• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.

Елена Одоевская

Открывая конференцию, проректор НИУ ВШЭ Елена Одоевская пояснила, почему в этом году тема студенческого опыта была выбрана в качестве основной.

«Студент — это, пожалуй, главное, ради чего университет возводит стены, создает программы, организует партнерство с индустрией. Это тот, кто будет развивать нашу страну, да и не только нашу: среди участников конференции есть представители Китая, ОАЭ, Шри-Ланки, других стран. Поэтому очень важно изучать, как студент чувствует себя в университете, как взаимодействует с основными стейкхолдерами, как выбирает университет и то место, где будет применять полученные знания и навыки», — сказала Елена Одоевская.

Евгений Терентьев

Директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев охарактеризовал начавшуюся конференцию как встречу друзей, отметив широкую географию российских участников. 14 лет назад, когда конференцию только задумывали и запускали, она не была столь масштабной и никто не предполагал, что спустя годы она будет проходить в течение трех дней и на нее будет подано 200 заявок.

«Одна из целей конференции на протяжении всех этих лет — сформировать исследовательскую культуру обсуждения проблем высшего образования. Сейчас много площадок для обсуждения политических вопросов развития высшего образования, но не так много площадок, где обсуждают реальные исследования. Предлагаю взять за правило в течение этих трех дней вести разговор в доказательной плоскости, основывать на данных любые наши высказывания и выводы», — заключил Евгений Терентьев.

Консорциумы

Первый круглый стол, состоявшийся 25 октября в рамках конференции, был посвящен научно-образовательным консорциумам, которые формируются университетами и бизнесом, и оценке эффективности их взаимодействия.

В роли модератора выступила Елена Одоевская. Она охарактеризовала разные подходы к понятию консорциума в различных документах. Например, в программе «Приоритет-2030» так называют «временные добровольные объединения университетов с другими организациями для координации деятельности и консолидации ресурсов при реализации прорывных проектов, обеспечивающих научно-технологическое развитие страны».

© Высшая школа экономики

Заместитель директора «Социоцентра» Татьяна Жданова рассказала, что в программе «Приоритет-2030» участвуют 132 университета, которые создали 390 консорциумов с участием более чем 3 тыс. партнеров. Эти консорциумы должны решать сложные задачи в интересах региона, отраслей экономики и социальной сферы, а университет встраивается в эту работу, вовлекает в нее молодежь.

Заместитель вице-президента по образовательным проектам VK Анна Степанова рассказала о сотрудничестве с университетами с позиции бизнеса, для которого здесь важен и социальный аспект ESG-повестки, и взаимодействие с целевой аудиторией — пользователями продуктов, и подбор сотрудников со студенческой скамьи. Однако, по ее мнению, пока не хватает хороших практик, когда партнерство основано на взаимном интересе, пользе и не является нагрузкой ни для бизнеса, ни для вуза.

Ирина Мартусевич

Проректор НИУ ВШЭ Ирина Мартусевич рассказала об опыте Вышки по взаимодействию с работодателями, которые получают в университете доступ к своей целевой молодежной аудитории. «Мы даем возможность студентам и партнерам из бизнеса сократить период первоначального знакомства за счет серьезной интеграции в наши проекты и внеучебную активность», — отметила она. Более двух третей студентов Вышки за время обучения приобретают опыт работы, что позволяет более осознанно принимать решение о трудоустройстве по окончании университета.

Проректор МТУСИ Алтынай Аджикова рассказала об опыте своего вуза по взаимодействию с индустрией, а директор Центра образовательных продуктов Томского политеха Роман Лаас — о Большом университете Томска. Так называется консорциум университетов и академических институтов, расположенных в этом городе, — проект, в основе которого лежит формат взаимодействия равного с равным. Завершился круглый стол обсуждением эффекта, который дают консорциумы для студенческого опыта.

