Каким будет 2024 год: прогноз дает iFORA
Журналисты РБК решили спросить у отечественных систем искусственного интеллекта, каким будет 2024 год. Участниками проекта стали четыре ведущие российские компании и Высшая школа экономики. На вопросы отвечала разработанная ИСИЭЗ НИУ ВШЭ система интеллектуального анализа больших текстовых данных iFORA.
«ИИ, что дальше?» — с таким заголовком вышел итоговый в 2023 году номер газеты РБК. «В отличие от прошлых лет, мы решили посвятить его не итогам уходящего года, а прогнозам на ближайшее будущее, причем сформированным российскими системами искусственного интеллекта», — отметили в издании.
Участниками проекта стали пять систем от российских организаций, лидирующих в области разработок в сфере ИИ, — Сбер, «Тинькофф», «Яндекс», МТС и НИУ ВШЭ, — которые дали свои ответы на подготовленные редакцией вопросы. Журналистов интересовал максимально широкий круг тем — от роста ВВП и инвестиций до протяженности дорог, посещения музеев и стоимости килограмма гречки.
«Прогнозы получились разнообразные… Конечно, редакция участвовала в обработке информации, полученной от систем ИИ: она прошла редактуру, корректуру и все, что положено при подготовке публикаций, но ни в коем случае не смысловую правку», — поясняет РБК.
Вышку в битве ИИ-прогнозистов представляла iFORA — система интеллектуального анализа больших текстовых данных, разработанная Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Предсказания на 2024 год система строила на основе модели консенсус-прогнозов — агрегации прогнозных оценок, автоматически выявленных из открытых массивов текстовой информации.
Вот некоторые прогнозы, которые дала iFORA:
Сколько будет стоить нефть в 2024 году?
79,3 $ за баррель — нижняя граница
81,3 $ за баррель — средняя оценка
83,2 $ за баррель — верхняя граница
Сколько в мире будет роботов в 2024 году?
4,7 млн ед. — нижняя граница
4,8 млн ед. — средняя оценка
4,9 млн ед. — верхняя граница
Сколько россиян посетят отечественные музеи в 2024 году?
64,7 млн чел. — нижняя граница
65,8 млн чел. — средняя оценка
66,8 млн чел. — верхняя граница
Подробнее со всеми оценками и прогнозами, которые сделал ИИ, можно ознакомиться в материале РБК.
Вам также может быть интересно:
Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира
Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине
Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»
В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.
Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения
25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.
ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование
Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.