«Терминатор не придет»: каким будет образование будущего в эпоху ИИ
Как применение искусственного интеллекта повлияет на образование, какие этические вопросы есть сейчас и готово ли человечество к тому, чтобы людей учили роботы, — об этом и многом другом говорили участники дискуссии «DebAIte: Революция ИИ в образовании», состоявшейся на фестивале «НОЧЬ Студента».
О том, как новые технологии изменят подходы к учебе и преподаванию, говорили проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин, руководитель департамента больших данных и информационного поиска ФКН НИУ ВШЭ Евгений Соколов, директор Института искусственного интеллекта и цифровых наук НИУ ВШЭ Алексей Масютин, руководитель направления коммуникации в Sber AI, завкафедрой инфокоммуникационных технологий НИТУ МИСИС Ксения Кузнецова. Модератором встречи выступила старший преподаватель департамента больших данных и информационного поиска ФКН НИУ ВШЭ Дарья Касьяненко.
Как искусственный интеллект применяется в Вышке
«Позиция Высшей школы экономики в этом отношении простая. Надо вступать во взаимодействие, и мы вступаем во взаимодействие с генеративными моделями в образовательном процессе. Этим можно и нужно пользоваться», — отметил Сергей Рощин.
По его словам, университет следит за практиками применения ИИ в образовательном процессе и в соответствии с этим начинает выстраивать «цивилизованный диалог по поводу использования этих инструментов» — между студентами, преподавателями и административными сотрудниками. Сергей Рощин также рассказал, что Вышка уже сейчас формирует этический кодекс университета по использованию ИИ в образовании.
Какой должна быть этика ИИ
«У искусственного интеллекта нет такого свойства, атрибута — этичность, неэтичность, — говорит Алексей Масютин. — Это атрибут поведения человека, который применяет ту или иную модель, либо исходя из какой-то благой цели, либо чтобы обмануть, сгенерировать какую-то ложную информацию, похожую на правдивую».
Он отмечает, что искусственный интеллект в этом смысле абсолютно такой же, как и любой другой инструмент: его применение зависит от воли человека, в руках которого он оказался, поэтому сама по себе технология не может быть плохой или хорошей.
Сергей Рощин считает, что сейчас нет однозначных ответов на вопросы в части этики и даже некоторых аспектов права в сфере ИИ — они остаются открытыми. Участие университета в этом процессе — «дорога по поиску ответов, накоплению практик, опыта, кейсов для того, чтобы здесь так или иначе достигать некоторого понимания правил взаимного поведения».
Как университетская наука развивает технологии ИИ
«Доучивать модели, улучшать качество данных — это первостепенная задача. И самое главное — искать вдохновение и творчество для того, чтобы придумывать новые архитектуры и делать искусственный интеллект доступным всем, а не только технологическим гигантам», — отметила Ксения Кузнецова.
«В университете вы являетесь более свободным ресерчером, чем в корпорации. Если вам какая-либо тема интересна, вы вправе развивать эту тему. Вы можете обосновывать, продвигать ее в рамках научного сообщества, получать под это финансирование как со стороны Вышки, так и со стороны внешних заказчиков. И наверное, первый шаг начинается с того, что должен быть неподдельный интерес к тому, с чем вы соприкоснулись», — считает Алексей Масютин.
Как ИИ изменит сферу образования
«Важнейший вызов, который у нас возникает на основании тех инструментов, которые появляются вокруг генеративных моделей, — это вопрос, чему учить, и, соответственно, вопрос, что оценивать, — считает Сергей Рощин. — Безусловно, я предвижу, продолжая рассуждения коллег, что в ближайшее время в системе образования, по крайней мере высшего образования, нас точно ждет определенная революция в методологии образования с точки зрения того, что и как мы оцениваем».
«Мне кажется, то, что сейчас происходит, — это для нас важный стимул, чтобы мы задумались, зачем мы даем те или иные задания», — подчеркнул Евгений Соколов.
Например, какие-то задания могут проверять не то, как студенты решают задачи, а то, как они умеют обучать нейросети, чтобы те решали эти задачи быстро и правильно. «Поэтому нам сейчас предстоит переосмыслить все это, и, наверное, упражнение, которое всем преподавателям стоит проделать, — это позагонять свои домашки и задачи в генеративные модели и посмотреть, что там решается», — добавил Евгений Соколов.
«Все, что связано с текстом, генерацией контента, генерацией картинок и видео, — все это никогда не будет прежним. Но это всего лишь помощник, технология в руках человека. Без человека, без мозга студента ни одна работа не будет сделана. Просто мы освобождаем себе время. Терминатор не придет. Работу у нас нейросети не отнимут», — отметила Ксения Кузнецова.
