«Бесконечно провоцирующая атмосфера»: как студенты разных факультетов Вышки изучают театр
Один из самых популярных майноров для студентов 2–3-го курсов образовательных программ бакалавриата ВШЭ — «Театр с нуля». Он рассчитан на тех, кто интересуется театральным искусством и в большинстве случаев не собирается связывать с ним свою будущую карьеру. В этом году к обучению по программе майнора приступил третий поток студентов.
Майнор «Театр с нуля» — совместная инициатива Проектной лаборатории по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX–XXI веков и школы филологических наук.
Майнор (дополнительный профиль) — это учебный цикл в рамках образовательных программ бакалавриата ВШЭ, представляющий дополнительную образовательную траекторию сверх подготовки по основному направлению. Он реализуется на 2–3-м курсе и состоит из четырех дисциплин по выбору, как правило связанных друг с другом содержательно. Майнор выбирается студентом каждой образовательной программы самостоятельно из общего пула. Заявки принимаются от первокурсников в конце марта.
Организаторами майнора стали заведующая проектной лабораторией доцент Евгения Абелюк и ординарный профессор ВШЭ Елена Пенская, название придумал Антон Хитров — известный журналист и театральный критик.
Чему здесь учат?
В числе курсов, входивших в программу майнора для потока 2019/20 года, — «Современный театр и театральные системы прошлого», «Театр и историческая память», «Антропология театра», «Театральность и перформативные практики в европейской истории до XXI века». Для следующих потоков их состав немного изменился: в прошлом году «Антропологию театра» заменили на «Антропологию актера», в этом году появился новый курс — «История драматургии и театра Нового времени в Европе и России», а у еще одного курса изменилось содержание, и он стал называться «Театральные и перформативные практики (XX–XXI вв.).
Первая особенность майнора — его доступность для всех, пререквизиты не требуются, так что его выбирают студенты самых разных образовательных программ — от «Дизайна» до «Физики». Для российской высшей школы это необычный опыт, когда любой студент получает возможность изучать театр действительно с нуля. Обычно театроведческие курсы преподаются лишь в специализированных вузах и на образовательных программах, связанных с литературой, искусством, театром и кино.
Вторая особенность — изучение широкого спектра театральных систем с акцентом на современные театральные практики. «В специализированных вузах театр изучают хронологически, начиная с античных времен, — рассказывает Евгения Абелюк. — Мы же в первом модуле знакомим студентов с огромным разнообразием современного российского и зарубежного театра. Это знакомство — абсолютно ошеломляющее, и лишь после него начинается разговор об истории театра».
Елена Пенская подчеркивает, что современный театр не просто разнообразен, но и нетрадиционен: хорошо известная пьеса, поставленная необычным способом, может вызвать растерянность у зрителя. Студенты знакомятся с современными театральными формами. Так, в ближайшее время запланирована гостевая лекция представителей Rimini Protokoll — немецко-швейцарского проекта в русле документального театра. Ключевая задача майнора — развивать культуру восприятия спектакля и способствовать обогащению зрительского опыта студентов.
Кто здесь преподает?
«Мы сразу решили привлечь к делу не театроведов или историков театра, обремененных учеными степенями, а представителей нового поколения театральных критиков — молодых, динамичных, ярких, знающих современный театр. А также регулярно приглашать действующих театральных режиссеров, специалистов по музыкальному театру, современному, хореографическому, драматическому и постдраматическому, документальному и так далее», — вспоминает Евгения Абелюк.
Сегодня в числе привлеченных специалистов — Оксана Ефременко, креативный продюсер, арт-директор Международного фестиваля актуального театра «Хаос»; Кристина Матвиенко, куратор Школы современного зрителя и слушателя Электротеатра Станиславского; Юлия Клейман из Санкт-Петербурга, известная своими лекциями о зарубежном театре и современном перформативном искусстве; Татьяна Джурова — руководитель спецпроектов театра «Суббота», редактор портала «Летающий критик».
