал о том, что настоящий лидер обывателю почти не виден, для чего нужен СЭКС, как создать коллектив с нуля и чем сердце успокоить.
— Антон, как состоялся выбор университета и факультета?
— Осознанно. Я выбирал между факультетами менеджмента, экономики и ГМУ. На майской олимпиаде набрал достаточно баллов, чтобы пройти на бюджетное место на любой факультет. Взвесив все "за" и "против", выбрал ГМУ. Считаю это одним из самых правильных решений в своей жизни.
— Какие возможности дает студенту ваш факультет?
— ГМУ — клуб. И со временем это свойство ГМУ будет все очевиднее. Место в нем будет получить все сложнее, и оно будет обретать все большую ценность. Помимо этого членства, факультет дает возможность студентам познакомиться с серьезными и успешными политиками, госслужащими высокого ранга. Люди уровня министров и глав управлений читают у нас лекции, принимают экзамены и ведут мастер-классы. Они открывают здесь мысли и секреты, о которых никогда ни в одной книжке не напишут. Состав факультета ГМУ — суперкачественный, я бы даже сказал — "звездный". И при этом очень глубоко построена идеология, это проявляется во многом. Приятно также, что на ГМУ не заставляют зубрить лишнее, акцент делается больше на том, чтобы студенты стали людьми. Многие мои знакомые учились в Вышке, все говорили, что тут нет дружбы. А на ГМУ дружба есть. У нас была возможность создать коллектив с нуля. И мы сделали это так, как того хотели. Получилось просто супер.
— Прошло пять лет. Теперь вы можете сказать: студент Вышки — какой он, кто он?
— Во-первых, он разный на каждом факультете. Во-вторых, в половине случаев это не москвич, что меня очень радует. Потому что я очень люблю общаться с людьми из регионов, у меня большинство друзей не из Москвы. Студент Вышки — целеустремленный и думающий, способный воспринимать новую информацию, не закостенелый в идеологическом плане. И, конечно, амбициозный.
— А сейчас вы понимаете, чем ваш факультет отличается от остальных факультетов такого же профиля?
— Безусловно. Первое кардинальное отличие — это наличие звезд политики и госуправления, второе — это общеуниверситетские мероприятия, которые может посещать студент любого факультета Вышки, такие как мастер-классы с участием звезд бизнеса. И третье — это профессиональная учебная часть новой формации, которая действительно идет навстречу студентам. Здесь атмосфера очень домашняя, "учебка" всегда придет на помощь, всегда на стороне студентов, а это — редкость, это трудно недооценить.
У нас на ГМУ есть приоритетные предметы, где преподаватели очень жестко смотрят на успеваемость, но их около 20%, и 80% тех, которые весьма лояльны. Я просто скажу, что здесь соблюдается правило эффективности, 20 на 80, 20% действия приносят 80% результата. Но говорить, что 80% — это халява, неправильно. Халявы как таковой здесь немного. Это просто так кажется. Скажем, только к концу четвертого курса я действительно понял, чему меня здесь научили. Это неосязаемый пласт навыков и знаний, его невозможно в себе как-то обнаружить визуально, что ли. Он ощущается, когда общаешься с человеком другого круга. Скажем, есть информация — и есть шум. В Вышке довольно много информации, потому что и преподаватели, и студенты информативны. А реальность общения большинства обывателей — это шум, неправильные аргументы, не имеющие никакой достоверной подоплеки. В Вышке на ГМУ на студентов "льют концентрат образовательной эссенции".
— На каком курсе тяжелее всего было учиться?
— На третьем. На первом курсе сознание не замылено, ситуация экстренная, все новое — внимание заострено. На второй год уже привыкаешь, появляются друзья. А на третьем начинаются тяжелые предметы, такие как СЭКС. Плюс к этому — в моем случае — я всегда работал, и до Вышки тоже, получаются уже довольно серьезные связи по работе, выходишь на новый уровень. Например, на третьем курсе я возглавлял отдел рекламы группы компаний "Московский ипотечный центр", это была компания со штатом почти в 1000 человек. Естественно, совмещать учебу и такую серьезную работу трудно, поэтому я почти вылетел, у меня было два незачета. Замыливается внимание, и можно сильно поскользнуться. Чуть-чуть перенаправил внимание на работу — а в это время как раз начинается тяжелый предмет...
— А почему вы статистику называете СЭКС?
— Потому что социально-экономическая статистика (улыбается).
— Основное условие успешной учебы?
— Чтобы было интересно и какая-то минимальная дисциплина.
— А в жизни основное условие успеха, успешной работы?
— Чтобы было интересно и минимальная дисциплина.
— Вы не различаете эти вещи?
