• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международный семинар "Поддержка развития научной карьеры и академической мобильности между Российской Федерацией и Европейским Союзом"

22 ноября в конференц-зале Высшей школы экономики в Малом Гнездниковском переулке прошел международный семинар "Поддержка развития научной карьеры и академической мобильности между Российской Федерацией и Европейским Союзом". В дискуссии принимали участие Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, посол Нидерландов в России Тиддо Хофстее, глава представительства Европейской комиссии в России Марк Франко, вице-президент РАН, академик Николай Платэ, приглашенные эксперты, преподаватели и студенты ГУ-ВШЭ.

Семинар открыл президент ГУ-ВШЭ Александр Шохин: "Я представляю здесь не только Высшую школу экономики, но и бизнес-сообщество России. Бизнес сейчас весьма заинтересован в развитии академической мобильности и в сотрудничестве с Европейской Комиссией. Мы готовы поддерживать такие проекты и вкладывать в них деньги. Сейчас ВШЭ - символ эффективного взаимодействия России и Еврокомиссии, необходимо стремиться к тому, чтобы таких примеров было как можно больше".

Затем ведущий встречи передал слово вице-президенту РАН Николаю Платэ. "Нам сейчас необходимо понять, каковы механизмы интеграции нашей науки в европейское научное пространство. РАН поддерживает идущие в этом направлении процессы, в том числе и в рамках Болонских соглашений. Но хотелось бы отметить, что, проводя интеграцию, мы должны сохранить лучшую часть российского образования и науки". Подтвердив приверженность РАН интеграции в европейское научное пространство, Академик Платэ поспешил развеять миф о непреодолимости бюрократических барьеров на пути академической мобильности. "Барьеры преодолимы. Об этом говорит тот факт, что уже сейчас тысячи людей и сотни организаций участвуют в программах обмена с ЕС. Примером такого взаимодействия является и сама РАН, руководство которой договорилось о совместной защите докторских диссертаций с французским институтом Марии Кюри. Защита происходит в России, французские же коллеги участвуют в ней посредством видеоконференции. Защитившемуся присваивают степень доктора наук РАН и французскую степень PhD. Сейчас РАН ведет переговоры о совместной защите диссертаций с Кембриджским университетом". В конце своего выступления вице-президент РАН призвал активизировать сотрудничество с ЕС: "меморандумов подписаны сотни, реальных же дел в разы меньше".

Вслед за Николаем Платэ слово взял посол Нидерландов в России Тиддо Хофстее. "Вопросы академической мобильности обсуждаются на саммом высшем уровне, например они стоят в повестке дня саммита Россия-ЕС, который на днях пройдет в Гааге. Это связано с тем, что процветание и развитие науки возможно только в условиях свободного обмена знаниями, идеями. Я имею в виду двусторонний обмен, когда не только российские ученые приезжают в Европу, но и наши исследователи - к вам. Первое и самое важное что нужно сделать для активизации научного сотрудничества, это упростить визовый режим между странами ЕС и Россией".

Своего коллегу поддержал и представитель Европейской Комиссии в России Марк Франко: "Обмен преподавателями и студентами очень важен. Мы всячески стимулируем академическую мобильность внутри ЕС. На это направлена программа "Эразмус Мундус", рассчитанная на 2004-2008 годы. Ее цель - обеспечить конвертацию научных степеней и дипломов, ответить на вызовы глобализации экономической глобализацией образования. Похожие цели преследует и рамочная программа ЕС. Это основной инструмент Евросоюза в обеспечении взаимодействия НИИ и университетов не только стран ЕС, но и других европейских государств, в том числе и России. Программа рассчитана на 2002-2006 годы, на ее реализацию мы направляем 17 миллиардов евро в год". Говоря об академической мобильности, Марк Франко коснулся и столь больной для нашей страны темы, как "утечка мозгов": "Ее надо предотвращать. На уровне ЕС мы делаем это с помощью реинтеграционных грантов для уехавших за рубеж европейских ученых. С этой же целью мы планируем значительно, на 200%, увеличить бюджет на науку до 2013 года".