Кампусы

Следующим мероприятием конференции стала панельная дискуссия на тему «Возможное и действительное в проектах университетских кампусов». Евгений Терентьев, выступивший в роли модератора, пояснил, что она фактически является продолжением круглого стола о консорциумах, ведь в формировании новых кампусов в разных регионах участвуют разные организации. «Кампусы задуманы, чтобы создать более комфортную среду для достижения новых образовательных и научных результатов, а это требует новых решений и изменения бизнес-моделей», — добавил он.

Таисья Погодаева, директор АНО «Кампус БИМ» (эта компания реализует в Иванове проект научно-образовательного центра БИМ — Большой Ивановской мануфактуры — на основе концессионного соглашения), уточнила, что тема кампусов гораздо сложнее, ведь в консорциумах «собственность делить не надо». По ее мнению, создание кампуса дает университетам «шанс пересобрать себя», а для городов это инструмент пространственного развития.

© Высшая школа экономики

О создании кампусов в своих регионах участникам конференции также рассказали Сергей Коцуконь — заместитель министра цифрового и технологического развития Сахалинской области, Александра Лебедева — заместитель председателя правительства Камчатского края, Виталий Литке — заместитель министра образования и науки Челябинской области, Юрий Марфин — и.о. ректора Тихоокеанского госуниверситета (Хабаровск).

На Сахалине создание кампуса не рассматривают как прибыльный проект. «Для нас это возможность развить инфраструктуру региона и модернизировать наш вуз», — заявил представитель Сахалинской области.

В Петропавловске-Камчатском, как и в Иванове, кампус является одним из ключевых объектов городского мастер-плана — место для него выбрано в центре города.

В Челябинске до появления проекта по созданию кампуса вузы так плотно не взаимодействовали ни между собой, ни с региональной властью. К проекту присоединяются индустриальные партнеры с готовыми предложениями, в том числе по аренде площадей, и механизмами взаимодействия.

Магдалена Гаете

Магдалена Гаете, старший научный сотрудник ПУЛ управления репутацией в образовании НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, рассказала о мировых тенденциях развития кампусов. Примечательно, что ни в Европе, ни в США не было случаев, когда сначала принималось решение о создании единого для нескольких вузов кампуса, а потом вузы начинали сотрудничать между собой. «В России проводится уникальный эксперимент, и мы будем следить за его развитием», — заключил Евгений Терентьев.

XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023) продлится до конца рабочей недели. Предстоят пленарные дискуссии и работа секций, красной нитью через все обсуждения пройдет тема, связанная с анализом студенческого опыта. Утром 27 октября состоится презентация книги «Универсальные компетенции в российских университетах». По традиции конференция завершится семинаром для молодых ученых, посвященным памяти трагически погибшего исследователя Института образования НИУ ВШЭ Дмитрия Семенова.

Вам также может быть интересно:

От климатических рисков до торговых войн: в Вышке состоялась конференция по финансовой экономике

Как меняются инвестиционные решения в условиях инфляционных шоков и применения методов машинного обучения? Можно ли предсказать финансовые риски через новые метрики? Какова роль климатической устойчивости банков и как геополитические потрясения влияют на глобальные цепочки создания стоимости? Эти и другие ключевые темы стали предметом обсуждения на прошедшей недавно 14-й Международной московской конференции по финансовой экономике, организованной Международным институтом экономики и финансов (МИЭФ) ВШЭ.

Подведены итоги Конкурса инноваций в образовании — 2025

22 ноября в конгресс-холле Альфа-Банка состоялась церемония награждения финалистов, победителей в номинациях и абсолютного победителя Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2025). Он проводится 12-й раз, и сегодня это хорошо известный в образовательном сообществе флагманский проект Высшей школы экономики, объединяющий формальное образование, EdTech и частные инициативы.

