Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира
Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Авторы и сами использовали ИИ при подготовке доклада. В частности, ChatGPT помогал анализировать статьи, группировать исследования, структурировать отчет и улучшать качество текста. ИИ — это стихийная инновация, проникающая в самые разные сегменты деятельности университетов, отмечается в докладе. Рост влияния искусственного интеллекта на образование стал экспоненциальным после появления GPT и подобных моделей. Также начиная с 2023 года наблюдается взрывной рост интереса к теме со стороны исследователей. При этом основная исследовательская проблема в том, что ИИ в образовании рассматривают с дуальной точки зрения: «хорошо» — «плохо», «для ученика» — «для учителя».
Ярослав Кузьминов
«Наиболее популярные исследовательские вопросы, находящиеся в состоянии оживленной научной дискуссии: опасен лиИИ для образовательных учреждений как явление и ведет ли это к деградации, нужно ли в целом регулировать использование моделей и где грань их полезного и вредного использования, исчезнет ли профессия учителя? Все эти вопросы действительно часто ставятся отдельно друг от друга, что является упущением: в образовании всегда должны присутствовать две стороны», — отмечает Ярослав Кузьминов.
В докладе эти вопросы рассматриваются в совокупности, чтобы понять совокупный эффект и вклад ИИ в образование.
Авторы доклада выделяют топ стран-лидеров по числу публикаций об использовании ИИ и специфику их тематической направленности. Так, в США чаще всего пишут о внедрении ИИ в программирование, медицинское образование, STEM, а также о борьбе с мошенничеством. Китайских исследователей больше всего интересует академическая честность и инклюзивное образование, развитие ИИ-грамотности. В Великобритании изучают использование ИИ в междисциплинарных исследованиях, креативное письмо. Научный интерес Австралии лежит в области инноваций в обучении, цифровой грамотности, поддержке студентов и преподавателей. Для Испании характерны публикации в сфере использования ИИ для поддержки креативного мышления и языкового обучения. Авторы Индии интересуются развитием инклюзивного дизайна, Малайзии — поддержкой самообучения, Германии — интерактивным обучением.
Распространенность использования ИИ также различается по странам и зависит от особенностей систем образования, уровня цифровых навыков студентов и университетов, а также от уровня владения студентами английским языком. Так, в исследовании авторов из Гонконга показано, что больше 60% студентов использовали ГИИ в учебных целях, для ОАЭ это значение чуть больше 40%, для Ливана — 85%, а для России — примерно 21%.
В литературе широко описаны способы использования ИИ в обучении как преподавателями, так и студентами. Однако большинство работ в этой области носят гипотетический характер или базируются на очень локальном практическом опыте. Значительно меньше работ, опирающихся на большие выборки и продвинутые методы анализа данных. Нередко эмпирические работы заменяют эссе, посвященные рискам применения ИИ. Часть работ содержит рекомендации для образовательной политики, и их доля значительно выше среднего.
При этом большое число исследований фокусируются на вопросах правомерности использования ИИ студентами для выполнения учебных работ. В то время как студенты заинтересованы в том, чтобы эффективно и быстро выполнять учебные задания, улучшая свои навыки применения ИИ, преподаватели стремятся выявлять случаи его использования и при наличии прямого запрета на такое использование привлекать студентов к ответственности. Публикаций, в которых систематически обсуждаются реальные возможности и особенно ограничения ИИ, мало.
«При этом научная дискуссия вокруг ИИ в высшем образовании часто носит спекулятивный характер. Определенная часть авторов имеет неполное или часто даже ошибочное представление о принципах работы ИИ-инструментов, смешивает ГИИ и другие формы ИИ. Многие рекомендации, предлагаемые в литературе, носят недоказательный характер. Зачастую они не предоставляют прикладных инструментов для эффективного внедрения ГИИ в образовательную практику, улучшения пользовательского опыта», — подчеркивается в докладе.
Потенциал ИИ может быть полностью реализован только при условии взвешенного, этически обоснованного и педагогически грамотного подхода к его внедрению, убежден Ярослав Кузьминов.
«Необходимость адаптации учебных программ и методов оценивания, обучение студентов и преподавателей ответственному использованию ГИИ, а также разработка эффективных мер противодействия академическому мошенничеству (или, наоборот, отказ от форм контроля, где академическое мошенничество с применением ГИИ возможно) — все это требует дальнейших исследований и внедрения новых подходов, — отмечает он. — Преподаватели и образовательные учреждения должны активно работать над интеграцией этих технологий, чтобы минимизировать риски и максимизировать выгоды от их применения».
Научный руководитель НИУ ВШЭ полагает, что в дальнейших исследованиях критически важно фокусироваться на разработке конкретных, практически применимых методик интеграции ИИ в учебный процесс с доказанной эффективностью. Необходимо также уделять больше внимания изучению долгосрочных последствий использования ИИ в образовании, а также разработке этических рамок для его применения.
Вам также может быть интересно:
Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине
Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»
В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.
Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения
25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.
ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование
Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.
Практика лицензирования разработок НИУ ВШЭ отмечена премией в области корпоративных инноваций GIA
На церемонии вручения премии GIA совместный проект Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и АО «Новое сервисное бюро» получил награду в номинации «Трансфер технологий». Это стало плодом интенсивной работы университетского Центра трансфера технологий и научных сотрудников вместе с индустриальным партнером.