Следующий докладчик, Рафаэле Либерали глава директората Европейской Комиссии "Человеческий фактор, мобильность и программа Марии Кюри", рассказал о планах ЕС в области развития науки и исследований: "Мы ставим перед собой три задачи. Первая - создать либеральный рынок научных исследований, единое научное пространство ЕС. Вторая - ориентированность исследований на потребности общества и экономики. Третья - довести объем финансирования науки до 3% ВВП". Основной же проблемой развития науки, по мнению господина Либерали, является низкий интерес к ней молодежи, невысокий престиж ученых. "Это грозит нам дефицитом исследователей. Очень многие люди не видят возможности сделать карьеру в научной сфере, чему мешают, в частности, низкий престиж исследователей, и короткие горизонты финансирования большинства проектов. Академическая мобильность должна помочь решить эти проблемы. При этом я бы не говорил об "утечке мозгов" или угрозе такой утечки, есть глобальная "циркуляция мозгов". Ученые должны иметь возможность поехать туда, где есть условия для их работы, возможность получить новое знание, а затем вернуться с ним на родину".

Позицию России на семинаре представлял министр обращования и науки Андрей Фурсенко. По его словам, "слухи об утечке мозгов сильно преувеличены. Естественная миграция научных кадров - положительный процесс. Она необходима для обмена знаниями, и наша задача не препятствовать ей, а обеспечить миграцию научных сотрудников во всех направлениях, приезд к нам в Россию ученых со всего мира". Самая опасная тенденция, по мнению министра, внутренняя миграция исследователей, при которой они уходят из науки в другие отрасли экономики и уже не могут вернуться обратно. Однако помимо решения этой проблемы, перед российской наукой стоит еще одна, весьма сложная задача. "В советской науке очень многое делалось без привязки к конкретному результату, поддерживалось большое количество междисциплинарных институтов. За счет общения людей, возможности вести долгосрочные исследования происходила генерация знаний. Однако сейчас мы не можем сохранить нашу науку в таком виде, у нас не хватит на это средств. Что делать? Часть НИИ необходимо превратить в центры совершенствования. При этом принципы реорганизации должно вырабатывать само научное сообщество, Правительство же только предоставит площадку для обсуждения. В то же время необходимо стимулировать академическую мобильность. Для этого мы должны гармонизировать наше законодательство об авторском праве с европейским, закрепить результаты научных разработок за их автором". Отдельно министр остановился на проблеме интеграции науки и образования: "Это не механический процесс слияния НИИ и вузов, объединение должно быть органичным. В первую очередь нам необходимо задействовать огромный образовательный потенциал РАН, для чего нужно снять искусственные барьеры между НИИ и вузами: разрешить вести обучение на площадях институтов и проводить исследования в вузах, ввести магистратуру в НИИ, создать базовые кафедры. При этом желательно привлечь к процессу модернизации науки и образования иностранных экспертов. Они смогут дать независимую оценку результатам нашей работы".

После выступления министра собравшиеся перешли от обсуждения общих вопросов академической мобильности к изучению конкретного опыта в этой сфере. О программах Британского Совета в России в области мобильности научных сотрудников рассказал заместитель директора совета Саймон Кей. "Мы действуем по всей стране: от Петербурга до Сахалина. Одна из наиболее успешных наших программ - сеть молодых ученых - предполагает выделение небольших грантов российско-британским группам исследователей (по 5-10 человек с каждой стороны). В данный момент в ее рамках финансируются совместные исследования в области химии Лондонского университета и центра в Черноголовке. Еще одна интересная программа, которая недавно запущена Советом, предполагает организацию регулярных встреч российских и британских ученых. На последней из таких дискуссий, прошедшей недавно в Петербурге, обсуждались технологии мобильной телефонии. Британцы участвуют в этих встречах с помощью видеоконференций". Как отметил Саймон Кей, одна из главных проблем в работе Британского Совета заключается в том, что британские ученые плохо понимают, какие способы сотрудничества с их российскими коллегами существуют на данный момент. Многим идея подобного сотрудничества даже не приходит в голову.