От импортозамещения к прорыву: как Россия движется к технологическому суверенитету

Доля импорта в затратах на производство и реализацию продукции в России сократилась почти в два раза с 2021 по 2024 год. Об этом свидетельствуют данные исследования НИУ ВШЭ, представленные на круглом столе, посвященном технологическому суверенитету. Эксперты также обсудили, как перейти от импортозамещения в промышленности к прорыву на глобальных рынках. Мероприятие прошло в рамках Дискуссионного экспертного форума НИУ ВШЭ.

Вышка Онлайн представила документальный фильм о влиянии ИИ на нашу жизнь

27 ноября на всех онлайн-площадках Вышки Онлайн состоялась премьера документального фильма «После промпта» от онлайн-кампуса НИУ ВШЭ. Его авторы исследуют, как искусственный интеллект меняет работу, карьерные траектории и профессиональное развитие специалистов. Это первый видеопроект, полностью реализованный командой онлайн-кампуса НИУ ВШЭ совместно с приглашенным режиссером Ольгой Науменко.

«Показать науку через игру»: в Вышке состоялся фестиваль «Республика ученых»

В середине ноября в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре при поддержке Центра академического развития студентов прошел Фестиваль науки НИУ ВШЭ «Республика ученых». Событие помогло студентам познакомиться с различными объединениями исследователей Вышки. В этом году в празднике приняли участие Центр научной интеграции и Центр академического письма, а также студенческие организации, которые представили свою деятельность через интерактивные форматы.

В Национальном форуме ДПО приняли участие свыше 3 тысяч человек

В Высшей школе экономики 20–21 ноября состоялся Национальный форум ДПО. В его работе приняли участие представители вузов, государства, бизнеса, ведущие эксперты в сфере образования и HR. Мероприятия, проходившие в комплексе НИУ ВШЭ в Москве на Покровском бульваре, посетили более 800 человек, а общее число офлайн- и онлайн–участников превысило 3 тысячи.

Восьмой международный онлайн-семинар U4U объединил экспертов из 14 стран

Онлайн-кампус НИУ ВШЭ провел двухдневный международный семинар U4U (Universities for Universities), который традиционно служит площадкой для обмена опытом между университетами в области онлайн-обучения. В этом году событие вышло на глобальный уровень и расширило географию. К обсуждению ключевых вызовов и стратегий развития онлайн-образования присоединились международные эксперты и представители университетов со всего мира. Встреча состоялась в онлайн-формате в середине ноября.

Технологический прорыв: исследования Института ИИ и цифровых наук отмечены на AI Journey 2025

Ученые Института искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук ВШЭ в рамках Международной конференции AI Journey 2025 представили передовые ИИ-исследования с высоким уровнем научной новизны и практической применимости. Научное решение заведующего Научно-учебной лабораторией матричных и тензорных методов в машинном обучении Максима Рахубы получило премию «Лидеры ИИ — 2025». Заведующий Центром глубинного обучения и байесовских методов Айбек Аланов — среди финалистов премии.

«"Образовательные мосты” — место встречи коллег, которые не боятся трудных вопросов»

28–29 ноября в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре пройдет форум «Образовательные мосты: подходы к обучению в старшей школе». Организаторами выступают НИУ ВШЭ и Департамент образования и науки города Москвы. В этом году экспертная программа форума расширена до двух дней и включает в себя вдвое больше образовательных активностей, спикеров и возможностей для нетворкинга.

Ученые НИУ ВШЭ нашли рецепт против выгорания студентов

Исследователи Института образования НИУ ВШЭ показали, сколько времени имеет смысл тратить на учебу, внеучебную активность и личную жизнь, чтобы поддерживать успеваемость в вузе без ущерба для ментального здоровья. Анализ ответов 2753 студентов и их реальных академических показателей выявил точки риска, например избыток домашних заданий, и точки роста: сон, спорт, умеренную вовлеченность в проекты. С учетом полученных результатов ученые подготовили практические рекомендации для студентов и университетов. Работа опубликована в European Journal of Education.