В Школе дизайна научат превращать фотографию из хобби в профессию
Иван Скориков
Фэшн-фотограф, автор фотопроектов для Google, Porsche, Sony, Audi и куратор нового профиля «Дизайн и фотография» Иван Скориков — о том, чем отличается обладатель популярного Инстаграма от профессионального фотографа, как создать впечатляющее портфолио и познакомиться с будущим работодателем прямо на зачете.
Современность
Фотография всегда изучается в контексте современности, но никогда нельзя сказать, потеряет нынешний формат фотографии актуальность через 10 лет или нет. Как и в моде, и в других искусствах, в фотографии всегда присутствует цикличность. Тенденции могут перестать быть актуальными, но вернутся снова через 50, 100 или 200 лет — и так до бесконечности. А задача фотографа — обладая техникой, продюсерским мышлением и определенными навыками, адаптироваться к девиациям этого вида искусства. Мы уверены, что для настоящего профессионала важно получить и навыки работы с компьютерными программами и развиваться в среде дизайна. Быть современным фотографом и не ориентироваться в дизайне, например, работая в журнале, не знать, как верстается разворот с фото и полоса — попросту недопустимо.
Цифра vs. аналог
Наша программа построена на основе освоения самых современных технологий. У нас есть одна фотостудия и строится вторая, где будет куча замечательного света и последние модели фотоаппаратов.
Основной упор в обучении мы будем делать на «цифру», но я уверен, что найдутся студенты, которые любят пленку — это допускается, но скорее всего вне программы. Человека, снимающего на пленку, мы поддержим, обучим, объясним, если он что-то не понимает. Но в условиях коммерческой работы пленка совершенно не актуальна. Возьмем журнал — 15 лет назад, когда все снимали на пленку, за три недели до выхода статьи фотограф делал съемку, три дня проявлял фотографии, потом приносил в редакцию, фотографии утверждали, и дизайнеры работали с ними дальше. Появление цифры невероятно сократило сроки работы фотографа и упростило работу издания — теперь фотографии можно сдать за один день до выхода материала. Современные издания не готовы ждать. Так же как и рекламщики, с которыми фотограф чаще всего работает.
Сейчас фотография — очень массовое увлечение, и случайные люди, бывает, делают шедевры, но, выстрелив раз, не могут этого повторить. Профессионал же точно знает, как добиться высокого качества каждый раз
Ребята обязательно будут обучаться программам фоторедактуры — без них сейчас нельзя. Технически ты можешь экспериментировать, снимать на пленку, что очень романтично, но владение цифровой обработкой всегда пойдет в плюс, это значительно ускоряет работу. Но опять-таки фотоиндустрия меняется, и через несколько лет у нее могут появиться «винтажные» предпочтения — так что нужно быть во всеоружии.
Глянец vs. Инстаграм
Вообще, профессиональный фотограф — это тот, кто зарабатывает фотографией. С другой стороны, его характеризует постоянный и предсказуемый результат — то есть он всегда может справиться с поставленной задачей, у него есть определенная система работы и некая осознанность. Сейчас фотография — очень массовое увлечение, и случайные люди, бывает, делают шедевры, но, выстрелив раз, не могут этого повторить. Профессионал же точно знает, как добиться высокого качества каждый раз.
Сам себе продюсер
Я преподаю в паре с Кристиной Медведевой, она продюсер и, соответственно, будет учить фотографов продюсированию. Иногда фотограф работает в большой команде, иногда — самостоятельно, а значит, должен выступать и продюсером, и стилистом, поэтому отдельный блок учебной программы будет посвящен подготовке съемки: переложению идеи в сценарий, сбору референсов и реализации собственного проекта. Сейчас в работе с референсами и образами дизайнеры сравнялись с фотографами — они собирают мудборд под определенную задачу и создают прототип реального кейса, которым в фотографии, как правило, является реклама. Кстати, скоро у нас заработает собственная выставочная площадка, где студенты смогут делать инсталляции, быть постоянно открытыми для внешних просмотров и работать в качестве кураторов выставок.
Фотограф на рынке
Рынок фотографии, с одной стороны, переполнен. Но с другой стороны, действительно крепких профессионалов относительно немного в соотношении с огромным количеством любителей, которые все равно в какой-то момент конкуренции «отваливаются». Умение уверенно конкурировать — это тоже профессионализм, который приобретается по мере получения знаний и опыта.
