• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Учиться — это стильно

Вчера Лаборатория Школы дизайна НИУ ВШЭ представила в Мосгордуме промежуточные итоги проекта модернизации столичных школ «Новый облик старых школ». Дизайнеры провели масштабное исследование образовательных пространств и на его основании смогли выделить ряд системных проблем и предложить пути их решения. Депутаты и приглашенные чиновники поддержали выводы Лаборатории — следующим шагом станет организация работы межведомственной группы, которая станет добиваться реализации решений по модернизации школьной инфраструктуры в Москве. 

«Несмотря на то, что школе все тяжелее конкурировать с Интернетом, телевидением, репетиторами, только школа является систематической образовательной средой, школа остается основным источником компетенций и социализации человека», — уверен ректор НИУ ВШЭ и депутат Мосгордумы Ярослав Кузьминов, — Поэтому надо повышать репутацию школы в сознании родителей и учеников». По его словам, вопрос внешнего и внутреннего оформления школьных зданий особенно актуален, так как со следующего года стартует госпрограмма по строительству новых школ (в ближайшие годы предстоит создать более 7 млн новых мест для учеников). «Мы сможем предложить новые здания 10% школ, но как же быть остальным 90% школ, которые строились еще в старой — «командной» эстетике? — рассуждает ректор, — Школа дизайна совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ подхватила эту идею и доказала, что возможно изменить среду, не перестраивая здания, а с помощью цвета, набора мебели, с учетом концепции свободного, открытого для учащихся пространства, и при этом с минимальными финансовыми затратами».

«Если нет бюджета на то, чтобы построить каждому школу его мечты, то почему бы не начать с брендинга? — предложила замруководителя Лаборатории дизайна Наталья Логутова, — Ведь школа — это самый важный бренд, который случился с человеком в начале жизни». В этой логике Лаборатория предложила школам «Конструктор брендинга» — модель, с помощью которой любая школа сможет легко и без серьезного урона бюджету создать собственный уникальный фирменный стиль, который впоследствии может находить отражение не только в логотипе школы, официальных документах, полиграфии, но и в оформлении интерьеров здания или, например, сувенирной продукции. Собственная айдентика школы играет не только на улучшение имиджа и повышение узнаваемости школы, но и решает вопросы внутренней навигации и зонирования, а что самое главное — создает у учеников и учителей ощущение стильного и при этом комфортного окружения.

«Выбор «геральдической» модели за основу построения динамических брендов школ помимо поддержания традиций, замеченных и в российском и в мировом опыте работы с айдентикой образования, несет в себе и очень важный для детской аудитории элемент стратегической игры — это осмысление идентичности и построение собственной детской страны», — объясняет руководитель Школы дизайна и Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ Арсений Мещеряков.

«Конструктор брендинга» — лишь одно из возможных решений в области дизайна школ, однако для реализации выдвинутых предложений еще предстоит решить ряд острых проблем, с которыми столкнулись сотрудники Лаборатории во время работы над проектом. Во-первых, недостаточно развит диалог между заказчиками нового пространства (сотрудниками, учениками школы) и исполнителями (дизайнерами, архитекторами). Поэтому нередки случаи, когда учителям некомфортно работать в новых условиях, и они пытаются вернуться к предыдущему состоянию, или наоборот — учителя понимают необходимость перемен, но не знают, к кому обратиться, и занимаются «творческой самодеятельностью», что, конечно, не приносит удачного результата. Во-вторых, загвоздка часто состоит в официальных документах — нормативах и СанПиНах, которые давно устарели, и если не запрещают изменения напрямую, то и не раскрывают возможные варианты. Таким образом, образуется «серая» зона, и директор, решившийся на новый дизайн, сознательно идет на большой риск — и хотя таких «героев» в последнее время становится все больше, они до сих пор скорее исключения, чем правило. Еще одно существенное ограничение, которое отметили сотрудники Лаборатории дизайна, — отсутствии соответствующей статьи в бюджете школ. «При условии внесения изменений в законодательство и создания понятного механизма финансирования дизайн-проектов, в том числе, с возможностью использования бюджетных средств, можно ожидать большого спроса со стороны наиболее активных и продвинутых директоров, а за ними подтянутся и все остальные», — уверена Наталья Логутова.

Замдиректора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Ирина Петрунина согласилась, что хотя новые школы открываются постоянно, «не всегда хватает профессионального дизайнерского опыта, чтобы оформить помещение». Она также отметила, что возможно создание «ряда решений, который можно учесть или предложить школам на федеральном уровне». По итогам заседания было решено создать межведомственную рабочую группу и продолжить обсуждение на более высоком уровне. 