— Я серьезно различаю эти вещи. То, что я пошел в Вышку, — это было фундаментальным решением, не в МГУ, не в АНХ, а именно сюда. А учиться везде одинаково, вопрос в умении себя заинтересовать. Работать — тут то же самое, важен фундаментальный выбор. Можно упорно заставлять себя работать, но если изначально выбрал не ту сферу, то сколько угодно себя дисциплинируй, внушай себе, что это для тебя важно, но ни счастья, ни успеха там не будет, потому что это — фундаментальная ошибка. То же самое и с выбором университета.
— Вы говорите о фундаментальном выборе. Можно ли этому научиться?
— Я думаю, можно. Кстати, в Вышке было бы здорово ввести какой-нибудь предмет по планированию жизни, менеджменту карьеры, это помогало бы людям уметь расставлять свои приоритеты и жить осознанно.
— Насчет работы — поподробнее расскажите…
— Работаю с 14-ти лет — начал писать статьи в журнал "Хакер", это было развлечение, и оно довольно долго длилось. Потом увлекся Интернетом, и в 11-м классе открыл первую маленькую фирму со своими друзьями, там работали пять человек, мы занимались созданием и раскруткой сайтов, интернет-рекламой. Я знал, что это несерьезно, и закрыл этот бизнес. На первом курсе, через полгода учебы, когда я здесь освоился, открыл второй бизнес. Это уже была компания покрупнее, с офисом получше и побольше. Чуть позже начал заниматься недвижимостью и консультационной деятельностью по рекламе недвижимости в Интернете, и это перешло в предложение попробовать продать несколько крупных объектов. Проект прошел успешно. И со временем, перед началом третьего курса, меня пригласили поставить интернет-деятельность в "Московском ипотечном центре".
— Создать им сайт?
— Нет, сайты на тот момент у таких крупных компаний давно уже были. Если описать грубо — возглавить интернет-подразделение, которого у них не было, то есть создать его и руководить им. А потом поступило предложение там же стать руководителем отдела всей рекламы по всем офисам (было около десяти отделений) и управляющей компании. Это, конечно, был фантастический по уровню опыт, в 19 лет стать руководителем отдела рекламы — для меня было шоком. Я почти бросил учебу, потому что это были хорошие деньги на тот момент, и возможности, о которых пишут в рекламных буклетах: "после Вышки выпускники получают такую-то зарплату", — казались мне смешными, потому что мои помощники получали больше. Я сделал ошибку — запустил учебу, реально был на волоске. Очень рад, что сумел удержаться в университете. Здесь моя благодарность учебной части, она мне помогла сориентироваться. Ведь когда такая эйфория, успех, деньги — в голове бродят мысли вроде "да кому нужна ваша социально-экономическая статистика!" А в итоге, посмотрев по сторонам, я просто понял, что у такого вида деятельности есть очень неочевидный, но видимый потолок, и дальше 30 тыс. евро не подняться без образования. Будешь "Пабаюлом". Повлияло мое окружение: генеральный директор нашей компании, хотя и ездил на "Ламборгини", все равно учился — в АНХ получал второе высшее, и весь топ-менеджмент компании учился, в том числе в Вышке. Я понял, что люди не напрасно учатся, что это необходимо, что им не хватает знаний. Сегодня продукт Вышки востребован, потому что не хватает квалифицированных кадров. Сейчас мы с партнером открываем новый бизнес, и у нас та же самая проблема, просто те люди, которые хоть что-то соображают, получают такие деньги, которые мы не готовы платить. Их готовы платить "ЛУКОЙЛы" и им подобные, они туда и идут, а новый бизнес, который сначала почти всегда малый, открыть с привлечением нормальных кадров крайне трудно. Поэтому приходится самому многое знать и обучать, делегируя ответственность своим помощникам по компании.
— Было ли какое-то событие в вашей вышкинской жизни — семинар, лекция, чей-то совет, — которое стало для вас поворотным пунктом, позволило изменить жизнь или, по крайней мере, ваши цели?
— Один случай проиллюстрировал, как страх останавливает развитие людей. Была встреча с Павлом Теплухиным, президентом "Тройки Диалог". Я тогда обзвонил половину университета: "пошли на Теплухина!" А мне отвечали: "Завтра контрольная", "завтра то-то". Если есть шанс познакомиться с настоящим творцом, создавшим такую компанию, которую знают во всем мире, и у меня выбор — запороть экзамен или встретиться с ним, у меня тогда вообще проблема выбора не стоит. Я всегда иду на встречу с этим человеком, потому что контрольную я пересдам, а этого человека, может быть, никогда не увижу. В итоге со мной пошли на эту встречу два человека. Представляете? Приехали серьезные люди в костюмах, на дорогих машинах, просто постоять рядом, послушать и пообщаться, а студенты — нет. У них контрольная.