Фотограф — такая профессия, где очень важна коммуникабельность , нужно уметь работать в команде и грамотно общаться с заказчиком. Во многом трудоустройство зависит от вашей общительности и правильного выбора специализации. Навыки коммуникации мы тоже прививаем — у нас в Школе над проектами ребята с разных профилей часто работают вместе: графические дизайнеры, фэшн-дизайнеры, фотографы, иллюстраторы. Это не только дает представление о том, как все устроено во «взрослом» мире», но уже в университете формирует команды, которые могут развиться в крепкие творческие комьюнити. Например, так происходит во ВГИКе — ребята разных специализаций делают кино сообща, и уже из института выходят готовой командой.
Свадьба+
Сейчас очень много фотографов, которые снимают весь спектр фотографий, какой только может быть: свадьбы, рекламу, корпоративы, что, конечно, не сказывается положительно на профессионализме. Снимать круто все на свете невозможно, поэтому важно выбрать определенную специализацию, в которой ты развиваешься, или привязаться к своей индивидуальной стилистике, которую можно выработать за четыре года. Это может быть даже видео, а не фотосъемка. Наша программа, особенно кураторская часть, хороша интерактивной работой — я и Кристина занимаемся тем, что вместе с ребятами ищем то, что они действительно полюбят, в чем смогут раскрыться, очень мягко подталкиваем их к правильному выбору стилистики. За время учебы студенты смогут сформироваться как профессионалы со своим уникальным художественным почерком.
Экскурсия в реальность
Первый год ребята проходят историю искусств, графический дизайн, скетчинг, арт-практику, очень большое внимание уделяется развитию дизайн-навыков. На втором курсе они будут сами себе ставить задачи и становиться все более самостоятельными. С третьего курса студенты будут работать с реальными кейсами и заказчиками: например, фэшн-журналами, рекламными студиями, также проекты им будет поставлять наша «Лаборатория дизайна». Кроме того, мы всегда «за», если студент самостоятельно найдет проект «на стороне» — мы поможем его реализовать. Важная часть обучения — создание сети профессиональных контактов, это будет происходить на зачетах-просмотрах. Мы будем приглашать на экзамены известных фотографов, редакторов журналов, людей из арт-индустрии, чтобы они не только помогали в оценке работ, но и знакомились со своими будущими кадрами.
Портфолио прилагаю
Портфолио — лицо фотографа. Его можно собрать правильно только тогда, когда человек выбрал свою специализацию и нашел почерк. Если ты владеешь профессией, то можешь снять все — человека, натюрморт, одежду, репортаж — это будет профессионально, но не что-то выдающееся. Поэтому так важно найти собственную стилистику, которая раскроет вас как уникального специалиста на рынке, также важно за время учебы вырастить себя для рынка как бренд. Кстати, все портфолио студенты Школы дизайна формируют на сайте школы, и при желании могут открыть к ним доступ работодателю.
Как поступить на профиль
Как и для других профилей, для «Дизайна и фотографии» абитуриент должен сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе, а на экзамен в Школу дизайна принести свой творческий проект, состоящий из двух частей. Во-первых, необходимо сделать серию фотографий, фотоколлажей или рекламных полос, содержащих собственные фотографии, на свободную тему. В дополнение к этому нужно представить фотовыставку: сделать подборку 6-12 фотографий (не менее шести различных авторов), объединенных стилистическим или концептуальным содержанием. Здесь важна кураторская работа, то есть сама концепция. По этому критерию мы будем оценивать творческий потенциал и видение абитуриента. Это не менее важно, чем собственные фотоработы поступающего, потому что так можно увидеть его склонности, интересы и потенциал. Если человек принесет фотографии авторов с мировой известностью как беспроигрышный вариант, то жюри будет зевать, а за Аведона и Ньютона придется отвечать втройне.
Медведева Кристина Игоревна
Учебный мастер Школы дизайна
Скориков Иван Андреевич
Куратор профиля «Дизайн и фотография»
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ запускает серию хакатонов с брендами
1 и 8 декабря Школа дизайна Вышки организует два хакатона. На первом предлагается создать витрину для чайного бренда «Травки». На втором — разработать айдентику для вымышленного сериала на «Кинопоиске». В интенсивах могут принять участие студенты Высшей школы экономики и все желающие, освоившие курс коммуникационного дизайна.