Вам также может быть интересно:

Презентация научного журнала Школы дизайна ВШЭ состоится в HSE CREATIVE HUB

15 мая в пространстве HSE CREATIVE HUB пройдет встреча с редакционной командой электронного научного Журнала ВШЭ по искусству и дизайну / HSE University Journal of Art & Design, первый выпуск которого вышел в марте 2024 года. Также состоится презентация еще одного проекта — первого выпуска коллекционного печатного приложения ART. В первом номере журнала опубликованы научные работы по самым разным тематикам — от ренессансной культуры до американских комиксов 1950-х гг., а главной темой печатного приложения стала Россия ХХ века.

Вышка и авиакомпания «Победа» запустили совместный конкурс

Школа дизайна Вышки совместно с авиакомпанией «Победа» объявили о старте конкурса на создание нового дизайна униформы для бортпроводников и представителей авиакомпании. Свой талант смогут проявить молодые профессиональные дизайнеры, а также студенты от 18 лет, обучающиеся в российских вузах на очных и заочных программах по направлению «Дизайн и мода».

Вышка и TJ Collection создали музей цифровой моды

В рамках дисциплины «Ивент-интеграции в Metaverse и гибридные мероприятия» студенты бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» и команда дизайнеров TJ Collection создали музей в метавселенной Spatial. Пространство посвящено тридцатилетию бренда. В экспозиции представлены fashion-тренды последних десятилетий, а само пространство напоминает работу архитектора Жана Нувеля — Лувр Абу-Даби.

Наука + трансмедиа: в Вышке состоялась выставка «Лаборатория ArtMedia&Science»

В начале апреля в корпусе НИУ ВШЭ на Покровском бульваре прошла выставка «Лаборатория ArtMedia&Science». Здесь можно было узнать подробности создания экспонатов и получить информацию об их авторах, а также посмотреть видеоэссе «Пространство соучастия. На пороге нейросетевой революции: искренние коммуникации, креативные практики и искусственный интеллект».

Дизайнеры и издатели: Вышка на книжной ярмарке non/fictio№

С 4 по 7 апреля в Гостином Дворе проходит ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№. Школа дизайна НИУ ВШЭ приглашает на свои стенды и на публичные дискуссии, посвященные актуальным вопросам, стоящим перед практиками книжной индустрии и читателями. Также в ярмарке принимает участие Издательский дом ВШЭ, который представит свои новинки.

Студенты Школы дизайна ВШЭ представят перформанс в театре «Практика»

26 марта факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ покажет новую работу в рамках сотрудничества с театром «Практика». Студенты 1-го курса профиля «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс» Школы дизайна подготовили перформативную программу к спектаклю «Кровоизлияние в МОСХ», поставленному «Практикой» по пьесе Алексея Житковского.

«Форма здания несет вспомогательную роль, главное — его содержание»

Дизайн среды формирует реальность вокруг человека. Это внешний вид пространств, зданий, объектов, которые нас окружают. Что происходит в этой области сегодня? Что нас ждёт в будущем? И как этому обучать? Об этом и многом другом — в интервью с руководителем направления «Дизайн среды» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Борисом Бернаскони.

Выставка Школы дизайна НИУ ВШЭ — Нижний Новгород в «Рекорде» откроется 12 марта

Бакалавры 1-го курса профиля «Коммуникационный дизайн» нижегородской Школы дизайна ВШЭ представят свои работы 12 марта в Центре культуры «Рекорд». Креативные проекты студенты разрабатывали в течение второго модуля обучения, который предполагает создание двух и более серий шрифтовых и графических плакатов. Кроме того, каждому обучающемуся необходимо было придумать персонажа, который смог бы стать олицетворением их концепта.

«На языке дизайна»: открытые лекции Школы дизайна Вышки

Зимний сезон лекций посвящен главной и базовой теме, с которой началась Школа дизайна ВШЭ 11 лет назад — коммуникационный дизайн. Также слушатели смогут узнать больше об онлайн-бакалавриате школы. Лекции с кураторами профилей — топовыми представителями индустрии — будут выходить каждую среду февраля в 18:00 на Youtube-канале Школы дизайна.

FASHION FUTURES: конкурс для дизайнеров от Школы дизайна НИУ ВШЭ

Школа дизайна НИУ ВШЭ объявляет о старте новой инициативы, направленной на поддержку талантов и предпринимательства в области моды. FASHION FUTURES — это открытый конкурс, в котором могут принять участие начинающие дизайнеры и предприниматели; это платформа, где молодые бренды могут показывать свои работы и получать фидбек от экспертов модной индустрии; и это событие, где работы победителей будут представлены профессиональному сообществу. Прием заявок продлится по 4 марта.