От опыта британского - к опыту Австрии. О нем собравшимся рассказал руководитель отдела по международному сотрудничеству австрийского агентства по развитию научных исследований Роберт Швертнер. "Шесть лет назад Австрия была вне ЕС, в том же положении, что и Россия. Наши ученые плохо понимали, как пользоваться возможностями европейской рамочной программы, программы Марии Кюри и многих других, предоставляемых ЕС. Были большие сложности с оформлением бумаг. Однако сейчас эти проблемы решены. Мы активно развиваем сотрудничество с Россией. Для этого нами создана база данных по австрийским исследователям и НИИ, готовым принять коллег из России. Когда мы составили эту базу, перед нами возникла другая проблема - нам не хватает российских ученых, чтобы "снабдить" ими всех желающих!"

Австрийского докладчика на трибуне сменил его немецкий коллега, Томас Праль, глава московского представительства германской службы академических обменов (DAAD). "Наша служба работает по всему миру. В России представительства DAAD открыты в Москве, Петербурге и Новосибирске. Мы реализуем три программы академических стипендий и обменов. Первая рассчитана на выпускников вузов и аспирантов по всем специальностям. Вторая - на молодых (до 40 лет) преподавателей технических и естественнонаучных дисциплин. Третья программа предусматривает научные стажировки для преподавателей вузов и ученых, имеющих научную степень. За последний год по программам DAAD на стажировку в Германию из России отправилось около 2500 студентов и 1000 ученых и преподавателей. За все время работы DAAD в вашей стране мы отправили на стажировки в Германию более 15000 человек, в Россию же - только 4300 немецких студентов и преподавателей. Поэтому главная задача, стоящая сейчас перед нашей службой - увеличить число приезжающих в Россию по линии обмена немецких ученых и учащихся. Здесь многое зависит от вас самих, от того, будут ли здесь созданы соответствующие условия". Томас Праль напомнил собравшимся, что помимо DAAD программы по академической мобильности в отношении России реализуют около 300 немецких НИИ. Более подробную информацию о них можно получить в интернете по адресам www.mpg.de, www.wgl.de, www.dfg.de, www.avh.de, www.daad.de.

Семинар подходил к концу. Участники, сильно проголодавшиеся и изрядно замерзшие, начинали погладывать на часы. Заметив это, господин Либерале не стал сильно затягивать заключительное слово, отметив лишь, что "цель ЕС не привлечь людей из-за рубежа и строить на этом свое процветание, такая стратегия бесперспективна, а развивать долгосрочные научные связи, в первую очередь с Россией". После столь ободряющего и, главное, короткого выступления участники семинара, весьма довольные встречей, поспешили в буфет, где в тепле за чашечкой кофе продолжили обсуждать академическую мобильность.

 

Всеволод Бельченко

Вам также может быть интересно:

Общежитие-дворец, зачеты без зачеток, погружение в ML: студент ВШЭ — в Армении по программе мобильности

Студент 2-го курса магистерской программы «Интернет вещей и киберфизические системы» МИЭМ ВШЭ Алишер Юлдашов отправился по программе академической мобильности в Российско-Армянский (Славянский) университет Еревана. Организация учебного процесса, предметное наполнение программы, впечатления от жизни в столице Армении — в рассказе студента от первого лица.

«Наука интернациональна и направлена на благо всего человечества»

28–30 октября в Высшей школе экономики прошла осенняя школа “Advances in Decision Analysis”, организованная Международным центром анализа и выбора решений НИУ ВШЭ. Среди ее докладчиков — крупные российские и зарубежные исследователи, в том числе сотрудник центра, нобелевский лауреат по экономике Эрик Маскин. Профессор Фуад Алескеров, руководитель центра, а также департамента математики факультета экономических наук НИУ ВШЭ, рассказал об особенностях школы.

