Математика в Москве и в Вышке
На заседании Ученого совета ГУ-ВШЭ 30 мая была утверждена концепция учебной программы для иностранных студентов "Math in Moscow", которая реализуется совместно с Независимым Московским университетом и Московским центром непрерывного математического образования. Рассказывают декан факультета математики Сергей Ландо и руководитель программы Ирина Парамонова.
— Программа "Math in Moscow", в рамках которой иностранные студенты в течение семестра изучают математику и знакомятся с Москвой, реализовывалась с 2001 года до сегодняшнего дня без участия Вышки. Как она возникла? Откуда приехали первые студенты?
Ирина Парамонова:
Ирина Парамонова |
Нам идея понравилась, и мы начали продумывать, как организовать аналогичную программу в Москве. Поговорили с преподавателями, сформировали список курсов и отправили развернутое предложение нашим друзьям — известным математикам, работающим в США и Канаде, с просьбой обсудить его на математических факультетах своих университетов. Одновременно стали работать над созданием сайта программы. Весь осенний семестр 2000 года ректор Независимого Московского университета Юлий Сергеевич Ильяшенко, одновременно являющийся профессором Корнельского университета в США, посвятил активной пропаганде программы "Math in Moscow" в американских университетах.
В результате весной 2001 года к нам приехал всего один студент из Корнельского университета. В осеннем семестре 2001 года в программе участвовал тоже только один студент из университета Торонто (Канада), приехавший в Москву на учебный год. Однако вскоре удалось заинтересовать программой Американское математическое общество, и Национальный научный фонд США принял решение о выделении 10 грантов ежегодно для участников программы (по пять на каждый семестр). Таким образом, весной 2002 года к участнику осеннего семестра присоединилось еще 10 студентов, в том числе двое из Беркли и один из MIT. Осенью 2002 к списку ведущих университетов, присылающих к нам своих студентов, добавились Гарвард, Чикагский и Монреальский университеты.
За 8 лет существования программы у нас побывали студенты из практически всех ведущих университетов США. Полный список университетов можно найти на сайте www.mccme.ru/mathinmoscow, как и полный список выпускников по семестрам.
Кстати, на сегодняшний день в мире существуют только три подобных программы: наша, в Будапеште и в университете Пенсильвании (США).
— Известные российские математики — например, академик РАН Владимир Арнольд — часто говорят, что уровень преподавания математики в зарубежных школах, прежде всего в США, намного ниже, чем в России. Об этом разве что анекдоты не рассказывают. Действительно ли это так? И какова ситуация с математикой в ведущих западных университетах?
— Такая проблема, действительно, есть. И хотя я сама не преподавала в США, но анализировала программы математических курсов разных американских университетов и замечала значительные отличия от российских программ, особенно на младших курсах.
Принципиальная разница состоит в том, что в России любой математический курс в любом институте невозможно представить без доказательств. Иногда на нематематических специальностях могут быть опущены отдельные наиболее сложные технические детали доказательств. Но основные идейные моменты всегда сопровождаются доказательствами. В США же на младших курсах все математические дисциплины в основном изучаются как набор вычислительных техник. Кроме того, есть некоторые математические дисциплины, серьезное преподавание которых в США начинается только в аспирантуре, тогда как в России в любом техническом вузе они изучаются на первом-втором курсах.
— Означает ли это, что уровень ваших иностранных студентов оставляет желать лучшего?
— Способные и интересующиеся математикой студенты есть везде. Именно такие студенты и едут к нам (тем, кто просто хочет приехать в Россию, проще поучаствовать в какой-нибудь языковой программе). Все они получили прекрасные рекомендации от своих американских преподавателей математики, и в своих университетах были среди лучших. Конечно, есть и очень сильные студенты, и те, кто послабее. Но программа маленькая, и мы предлагаем курсы трех уровней — начального (предполагающие только наличие базового образования), среднего и продвинутого. В итоге каждый имеет возможность выучить ровно столько, сколько хочет и может.
Один из наших выпускников, причем не самый сильный в своем семестре, писал мне, что за семестр у нас он так обогнал всех своих сокурсников, что ему уже стало скучно в его университете, и он хочет перейти в какой-нибудь более серьезный университет. Однажды ко мне обратился руководитель аспирантуры одного американского университета с просьбой порекомендовать ему наших студентов, поскольку им очень понравился один из наших выпускников (тоже не самый сильный в своем семестре), которого они приняли к себе в аспирантуру.
