• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Очередное заседание российского общественного совета по развитию образования (РОСРО), на котором председательствовал ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, состоялось в Москве

Комплекс проблем, связанный с образованием в России детей c ограниченными возможностями здоровья, обсужден на очередном заседании Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО). В заседании, прошедшем 6 апреля в помещении московской школы №142, под председательством ректора Государственного университета – Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, участвовали руководители ряда министерств и ведомств РФ, депутаты Госдумы РФ, члены Общественной палаты РФ, преподаватели, представители образовательного сообщества.

Их вниманию была предложена основная тема повестки дня: «О доступе в школу: качественное образование детей с ограниченными возможностями».

Открывая заседание, Ярослав Кузьминов отметил, что проблема образования детей с ограниченными возможностями является болезненной не только для российского общества, но и для любой страны. «Мне кажется, – отметил ректор ГУ-ВШЭ, – что это не просто проблема техническая, экономическая. Это в первую очередь проблема воспитательная и моральная». Сама система образования призвана прививать людям идеи гуманизма и школа должна «ставить проблемы сочувствия человека к другому человеку, на иной уровень».

Российская школа, напомнил Ярослав Кузьминов, всегда имела огромный гуманистический потенциал и «наша образовательная наука отличается как раз тем, что она всегда уделяла огромное внимание воспитательным аспектам школьного образования, вопросам педагогики». И на этом фоне ситуация обучения детей с ограниченными возможностями «является крайне неприятным испытанием для нынешней российской школы».

В России, сообщил Ярослав Кузьминов, существует около пяти процентов детей с ограниченными возможностями, и эти дети страдают от ограничения возможностей движения и ограниченными познавательными способностями. «И та, и другая группы этих детей не находят достаточного доступа в российскую школу, не находят участия со стороны соучеников» в необходимой степени, как это имеет место во многих странах мира.

Когда идет разговор о реформе российского образования, его модернизации, «необходимо нацеливать все новые обсуждаемые и разрабатываемые нормы, все ресурсные потоки на решение конечных проблем образования. Будет ли образование как таковое или нет, будет ли возрождена на новой основе воспитательная функция российской школы. И образование инвалидов в России является неким оселком государственной политики в этой сфере». В этой связи Ярослав Кузьминов высказал сожаление по поводу низкого уровня представительства на заседании ответственных работников министерства образования и науки РФ.

Ректор ГУ-ВШЭ сказал далее о том, что в области образования детей-инвалидов есть перемены. Закон РФ «Об образовании» утвердил государственные гарантии гражданам с различными отклонениям и ограниченными возможностями здоровья, закрепив, в качестве основной гарантии обязанность государства создавать гражданам с отклонениями в их развитии нормальные условия для получения ими образования. В соответствии с действующим российским законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в общих классах системы общего образования, по индивидуальным программам специальных коррекционных образовательных учреждений. В России уже многие годы существует система специальных образовательных учреждений для обучения детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи. По закону детям-инвалидам первой и второй групп предоставляются льготы при приеме в техникумы и ВУЗы. Тем не менее, все еще много детей лишены доступа к получению нормального образования.

Ярослав Кузьминов высказал критические замечания относительно системы детских домов и интернатов, поскольку дети с различными нарушениями, попадая туда, становятся изолированными от общества. «Особую тревогу вызывает положение тех детей в интернатах, которые считаются необучаемыми и лишены возможности даже воспитания», – сказал ректор ГУ-ВШЭ. Он призвал к изучению опыта зарубежных стран, где хорошо поставлено дело образования детей-инвалидов. «Пора переходить от разговоров о гуманизме к реальным гуманистическим шагам», – отметил Ярослав Кузьминов.

Председатель Совета по гражданскому обществу и правам человека при президенте РФ Элла Памфилова высказала озабоченность по поводу того, что в сегодняшнем российском правительстве даже нет полноценной структуры, ответственной за образование детей с ограниченными возможностями по здоровью, к которой можно было бы апеллировать при необходимости.