Цифра восстанавливает речь

Исследователи Вышки и других научных центров разрабатывают новейшие методы диагностики и лечения речевых, двигательных и когнитивных нарушений с применением цифровых технологий. Эти инструменты повышают эффективность выявления патологий и их коррекции, что существенно влияет на качество жизни пациентов и их близких. Ведущие исследователи и практикующие специалисты представили результаты своей работы на II Международном симпозиуме «Проблемы патологии речи», заключительный день которого прошел в НИУ ВШЭ.

Исследователи Центра языка и мозга НИУ ВШЭ представили новые цифровые инструменты для оценки когнитивных функций

В Центре языка и мозга НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, входящем в Институт психологии здоровья, прошел объединенный научный семинар стратегического проекта «Устойчивый мозг». Исследователи представили цифровые инструменты для оценки и коррекции речевых и когнитивных расстройств, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.

Ученые Вышки представили разработки, связанные с применением ИИ в медицине

Искусственный интеллект не заменит врача, но может стать ему отличным помощником. При этом здравоохранение нуждается в высокотехнологичных продуктах, которые способны быстро анализировать и контролировать состояние пациентов. Ученые Вышки применили ИИ для предоперационного планирования и постоперационной оценки результатов в спинальной хирургии и разработали автоматическую интеллектуальную систему для оценки биомеханики рук и ног.

В питерской Вышке открылся Институт психологии здоровья

На базе Школы социальных наук НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург начал работу Институт психологии здоровья. Это новое подразделение объединит исследователей, которые изучают поведение людей и когнитивные процессы. Под началом института также в питерской Вышке запустятся три научные лаборатории. Рассказываем, какими исследованиями займутся ученые.

Ученые Вышки предложили диагностировать тревогу и депрессию по пульсу

Группа ученых из НИУ ВШЭ научилась диагностировать тревогу и депрессию по пульсу. Оказалось, что при умственной нагрузке сердечный ритм у людей со склонностью к ментальным расстройствам отличается от ритма здоровых людей, особенно при выполнении задач повышенной сложности. Изменения можно отследить даже с помощью пульсоксиметра или умных часов. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Psychiatry.

В НИУ ВШЭ исследовали, как трансспинальная стимуляция влияет на движения человека

Команда Центра нейроэкономики и когнитивных исследований протестировала более 80 человек, чтобы выяснить, как трансспинальная стимуляция постоянным током влияет на координацию движений. В то время как при силе тока 1,5 мА моторный ответ мышцы возрастал, дальнейшее увеличение силы тока до 2,5 мА не вызывало усиления эффекта. Полученные в результате исследования данные помогут в разработке более оптимальных протоколов абилитации и реабилитации пациентов с нарушениями опорно-двигательной системы. Результаты исследования опубликованы в журнале Genes and cells.

НИУ ВШЭ открывает новую программу microdegree «Исследователь в EdTech»

Институт образования Высшей школы экономики в партнерстве с компанией Skyeng анонсировал запуск новой образовательной программы «Исследователь в EdTech: data-driven-подход для цифровых образовательных продуктов». Новый курс, призванный подготовить специалистов по комплексному анализу пользователей и рынка в сфере образовательных технологий, рассчитан на 9 месяцев и завершается присвоением microdegree.

Проект «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ отмечает пятилетие

«Зеркальные лаборатории» — одна из флагманских программ Высшей школы экономики, направленная на развитие внутрироссийских научных партнерств. За время реализации проекта было инициировано 41 научное исследование в партнерстве с 30 региональными вузами и научными организациями. К пятилетию «Зеркальных лабораторий» приурочена серия круглых столов, которые пройдут в ВШЭ 24–25 апреля.