Сергей Ландо:
Сергей Ландо |
— В концепции, утвержденной Ученым советом, названы пять причин присоединения программы "Math in Moscow" к ГУ-ВШЭ, в том числе расширение спектра курсов и специализаций и возможности привлечь иностранных студентов на более длительные программы. Поясните, какие курсы и специализации добавятся к уже имеющимся и каковы перспективы привлечения иностранных студентов для регулярного обучения?
И.П.:
— Сейчас программа ориентирована на студентов, специализирующихся в математике или вычислительной математике (computer science). В общем списке — 24 математических курса и 5 гуманитарных (история России, история математики, русская литература и русский язык на двух уровнях). Присоединение ГУ-ВШЭ к программе позволит расширить спектр как математических, так и, в первую очередь, гуманитарных курсов — в Вышке это направление представлено гораздо богаче, чем в Независимом Московском университете. Мы надеемся, что такое расширение спектра пойдет на пользу программе и увеличит круг ее потенциальных участников.
С.Л.:
— Что касается регулярного обучения иностранных студентов, то, насколько мне известно, руководство Вышки серьезно озабочено развитием этого направления. Здесь наша программа может послужить полигоном для отработки целого ряда курсов и моделей взаимодействия со студентами. Предполагается также, что курсы "Math in Moscow" будут открыты и для российских студентов, что позволит им приобрести навыки обучения на английском языке.
Сегодня я не рассматривал бы, однако, Северную Америку как потенциальный рынок — нет причин полагать, что американцы или канадцы в массовом порядке поедут учиться в Москву на бакалавров, это для них скорее экзотика. Европейцы не платят за обучение в своих странах, не будут платить и в России (в программе "Math in Moscow" есть лишь единичные участники из европейских стран). А вот Китай и Корея могут послужить источником хорошо подготовленных и мотивированных студентов, что, разумеется, требует большой предварительной работы. На более высоких уровнях — в магистратуре и аспирантуре, где обучение не такое массовое, можно попробовать привлечь студентов отовсюду, опираясь на работающих у нас уникальных специалистов.
— У вас большой опыт работы как с иностранными, так и с российскими студентами. В чем разница между ними применительно к изучению математики? Я имею в виду мотивацию, способности, стартовый уровень, прилежание.
И.П.:
— Независимый Московский университет — очень маленький вуз, который готовит профессиональных математиков. Учиться в нем очень трудно, поэтому все наши российские студенты отличаются очень высокой мотивацией, а по уровню математических способностей делятся на сильных и очень сильных.
Лучшие иностранные студенты сравнимы по способностям с российскими. Но, как я уже сказала, диапазон и способностей, и мотивации у американцев значительно шире. Стартовый уровень математической подготовки зависит в первую очередь от образовательной системы. В целом, базовая подготовка российских студентов основательнее, чем американских. Что же касается прилежания, то это очень личностная характеристика. Но, пожалуй, такого прилежания, какое проявляли отдельные (далеко не все) участники программы с более слабой, чем у остальных, стартовой подготовкой, у российских студентов я почти не встречала.
— Считается, что российская школа в широком смысле этого слова сильна традициями математического образования. Но не потеряла ли она свои преимущества за последние 15—20 лет? Что делается для сохранения преимуществ вообще и в частности — в рамках Высшей школы экономики?
С.Л.:
— Средняя школа понесла довольно серьезные потери за счет того, что туда не пришли учиться дети тех, кто покинул страну в девяностые годы. Не думаю, что на этот счет проводились серьезные исследования, но эти дети в целом, вероятно, были настроены на обучение, в том числе математике, и хорошо подготовлены. Их отсутствие — наряду с множеством других причин — привело к снижению среднего уровня образования.
В то же время школа инерционна, и хорошие учителя по привычке продолжают учить хорошо. Это видно и по студентам Независимого Московского университета — курс на курс не приходится, но нет ощущения, чтобы колебания носили затухающий характер. Сегодняшние дипломники не уступают первым выпускникам. К тому же отпущенные в 1990-е годы вожжи российского образования позволили создать по всей стране целый ряд новых школ, и некоторые из них заработали за это время хорошую репутацию, позволяющую конкурировать с прежними лидерами, а в ряде случаев и превосходить их. Создание факультета математики в ГУ-ВШЭ также будет, надеюсь, способствовать развитию преимуществ российского образования.