«Яндекс Образование» и НИУ ВШЭ открыли выставку плакатов
В Яндекс Музее открывается экспозиция работ студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ «Как(ое) образование изменит мир?». Специально для конференции «Яндекса», посвященной образованию, — Yet another Conference on Education 2024 — учащиеся Лаборатории плаката ВШЭ под кураторством Юрия Гулитова создавали постеры с вопросами о будущем образования, месте человека и технологий в нем.
Школа дизайна НИУ ВШЭ представила работы на ярмарке Cosmoscow
В конце октября состоялось открытие 12-й Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, в которой приняли участие три выпускницы Школы дизайна НИУ ВШЭ: Анна Знаменская, Лена Власова и Марина Батылина. В экспозиции стенда HSE ART GALLERY были представлены такие виды искусства, как живопись, керамика и графика.
Работы выпускниц Вышки — на ярмарке Cosmoscow 2024
С 25 по 27 октября в «Тимирязев Центре» пройдет 12-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Как обычно, участие в ней примет HSE ART GALLERY. Галерея представит новые работы трех выпускниц Школы дизайна НИУ ВШЭ: Анны Знаменской, Лены Власовой и Марины Батылиной. Живопись, керамика, графика — все проекты можно будет увидеть на стенде ВШЭ.
«Всё всегда и сразу»: первая выставка HSE ART GALLERY на Винзаводе
По 30 июня продлится первая выставка HSE ART GALLERY в новой локации — в Центре современного искусства Винзавод. Экспозиция состоит из работ более 50 студентов и выпускников трех направлений Школы дизайна НИУ ВШЭ: «Современное искусство», «Мода» и «Предметный дизайн». Выставка представляет панораму поколения двадцатилетних — первой генерации, родившейся и полностью сформировавшейся в новом тысячелетии.
Восьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN — с новыми номинациями
Международный онлайн-конкурс HSE CREATIVE OPEN на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ открывает летний сезон с новым набором номинаций: «Визуальные исследования», «Гейм-дизайн», «Моушн-дизайн», «Плакат», «Цифровой продукт». Конкурс был запущен в 2022 году и за первый год собрал больше 1500 работ. Его цель — объединить идеи по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов. Прием работ — до 2 июля.
«Сквозь зеркало и обратно»: выставка Школы дизайна ВШЭ в «Архангельском»
С 23 мая по 28 июля 2024 года в Ботанических оранжереях Музея-заповедника «Архангельское» пройдет выставка «Сквозь зеркало и обратно» — новый совместный проект Школы дизайна НИУ ВШЭ и музея. Его главной темой стали отражения — в прямом и переносном смысле. Участники выставки — студенты различных направлений и профилей Школы дизайна: «Современного искусства», «Анимации и иллюстрации», «Коммуникационного дизайна» и других.
Презентация научного журнала Школы дизайна ВШЭ состоится в HSE CREATIVE HUB
15 мая в пространстве HSE CREATIVE HUB пройдет встреча с редакционной командой электронного научного Журнала ВШЭ по искусству и дизайну / HSE University Journal of Art & Design, первый выпуск которого вышел в марте 2024 года. Также состоится презентация еще одного проекта — первого выпуска коллекционного печатного приложения ART. В первом номере журнала опубликованы научные работы по самым разным тематикам — от ренессансной культуры до американских комиксов 1950-х гг., а главной темой печатного приложения стала Россия ХХ века.
Вышка и авиакомпания «Победа» запустили совместный конкурс
Школа дизайна Вышки совместно с авиакомпанией «Победа» объявили о старте конкурса на создание нового дизайна униформы для бортпроводников и представителей авиакомпании. Свой талант смогут проявить молодые профессиональные дизайнеры, а также студенты от 18 лет, обучающиеся в российских вузах на очных и заочных программах по направлению «Дизайн и мода».
Вышка и TJ Collection создали музей цифровой моды
В рамках дисциплины «Ивент-интеграции в Metaverse и гибридные мероприятия» студенты бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» и команда дизайнеров TJ Collection создали музей в метавселенной Spatial. Пространство посвящено тридцатилетию бренда. В экспозиции представлены fashion-тренды последних десятилетий, а само пространство напоминает работу архитектора Жана Нувеля — Лувр Абу-Даби.