— Кого бы вы назвали лицом факультета?
— Я скажу так: лицо факультета — это студенты. Со временем наши выпускники добьются многого. Лицо факультета — это и люди, которые приходят к нам преподавать. А вот лидер факультета — наш декан Барабашев. Он не фронтмэн, а лидер. Хороший организатор — это не тот, кого видно, а под чьим управлением все работает. Такие люди не стараются предстать в выгодном свете, потому что они заняты не самопиаром и демонстрацией мокрых маек, а тем, что круто делают свою работу, — они и есть настоящие лидеры. Благодаря Барабашеву на факультете ГМУ есть лучший студсовет во всей Вышке. Отсюда и результат: сплоченность студентов, клубность и командный дух.
— Типичный студент факультета государственного управления?
— У типичного студента ГМУ — невероятный юмор, я так не смеялся нигде и никогда. У нас есть 5—10 человек, которые шутят не пошло, всегда тонко, очень остро и моментально. Это наслаждение — находиться рядом с такими людьми. Интересно и то, что на деньгах почти никто не зациклен, а значит, у всех они будут.
— Какие из прослушанных курсов оказались наиболее полезными?
— Я назову группу преподавателей, которым мы благодарны. Это кафедра местного самоуправления: Кордонский и Плюснин — люди, которые очень тонко нас изменили. Они показали нам ту жизнь, которую внутри МКАДа не видно. И эти знания меняют без шанса на возврат. Шомина и Савранская рассказали то, о чем мы даже не задумывались. Хазин и Вихров дают неоценимые знания ориентации внутри системы госслужбы.
Кафедра местного самоуправления применяет инновационные подходы к обучению. Не только тренинги и игры. Я стал ходить в университет именно из-за этого — это интересно, это реальное взаимодействие. Не сидишь и отмалчиваешься, пока кто-то что-то умное говорит, а постоянно у каждого своя роль, и она играется. И в процессе этого нарабатываются отличные навыки, порой надо не один проект завалить, чтобы их уяснить.
— У вас есть девиз или фраза, ведущая по жизни?
— Живи так, как если бы точно знал, что сегодня вечером ты умрешь, но строй жизнь так, как будто будешь жить вечно.
— Чем вы гордитесь из сделанного вами?
— Горжусь своим опытом, своим окружением, друзьями, людьми, которые доверяют мне и которым доверяю я, и знаниями, которые у меня есть.
— Чего в вашем образовании не хватает? Что бы вы добавили в программу обучения в Вышке?
— Другим кафедрам и факультетам не хватает реальности. Многие ошибочно думают, что могут взять модель из американской действительности и привинтить ее сюда. Придумывают инновации для всей России, хотя последний раз выезжали за Урал 20 лет назад, и то не выходили дальше гостиницы. И самое плохое, что студентам этот миф прививают. И в итоге мы получим поколение "элиты московских вузов", фанатов Европы и США, и будет у нас очередное поколение реформ по приклеиванию быку головы попугая Ара, "потому что он умный и говорить умеет". Ворона, косящая под чайку, обычно тонет. Не хватает привития студентам адекватности и умения делать свои выводы, а не верить домыслам романтиков, ослепленных открытием железного занавеса. Россия — великая страна, но ее надо изучить.
— Приходится ли сталкиваться на работе с выпускниками других факультетов, других вузов? Есть ли разница в образовании, в подходе к работе?
— Да, приходится. Хотя у выпускников некоторых вузов обнаруживается отсутствие следов глубокого образования, с позитивной стороны радуют выпускники Международного института экономики и финансов (МИЭФ) ГУ-ВШЭ, ГМУ и иногда экономики ГУ-ВШЭ. Нравится ВШБ при МГУ. Основное различие студентов хороших факультетов лучших вузов — в идеологии.
— Что вы подразумеваете под словом "идеология", и в чем разница?
— Если говорить книжным языком, идеология — это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, которые выражают интересы различных социальных классов, групп, обществ. Скажем, на ГМУ я не заметил следов денежного фанатизма и вещизма. Для людей ГМУ деньги — не главный ориентир в системе ценностей. Тут вы не увидите т.н. "мажоров", людей с надписями D&G во всю грудь. А если такие и есть, то в порядке исключения, и долго они не задерживаются. Над такими смеются, и система их выталкивает. Зато вы можете услышать горловой ор при обсуждении общепринятых тем, вроде "этично ли брать и давать взятки" и "хорошо ли ездить на номерах АМР поперек Проспекта Мира" — и тезисы не будут однозначными и общепринятыми. Выпускнику ГМУ ГУ-ВШЭ не надо объяснять, что деньги не главное и карьерная лестница не главное, что идти по головам не обязательно и дружить с людьми можно и нужно. Тут все знают правило: не разрушай чужую аферу — когда-нибудь попадешь в такую же ситуацию. Ведь недостаточно иметь тысячу друзей, но достаточно иметь одного врага. А вот другим выпускникам такой идеологии недостает. И во многом из-за привитой идеологии ГМУ и стал неким клубом. Ведь описать все эти правила и ценности невозможно. Это и делает человека, члена клуба ГМУ, особенно ценным.
