Искусственный интеллект: «поход в качалку для мозга»
На днях в Вышке состоялось очередное заседание дискуссионного клуба «Самовар», главной темой которого на этот раз стал искусственный интеллект. Вместе с руководителем департамента больших данных и информационного поиска, доцентом факультета компьютерных наук ВШЭ Евгением Соколовым и директором по связям с общественностью НИУ ВШЭ, модератором встречи Романом Левковичем участники разбирались в том, что такое ИИ, что он умеет, чему и как быстро учится и зачем нам всем нужно об этом знать.
В начале встречи Роман Левкович попросил Евгения Соколова рассказать немного об истории создания искусственного интеллекта и о том, чем ИИ отличается от машинного обучения. «Термин “искусственный интеллект” возник, наверное, в 40–50-е годы, когда разные сложные задачи — распознавание речи и изображений, написание текстов — люди пытались решить с помощью несложных алгоритмов и экспертных систем. Подходы не сработали. Вокруг понятия ИИ возникла негативная аура, и оно надолго выпало из оборота. В районе 90-х стала набирать популярность идея извлечения алгоритмов из данных — то есть в некотором смысле подстройки алгоритмов под конкретные примеры. С помощью такого подхода стало удаваться решать сложные задачи. Тогда это называли машинным обучением, а примерно 7 лет назад стали снова называть это искусственным интеллектом», — объяснил Евгений Соколов.
После экскурса в историю перешли к практической части — обсуждению амплуа ИИ и того, как им пользуются интернет-компании, платформы электронной коммерции и банки. Участники «Самовара» задавали вопросы в рамках своих дисциплин. А поскольку в зале были математики, географы, юристы, представители компьютерных наук и административные работники НИУ ВШЭ, спектр тем получился довольно широкий. В ходе дискуссии поговорили о возможности строить с помощью ИИ карты и разрабатывать программы для сложных интеллектуальных игр, об использовании смарт-контрактов для автоматизации функций работодателя и работника, о критериях, разграничивающих интеллектуальную деятельность нейросети и творческий вклад человека.
Обсудили и главный вопрос — сможет ли ИИ заменить на рабочем месте человека, например журналиста? По мнению эксперта, существует несколько заповедных областей, где ноги ИИ пока точно не было. Например, он еще не совершил ни одного научного открытия. Также совершенно непонятно, могут ли генеративные модели заниматься целеполаганием. Постановка задач и изобретение всего нового пока целиком и полностью удел человека. Но чтобы быть всегда на шаг впереди, человек должен учиться. В том числе учиться работать с ИИ.
Преподавателей, которых на встрече было большинство, не могла не интересовать тема присутствия ИИ в образовательном процессе. «Что касается обучения студентов в области искусственного интеллекта, в Вышке давно решено, что цифровая грамотность, программирование и основы ИИ должны быть включены в учебный план всех студентов бакалавриата», — определил позицию университета Евгений Соколов. А также заметил, что лично он не против, если студенты будут использовать современные генеративные инструменты по назначению. Например, ИИ может облегчить жизнь студенту, сделав краткий пересказ статей, которые необходимо прочитать. В диалоге с моделью можно изучать какие-то предметы и в принципе использовать ее для упрощения работы. Главное, чтобы студент не просто сгенерировал код для решения задачи, а проанализировал результаты, представил глубокие выводы на защите и ответил на каверзные вопросы.
Возможно, это будет новой главой в университетской системе оценивания. Вместо традиционного эссе — прямой диалог «студент — преподаватель». Не зря же в помощь преподавателям и административным работникам НИУ ВШЭ в этом году стартовал цикл курсов повышения квалификации, посвященных принципам работы искусственного интеллекта. Среди них есть обзорный курс, состоящий из нескольких вебинаров, рассказывающих, что такое ИИ, как работает, какие существуют генеративные инструменты, плюс мастер-классы по промпт-инжинирингу. Есть курсы более сложные, где идет построение моделей машинного обучения в no-code-инструментах или с помощью Python. Есть курсы для административных сотрудников, где они учатся более эффективно пользоваться различными инструментами и знакомятся с Python для автоматизации рутинных задач. Обучение уже прошли более 300 вышкинцев. И это только начало — в будущем эту цифру планируется увеличить в разы.
На вопрос, стоит ли тратить время на изучение Python, Евгений Соколов уверенно ответил: «Стоит. Даже если написание базовых программ будет автоматизировано, изучение Python или другого языка программирования имеет педагогическую функцию. Ты начинаешь более алгоритмично мыслить, быстрее соображать. То есть здесь есть вторичная выгода, которая точно вам понравится. Рассматривайте изучение Python не просто как узнавание полезного инструмента, а как поход в качалку для мозга. Если правильно настроиться, получите удовольствие».
Вам также может быть интересно:
Исследователи из ВШЭ разработали Python-библиотеку для анализа данных движений глаз
Исследовательская группа из Высшей школы экономики разработала Python-библиотеку EyeFeatures, предназначенную для анализа и моделирования данных движений глаз. Инструмент призван облегчить работу ученых и разработчиков, предоставляя им возможность эффективно обрабатывать сложные данные и строить предсказательные модели.
Достижения Вышки в сфере ИИ представили на AIJ
На площадке международной конференции AI Journey состоялась сессия под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко, посвященная достижениям российских исследовательских центров в области искусственного интеллекта. Руководитель Центра ИИ ВШЭ Алексей Масютин представил ключевые разработки исследователей центра.
Фантастика vs реальность: ВШЭ и Евразийский НОЦ обучили преподавателей Башкортостана работе с ИИ
В начале ноября в Уфе состоялось обучение по программе повышения квалификации «Искусственный интеллект и его применение в научных исследованиях» для преподавателей и ученых Республики Башкортостан. Организаторами программы выступили Центр непрерывного образования ФКН НИУ ВШЭ и Евразийский научно-образовательный центр. Обучение было реализовано в сетевой форме по трем направлениям: гуманитарному, естественно-научному и техническому.
Искусственная революция: как ИИ меняет образование
Искусственный интеллект стремительно ворвался в образовательное пространство и стал помощником и напарником студентов и преподавателей. Сегодня владение ИИ-инструментами становится универсальной компетенцией и требует от педагогов освоения новых навыков и подходов как к учебному процессу, так и к оцениванию успехов студентов.
Ученые НИУ ВШЭ признаны лидерами в сфере развития ИИ
В рамках международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey наградили победителей Национальной премии «Лидеры ИИ — 2024». Лауреатами стали Сергей Самсонов, научный сотрудник Международной лаборатории стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН ВШЭ, и Елена Тутубалина из Института искусственного интеллекта AIRI и Научно-учебной лаборатории моделей и методов вычислительной прагматики ФКН ВШЭ. Еще один ученый Вышки стал финалистом премии.
Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира
Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.