Об опыте ЮНЕСКО «Образование для всех» рассказал главный специалист по образованию ЮНЕСКО Дендев Бадрач. Как всегда на высокой эмоциональной ноте и весьма аргументировано выступил заместитель Председателя комитета по образованию и науке Госдумы РФ Олег Смолин, коснувшийся нормативно-правовых вопросов организации образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Участники заседания одобрили рекомендации «Доступность образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и повышение его качества». РОСРО считает, что в сегодняшних условиях, когда ситуация с образованием детей-инвалидов продолжает усугубляться, важной задачей является внедрение и развитие в России интегрированного (инклюзивного) образования в системе общего образования для детей

С ограниченными возможностями здоровья. Преимуществом инклюзивного образования является отсутствие дискриминации для детей-инвалидов, создание благоприятных условий для их скорейшей социализации. Рекомендовано включить вопрос о поддержке развития инклюзивного образования в повестку дня саммита лидеров Большой Восьмерки в Санкт-Петербурге.

Обращено внимание на важность поддержки через систему грантов (конкурсов) просветительской деятельности по изменению отношения общества, родителей, школьников, сообщества учителей к системе инклюзивного образования.

Подчеркнута необходимость разработки примерных программ ранней коррекционной помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также примерных программ для детей с нарушением в умственном развитии различных степеней. Предлагается предусмотреть подготовку и переподготовку кадров для системы коррекционного и инклюзивного образования.

В зале заседания были развернуты выставки фото и рисунков, созданных детьми-инвалидами, распространялась методическая и другая литература по существу обсуждаемых вопросов.

Вам также может быть интересно:

В питерской Вышке открылся Институт психологии здоровья

На базе Школы социальных наук НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург начал работу Институт психологии здоровья. Это новое подразделение объединит исследователей, которые изучают поведение людей и когнитивные процессы. Под началом института также в питерской Вышке запустятся три научные лаборатории. Рассказываем, какими исследованиями займутся ученые.

НИУ ВШЭ открывает новую программу microdegree «Исследователь в EdTech»

Институт образования Высшей школы экономики в партнерстве с компанией Skyeng анонсировал запуск новой образовательной программы «Исследователь в EdTech: data-driven-подход для цифровых образовательных продуктов». Новый курс, призванный подготовить специалистов по комплексному анализу пользователей и рынка в сфере образовательных технологий, рассчитан на 9 месяцев и завершается присвоением microdegree.

Питерская Вышка выходит на международный рынок профессионального образования

НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург впервые познакомил международных партнеров с программами дополнительного профессионального образования (ДПО), которые реализуются в университете. Презентация прошла в рамках визита представителей Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) университета в Индию.

НИУ ВШЭ запускает 12 новых программ высшего образования в формате онлайн

Высшая школа экономики открывает новые онлайн-программы по маркетингу, праву, ИТ, психологии и другим направлениям. С 1 апреля для поступления стали доступны 10 магистерских программ, а с 14 июня запустятся 2 новые программы онлайн-бакалавриата. Всего в НИУ ВШЭ в 2024 году открыт набор на 33 программы бакалавриата и магистратуры в формате онлайн.

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

НИУ ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов цифровой экономики

Высшая школа экономики заняла 2-е место в новом рейтинге вузов цифровой экономики по Москве и Санкт-Петербургу за 2023 год, уступив лишь МГТУ им. Баумана. НИУ ВШЭ обошел профильные ИТ-университеты — МФТИ (3-е место) и ИТМО (5-е место), — а также МГУ (4-е место).

НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральный университет запустили олимпиаду по промышленному программированию для школьников

НИУ ВШЭ совместно с «Тинькофф» и Центральным университетом объявили о проведении первой в России олимпиады по промышленному программированию для старшеклассников — PROD. Ее участники не просто решают теоретические задачи, а работают над реальными бизнес-кейсами из ИТ. Такой формат позволяет полностью погрузиться в профессию разработчика до поступления в вуз.

ВШЭ запустила маркетплейс ДПО

Высшая школа экономики запустила инновационный цифровой проект — маркетплейс дополнительного профессионального образования. Сейчас на витрине маркетплейса размещены более 700 программ ДПО Вышки, в дальнейшем планируется привлечение программ ДПО других российских вузов.

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».