— Если бы поступал в вуз заново, то…?
— ... то не поступил бы! И вообще снимаю шляпу перед абитуриентами Вышки — большего ада, чем при поступлении "на бюджет" ВШЭ, представить не могу. Но это настолько мощный фильтр, что, поступив сюда "на бюджет", навсегда становишься другим. И оно того стоит, ведь многие окружающие проходят то же самое, и в итоге каждый из студентов — личность.
— Представьте себя через пять лет — чем вы занимаетесь? Где живете?
— Живу в России. В расцветшей после кризиса и любимой России. С радостными, веселыми и самыми лучшими в мире людьми. С особенностями, конечно, но это не повод людей не любить. Чем займусь, точно не скажу, много будет зависеть от того, что собой будет представлять жизнь после кризиса.
— Какой бы вы хотели видеть Вышку через пять лет?
— Если через пять лет Вышка просто не станет хуже, этого ей будет достаточно, чтобы быть лучшим вузом страны. А еще я хочу, чтобы и через пять, и больше лет Евгений Григорьевич Ясин был здоров и весел.
— Что бы вы посоветовали будущим выпускникам Вышки?
— Не бояться, верить в себя и дерзать. И обязательно уважать тех, кто все это для них построил и делает. Ну и главное правило пиратов Интернета: "Always seed".
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вихров Александр Николаевич
Савранская Ольга Леонидовна
Хазин Андрей Леонидович
Вам также может быть интересно:
Исследование HSE FEST: каждый третий стартап возглавляет женщина
Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге в рамках Всероссийского фестиваля университетских технологических проектов HSE FEST 2023 провела опрос женщин-руководителей, вошедших в топ-100 конкурса стартапов. Исследование проводилось с целью знакомства с особенностями женского лидерства, а также ролью образования и используемых моделей управления среди женщин-топов. Основными критериями стали опыт управления стартапами на позиции основателя, сооснователя, CEO.
В Вышке открывается программа ДПО, которая подготовит педагогов для создателей стартапов
20 мая в НИУ ВШЭ стартует новая заочная программа повышения квалификации «Стартап как диплом: методика и практика». Программа создана для преподавателей вузов, которые хотят внедрить у себя новый формат защиты диплома. О том, чем он отличается от традиционных, зачем университетам нужны инновации и предпринимательство и при чем тут Конфуций, рассказал руководитель программы, заместитель заведующего кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Евгений Савеленок.
«Участвуя в выставке со стартапами, студенты подтверждают ценность продукта продажами»
С 24 по 27 октября проекты, подготовленные в рамках майнора «Стартап с нуля» от Бизнес-инкубатора ВШЭ, приняли участие в международной выставке «Реклама-2023» в ЦВК «Экспоцентр». Возможность протестировать свои продукты на потребителях и корпоративных клиентах получили курируемые акселератором Вышки школьные команды, команды майнора, его выпускники и даже преподаватели, что позволило обеспечить необычный нетворкинг.
«Даже если ты один раз запустил свой стартап, ты начинаешь во всем видеть возможности и тверже стоишь на ногах»
В этом году майнор «Стартап с нуля: практика создания собственного бизнеса», реализуемый кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, стал самым большим по количеству студентов. В сентябре искусство предпринимательства начнут изучать 500 учащихся из всех кампусов Вышки. А всего заявок было подано более 1700. Почему студенты с разных факультетов стремятся узнать бизнес-секреты, какие компетенции они получают на майноре и как выстраивают нетворкинг, новостной службе портала рассказала руководитель майнора, доцент Маргарита Зобнина.
«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»
Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.
Выпускной–2018: как это было
Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.
Студенты и выпускница ВШЭ получили гранты по программе поддержки научно-технических проектов «УМНИК»
8 февраля стали известны имена победителей конкурса инновационных проектов молодых исследователей по программе «УМНИК» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Двое студентов и одна выпускница Высшей школы экономики получат гранты в размере 500 тысяч рублей на проведение научно-исследовательских работ и дальнейшее развитие своих проектов.
111
выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.
«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»
В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.
Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?
«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.