Закон «Об образовании в РФ» ругают те, кто его не читал
24 января депутат Госдумы Александр Дегтярев прочитал в Институте образования ВШЭ лекцию на тему «Формирование институциональной основы современной политики модернизации российского образования».
Александр Дегтярев |
В своей лекции Александр Дегтярев охарактеризовал ситуацию в российском образовании и рассказал, как проходила доработка закона в 2012 году.
Какие вызовы стоят перед российским образованием? Это, прежде всего, демографическая ситуация. В 1990-е годы рождаемость была низкой, и сейчас в вузах, особенно инженерных, не хватает хороших абитуриентов, а в детских садах — наоборот, недостаток мест, ведь рождаемость в 2000-е годы выросла.
Другой вызов — необходимость воспитания патриотизма у молодого поколения. Здесь можно перенять опыт американцев, которые каждый день, проснувшись утром и засыпая вечером, повторяют, что США — самая великая страна в мире.
Построение инновационной экономики требует подготовленных инженеров, которые создавали бы инновационный продукт, и улучшение качества подготовки инженеров — одна из миссий государства. А вот подготовка квалифицированных рабочих кадров, по мнению Александра Дегтярева, должна полностью находиться в ведении корпораций. Рабочих нужно готовить за их счет, а не за счет государства. Но эту норму не удалось внести в закон «Об образовании в РФ» ни в 1992 году, ни в 2012 году, в результате частный бизнес, «скинув непроизводственные активы», получает готовые кадры от государства.
Подготовка квалифицированных рабочих кадров, по мнению Александра Дегтярева, должна полностью находиться в ведении корпораций.
Как на эти и другие вызовы реагируют государство, общество и личность? Государство создает правила игры — институциональное поле, и здесь особенно важен пакет указов президента, подписанных в мае 2012 года сразу после инаугурации. Закон «Об образовании в РФ» — еще один ответ государства на вызовы. Александр Дегтярев также считает необходимым подготовить национальную доктрину образования: работа в этом направлении уже ведется.
Закон «Об образовании в РФ», отметил депутат, не «спущен сверху вниз» от государства, это по-настоящему народный закон. «У меня в кабинете лежало более 50 тысяч писем, под которыми подписались более полумиллиона человек, с рекомендациями, предложениями, требованиями к нормам закона, — рассказал он. — Это и есть краудсорсинг — одна из форм непрофессионального участия больших коллективов в решении профессиональных задач». Получившийся закон, который писали и домохозяйки, и академики, — результат консолидации усилий гражданского общества. Не случайно в нем появились нормы, гарантирующие открытость образовательных организаций для общества и возможность общественного контроля за ними.
Один из ответов на вызовы времени — реализация идеи частно-государственного партнерства в образовании. Но здесь дела обстоят непросто. Если General Motors инвестирует в Массачусетский технологический институт миллиарды долларов и тем самым реализует свою политику, у нас Владимир Потанин стал строить Олимпийский университет в Сочи только после того, как его об этом попросил президент страны. Вместо того чтобы ворчать, каких плохих специалистов выпускают вузы, работодатели должны повернуться лицом к высшей школе — работать со студентами, создавать лаборатории, участвовать в формировании профессиональных и образовательных стандартов.
Что касается ответов личности на вызовы, то каждый из нас, от студента до министра, должен генерировать идеи и формировать новое мышление. Например, если каждый педагог будет уделять проблеме формирования патриотизма несколько минут на каждой лекции, будь то физика или лирика, то студенты рано или поздно проникнутся осознанием того, что они часть великого государства.
Александр Дегтярев выделил четыре тренда, которые нужно учитывать при анализе развития образования. Это массовизация высшего образования (пусть оно будет даже у охранников — ничего плохого в этом нет), интернационализация (в мире идет борьба за таланты), турбулентность мировой экономики (развитие техники и технологий не отменяет кризисы) и цифровая революция («моей младшей дочке 4,5 года, но она разбирается в компьютере почти как я»).
Одна из инноваций, вызвавших дискуссии, — отказ от начального профессионального образования.
Интегрированный закон «Об образовании в РФ» решает триединую задачу: сохранение конституционных прав граждан на образование, обеспечение социальных и профессиональных гарантий педагогам и обучающимся, введение различных новшеств.