На занятия к студентам приходят гости из Консерватории, «Мастерской Петра Фоменко», «Мастерской Брусникина» и других театров, а благодаря онлайн-формату удается приглашать практиков не только из Москвы, но и из других городов и стран. Например, гостями майнора были Эрика Фишер-Лихте — президент Института театра Свободного университета Берлина; Питер Маркс — декан факультета Университета Кельна, куратор различных театральных программ. Антон Хитров, стоявший у истоков майнора и ранее работавший в Москве, а теперь переехавший в Казань, также общается со студентами дистанционно.
«За два прошедших года мы сумели пригласить для проведения занятий самых разных людей из профессионального сообщества, поэтому нас хорошо знают. Например, Владислав Тарнопольский, музыковед и музыкальный куратор, очень заинтересовался нашим майнором, приглашает студентов на концерты современной музыки. Планируется просмотр фильма по спектаклю La Scala — оперы Луиджи Ноно “Под жарким солнцем любви” в постановке Юрия Любимова. Так студенты фактически оказываются внутри театрального процесса», — отмечает Евгения Абелюк.
Приглашенные звезды зажигают студентов, делятся секретами мастерства и дают стимулы к дальнейшему знакомству с секретами театра. А индивидуальная работа с каждым, ведение семинаров, детальный анализ письменных работ — это задача семинаристов, сотрудников Лаборатории по изучению творчества Юрия Любимова Елены Леенсон и Татьяны Левченко. В этом году привлекаются к проведению семинаров еще и аспиранты.
«Преподаватели Вышки и те, кого принято называть практиками, работают в тесной связке, и это ключевая особенность нашего майнора», — подытожила Елена Пенская.
Как здесь учатся?
Майнор «Театр с нуля» — это не просто лекции и семинары. Еще один элемент учебного процесса — посещение театров. Группами и индивидуально, в рамках партнерских отношений между Вышкой и театрами, равно как и за рамками этих отношений, студенты ходят на спектакли, пусть даже пандемия сильно ограничила эту возможность. Кроме того, смотрят в записи спектакли лучших режиссеров мира.
Все увиденное затем обсуждается на занятиях и становится предметом письменных работ. «Семинары — это живой разговор с вопросами от преподавателя и от слушателей, с бесконечно провоцирующей атмосферой, с внимательным отношением к каждому студенту, с серьезной, штучной работой с каждым написанным текстом, — отмечает Евгения Абелюк. — Лучшие работы студентов мы вывешиваем на сайте Лаборатории по изучению творчества Юрия Любимова в разделе “Студенты о спектаклях и пьесах”».
Несмотря на то что майнор рассчитан на неподготовленного слушателя и носит прежде всего просветительский характер, здесь предусмотрен обязательный исследовательский компонент. Ведь анализ спектакля или творчества того или иного режиссера предполагает развитие и применение исследовательских навыков. Для майнора также характерна междисциплинарность: театр находится на стыке различных гуманитарных пространств, будь то искусство, литература, архитектура, политика, образование и так далее.
Почему его выбирают?
Среди студентов, выбирающих майнор, есть заядлые театралы, знающие современных режиссеров и планирующие в той или иной мере связать свою дальнейшую карьеру с театральной критикой. В отзывах о майноре они называют себя «профессиональными зрителями». Чаще всего это студенты факультета коммуникаций, медиа и дизайна, они задают планку, за ними тянутся остальные.
По мнению руководителей майнора, мотивация студентов — это не только профессиональный интерес, желание расширить кругозор или исследовательское любопытство, но и знакомство с игровыми технологиями, которые пригодятся в разных профессиях, будь то психология, предпринимательство или педагогика. А для кого-то изучение театра — это возможность разнообразить взгляд на мир, проанализировать собственный жизненный опыт, поработать над собой. Были примеры, когда студенты-технари, выбравшие майнор, говорили, что благодаря театру «открыли в себе гуманитария».
Так что популярность «Театра с нуля» в студенческой среде не случайна. Он входит в топ-10 самых востребованных майноров: если оценивать конкурс по заявкам первого уровня, то он занимает 6-е место, а по общему количеству поданных заявок — 9-е.