Беседовал Борис Старцев
Вам также может быть интересно:
Общежитие-дворец, зачеты без зачеток, погружение в ML: студент ВШЭ — в Армении по программе мобильности
Студент 2-го курса магистерской программы «Интернет вещей и киберфизические системы» МИЭМ ВШЭ Алишер Юлдашов отправился по программе академической мобильности в Российско-Армянский (Славянский) университет Еревана. Организация учебного процесса, предметное наполнение программы, впечатления от жизни в столице Армении — в рассказе студента от первого лица.
«Это была прекрасная школа для нового поколения математиков»
На прошлой неделе в НИУ ВШЭ прошла пятидневная конференция по алгебраической геометрии и математической физике, организованная совместно с Пекинским институтом математических наук и приложений. В ней приняли участие более 30 математиков из ведущих университетов мира, в том числе молодые ученые.
Математики России и Китая встретятся в Вышке
С 5 по 9 ноября 2024 года в НИУ ВШЭ пройдет совместная конференция по алгебраической геометрии и математической физике Высшей школы экономики и Пекинского института математических наук и приложений. Более 30 математиков из ведущих университетов России и Китая выступят с докладами о современных достижениях в области геометрии и математической физики. Конференция пройдет в гибридном формате.
Новые направления обучения, более 300 заявок из 20 стран: открылся набор на “Study Tour Experience”
“Study Tour Experience” — уникальный проект для иностранных абитуриентов магистратуры, желающих примерить на себя, каково это — быть магистрантом Вышки. Международная учебная стажировка реализуется Дирекцией по работе с молодежью за рубежом с 2020 года в двух форматах, онлайн и офлайн, на двух языках — английском и русском. В осеннем семестре 2024/25 учебного года стажировка пройдет с 11 по 23 ноября, а крайний срок подачи заявок — 13 октября.
В Вышке впервые прошел фестиваль Russian Culture Day
В начале марта в кампусе Вышки на Покровском бульваре состоялся фестиваль Russian Culture Day, организованный Дирекцией по интернационализации НИУ ВШЭ. Иностранные студенты приняли участие в викторинах, лекциях и мастер-классах, а также смогли попробовать традиционное русское угощение — блинчики с вареньем.
«НИУ ВШЭ — международный университет, представляющий разные культуры и народы»
19 декабря в атриуме корпуса ВШЭ на Покровском бульваре прошел масштабный фестиваль «Весь мир в одной Вышке», который объединил более 20 национальных студенческих организаций и клубов университета. Их представители рассказали участникам события о новогодних традициях разных народов, провели квизы и викторины. Организатором мероприятия выступила Дирекция по интернационализации ВШЭ.
Как вузы развивают интернациональную среду для самореализации иностранных студентов
Учеба в зарубежном вузе — это плюс для карьерного трека, бесценный опыт и расширение спектра возможностей. Но при этом для студента это еще и большой стресс от погружения в иную культурную среду и новые, подчас неожиданные, вызовы. Как университеты помогают учащимся адаптироваться и находить возможности для самореализации, эксперты и представители ведущих вузов обсуждали на сессии «Развитие интернациональной среды для создания комфортных условий самореализации иностранных студентов» в рамках Международной партнерской недели в НИУ ВШЭ.
Ориентационные сессии для иностранных студентов: «Я сегодня в ВШЭ — это исполнение моей мечты»
В Вышке прошли ориентационные сессии, которые Центр поддержки и карьеры иностранных студентов и выпускников организовалдля поступивших в университет иностранных граждан. В ходе встреч эксперты центра рассказали о предоставляемом визово-миграционном сопровождении, внеучебной студенческой жизни, провели экскурсии по кампусу и тур по городу.
Высшая школа экономики открыла экспериментальную школу для студентов из Таиланда
НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге продолжает стратегическую программу по развитию образовательных и научно-исследовательских связей с вузами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). По запросу Университета Таммасат (Таиланд) на базе Управления по международным связям питерской Вышки создана специальная краткосрочная образовательная программа «Русский язык и культура».
Игра, которая объединяет: в Вышке прошел первый турнир по мини-футболу среди иностранных студентов
В “HSE Inter Football Cup” приняли участие шесть мужских и две женские команды иностранных студентов НИУ ВШЭ, представляющих 30 стран. Организаторами мероприятия стали Центр поддержки и карьеры иностранных студентов и выпускников Дирекции по интернационализации совместно с кафедрой физического воспитания НИУ ВШЭ.