Закон 1992 года претерпел столько изменений и дополнений, что стал нечитаемым и неработающим — даже опытные юристы терялись в бесконечном количестве подзаконных актов и дополнений. После того как «лоскутное одеяло заменили одним покрывалом» — одним всеобъемлющим законом, понадобилось внести поправки в 160 федеральных законов, 150 постановлений правительства и 100 указов президента. Из 1670 поправок, внесенных субъектами законодательной инициативы, были приняты 575. В доработке закона принимали участие депутаты всех фракций вне зависимости от политических взглядов.
Авторы закона постарались учесть все позитивное, что было наработано за последние 20 лет реформ, при этом закон является инновационным, это «закон-форсайт»: он описывает будущее таким, каким мы его видим, и дает инструменты для его достижения.
Одна из инноваций, вызвавших дискуссии, — отказ от начального профессионального образования. «Мы получили немало писем с вопросами, куда вы дели ПТУ, ведь это заслуга советской системы образования! — рассказал Александр Дегтярев. — Но ведь ПТУ деградировали, и мы не смогли их «вытащить», а нам нужны рабочие с новыми знаниями и компетенциями». Есть и другой аспект — имидж ПТУ в обществе: и учителя, и родители пугали нерадивых учеников тем, что им придется идти в ПТУ, и тем самым было создано неуважительное отношение к рабочей профессии. Но мы должны были «всем обществом переломить негативную тенденцию», и теперь рабочих будут готовить по программам среднего профессионального образования.
В новом законе также важны статьи о статусе педагогических работников, обязательствах государства по сопровождению одаренных детей, инклюзивном образовании, педагогической экспертизе, сетевом взаимодействии. Законодательное обеспечение системы образования приведено в соответствие с требованиями времени. По мнению Александра Дегтярева, те, кто ругает закон, просто его не читали.
Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
В питерской Вышке открылся Институт психологии здоровья
На базе Школы социальных наук НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург начал работу Институт психологии здоровья. Это новое подразделение объединит исследователей, которые изучают поведение людей и когнитивные процессы. Под началом института также в питерской Вышке запустятся три научные лаборатории. Рассказываем, какими исследованиями займутся ученые.
НИУ ВШЭ открывает новую программу microdegree «Исследователь в EdTech»
Институт образования Высшей школы экономики в партнерстве с компанией Skyeng анонсировал запуск новой образовательной программы «Исследователь в EdTech: data-driven-подход для цифровых образовательных продуктов». Новый курс, призванный подготовить специалистов по комплексному анализу пользователей и рынка в сфере образовательных технологий, рассчитан на 9 месяцев и завершается присвоением microdegree.
Питерская Вышка выходит на международный рынок профессионального образования
НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург впервые познакомил международных партнеров с программами дополнительного профессионального образования (ДПО), которые реализуются в университете. Презентация прошла в рамках визита представителей Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) университета в Индию.
НИУ ВШЭ запускает 12 новых программ высшего образования в формате онлайн
Высшая школа экономики открывает новые онлайн-программы по маркетингу, праву, ИТ, психологии и другим направлениям. С 1 апреля для поступления стали доступны 10 магистерских программ, а с 14 июня запустятся 2 новые программы онлайн-бакалавриата. Всего в НИУ ВШЭ в 2024 году открыт набор на 33 программы бакалавриата и магистратуры в формате онлайн.
Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО
Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.
НИУ ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов цифровой экономики
Высшая школа экономики заняла 2-е место в новом рейтинге вузов цифровой экономики по Москве и Санкт-Петербургу за 2023 год, уступив лишь МГТУ им. Баумана. НИУ ВШЭ обошел профильные ИТ-университеты — МФТИ (3-е место) и ИТМО (5-е место), — а также МГУ (4-е место).
НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральный университет запустили олимпиаду по промышленному программированию для школьников
НИУ ВШЭ совместно с «Тинькофф» и Центральным университетом объявили о проведении первой в России олимпиады по промышленному программированию для старшеклассников — PROD. Ее участники не просто решают теоретические задачи, а работают над реальными бизнес-кейсами из ИТ. Такой формат позволяет полностью погрузиться в профессию разработчика до поступления в вуз.
ВШЭ запустила маркетплейс ДПО
Высшая школа экономики запустила инновационный цифровой проект — маркетплейс дополнительного профессионального образования. Сейчас на витрине маркетплейса размещены более 700 программ ДПО Вышки, в дальнейшем планируется привлечение программ ДПО других российских вузов.
НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге
Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.
Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»
Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».