Что говорят студенты?
Нередко студенты майнора становятся участниками проектов Лаборатории по изучению творчества Юрия Любимова. Так, студент образовательной программы «Журналистика» Петр Лобанов выбрал проект «Театрализованная лекция» и вместе с другими студентами занялся реконструкцией спектакля «Берегите ваши лица» по стихам Андрея Вознесенского. В ноябре прошлого года он сыграл в этом спектакле роль Андрея Вознесенского.
«Я очень многому здесь научилась: писать, размышлять, говорить о театре, — рассказывает студентка образовательной программы «Медиакоммуникации» Светлана Максимова. — Еще на втором курсе писала курсовую по театральности в кинематографе, и знания, полученные на лекциях, во многом мне пригодились. Благодаря правкам Елены Ильиничны Леенсон к моим эссе я научилась писать более уверенно, четко и аргументированно. А ведь это так важно — уметь не только грамотно излагать свои мысли на бумаге, но и формулировать их в разговоре».
Светлана участвовала в проекте Лаборатории по изучению творчества Юрия Любимова «Архив театра» и за это время, по ее признанию, научилась комментировать чужие тексты. Кроме того, открыла для себя Российскую государственную библиотеку искусств.
Студент образовательной программы «Востоковедение» Даниил Алексеев, специализирующийся на Японии, благодаря майнору решил написать курсовую о влиянии японского классического театра на современные западные постановки.
«Лекции были интересными. Преподаватели, которые их вели, — хорошие специалисты и рассказчики, — считает Елизавета Бархатова, студентка образовательной программы «Журналистика». — Мы действительно рассмотрели театр совершенно с разных сторон. Курс не только расширил кругозор и сделал меня более образованным и внимательным зрителем, но и дал базу, чтобы продолжить работать в театральной сфере и как исследователь, и как критик».
Вам также может быть интересно:
Для первокурсников бакалавриата Вышки открывается запись на майноры
21 марта стартует кампания, в ходе которой студентам 1-го курса программ бакалавриата предстоит определиться с тем, какие майноры они будут изучать в течение будущих двух учебных лет — на 2-м и 3-м курсах.
Начинается запись на майноры
Выбрать приоритетные для них майноры первокурсники могут в своих личных кабинетах начиная с 18.00 26 марта. Рассказываем о том, какие майноры Вышка предлагает в этом году, чем они интересны и как студенту сделать правильный выбор.
В ВШЭ стартует запись на майноры
19 марта начинается запись на майноры, которые нынешние первокурсники бакалавриата будут изучать на 2 и 3 курсах. В 2018 году эта процедура пройдет в четвертый раз. Как система показала себя за эти годы и что нового ждет студентов, новостной службе рассказал проректор ВШЭ Сергей Рощин. Бонус: несколько историй о том, как майнор может изменить жизнь (к лучшему).
В записи на майноры в 2017 году произойдут изменения
С 14 марта по 19 марта первокурсники бакалавриата ВШЭ смогут выбрать майноры, который они будут изучать на втором и третьем курсах. В этом году во всех кампусах при записи на майноры будет учитываться рейтинг студента. О новшествах 2017 года рассказывает проректор ВШЭ Сергей Рощин.
Открыта запись студентов на майноры на 2016/17 учебный год
Студенты первого курса бакалаврских образовательных программ ВШЭ с 1 до 20 марта должны выбрать один из предлагаемых майноров, который они станут потом изучать на втором и третьем курсе. Об опыте преподавания майноров в 2015/16 учебном году и о новшествах 2016/17 года рассказывает проректор ВШЭ Сергей Рощин.
Студенты факультета гуманитарных наук смогут выбрать не только общие для НИУ ВШЭ майноры
На факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ появятся внутренние учебные программы по выбору (своего рода внутренний майнор). В 2016 году обучаться на таких программах смогут те ребята, которые этим летом успешно пройдут вступительные испытания и станут студентами факультета.