Для расшифровки записи дискуссии были использованы технологии искусственного интеллекта. Превратить часовую беседу в печатный текст машина смогла за пять минут.
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ и «Яндекс» проведут международную олимпиаду по ИИ для студентов
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и «Яндекс Образование» открывают набор на участие в олимпиаде Artificial Intelligence and Data Analysis Olympiad (AIDAO). Это первая совместная олимпиада по искусственному интеллекту университета и ИТ-компании для студентов разных стран. Участники попробуют силы в решении сложных задач из сферы науки и индустрии и познакомятся с экспертами из Вышки и «Яндекса», а победители получат денежные призы.
Искусственный интеллект в университете: вызовы и задачи
На форуме «Технопром-2024», прошедшем в Новосибирске, Высшая школа экономики организовала круглый стол, посвященный обсуждению роли искусственного интеллекта в образовании. Как технологии ИИ помогают выводить качество образования в НИУ ВШЭ на новый уровень, рассказали представители университета.
Красота в деталях: ученые Вышки и AIRI разработали метод высококачественного редактирования изображений
Исследователи Центра ИИ НИУ ВШЭ, AIRI и Бременского университета разработали новый метод редактирования изображений на основе глубинного обучения — StyleFeatureEditor. Он позволяет точно воссоздавать мельчайшие детали изображения и сохранять их при редактировании. С его помощью пользователи смогут изменять цвет волос или выражение лица без потери качества изображения. Результаты работы опубликованы на самой цитируемой конференции по компьютерному зрению CVPR 2024.
Победители Международной олимпиады по ИИ поступили в НИУ ВШЭ
В середине августа в Болгарии состоялся финал первой Международной олимпиады по искусственному интеллекту (IOAI) среди старшеклассников. Сборная России показала отличный результат: в научном туре команда завоевала золотые медали, в практическом — серебряные и оказалась первой по сумме баллов за оба тура. Два участника сборной в этом году стали студентами факультета компьютерных наук ВШЭ.
В систему добровольной сертификации в области ИИ «Интеллометрика» включены первые лаборатории
В России вступает в действие система добровольной сертификации технологий искусственного интеллекта «Интеллометрика», использующая методический подход, разработанный учеными Высшей школы экономики. Допуск получили первые три лаборатории, которые смогут проводить испытания в сфере ИИ и выдавать по их итогам соответствующие протоколы, и один орган по сертификации.
В Вышке изучили, как студенты российских вузов осваивают технологии ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует масштабы и условия обучения технологиям искусственного интеллекта в университетах страны, для которых это становится важной частью подготовки высококвалифицированных кадров не только в сфере ИКТ, но и в других отраслях экономики. Исследование реализуется в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» при поддержке Минэкономразвития России.
Законы физики: как Высшая школа экономики стала Высшей школой IT-технологий и ИИ
Сотрудничество лидеров IT-индустрии и ведущих вузов в подготовке высококлассных специалистов стало ключевым трендом последних лет. Как построено IT-образование в Вышке и как университет стал лидером в сфере искусственного интеллекта, рассказал ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов на пресс-завтраке «Яндекс Образования» «Бигтехи и университеты: итоги приемной кампании — 2024/25 и модели партнерства».
Территория будущего: Вышка Онлайн принимает участие в фестивале «Москва 2030»
Пространство онлайн-кампуса НИУ ВШЭ открылось на фестивале «Территория будущего. Москва 2030», который проходит на нескольких знаковых площадках столицы в августе — сентябре. Гостей Вышки Онлайн ждут лекции и мастер-классы, карьерные консультации, нетворкинг, VR-квесты и развлечения.
Искусственный интеллект с Харизмой
Высшая школа экономики активно использует передовые цифровые технологии в науке и образовании. Рассказываем в нашей статье о том, как суперкомпьютер помогает исследователям университета.
Студенты НИУ ВШЭ успешно защитили дипломы, в работе над которыми применили YandexGPT
Этим летом студенты нескольких направлений подготовки НИУ ВШЭ — «Философия», «Медиакоммуникации», «Международные отношения» и «Востоковедение» — впервые использовали нейросеть в процессе написания дипломных и курсовых работ. Университет разрешил применять возможности YandexGPT, генеративной технологии Яндекса, для решения заранее определённого перечня задач, на которые обычно у студента уходит много времени. Она помогала собирать, анализировать и обобщать информацию, проверять текст на ошибки и править оформление, а также разбираться в сложных темах и структурировать ход размышлений.