«Художник может соединять все со всем»
Мультимедийный художник, куратор профиля «Дизайн и современное искусство» Протей Темен — о том, есть ли искусство после Пикассо, какая связь между холстом и программированием, как художнику презентовать себя и каких специалистов ждет рынок актуального искусства.
Как возник новый профиль?
Мы с Арсением Мещеряковым несколько лет обсуждали проект запуска профиля, связанного с современным искусством. Концепция наконец созрела, — и теперь мы открываем профиль «Дизайн и современное искусство».
Уже со второго курса студенты смогут либо углубиться в актуальное искусство, либо в более традиционные практики. В рамках специализации, связанной с актуальным искусством, ребята будут заниматься мультимедийными проектами, новыми технологиями и использовать наработки современного искусства, а во втором направлении — «Изобразительное искусство» — больше внимания будет уделено более традиционным практикам, живописи и графике.
Первый год станет активной подготовкой «с нуля» к тому, чтобы на втором курсе сделать свой собственный выбор. За первый год студенты реализуют четыре больших проекта, научатся вести длительные проекты, узнают, как работает концептуальный подход, и освоят цифровые средства разработки. Это позволит им приблизиться к более узкому пониманию профессии.
Почему мы
В Москве школы современного искусства существуют скорее как второе высшее образование, куда нужно приходить с определенным багажом и практикой. А мы — государственный университет, мы ждем 17-летних ребят, только что окончивших школу, и не претендуем на мгновенное смещение мировоззрения, а скорее готовим к выходу в контекст, рассказываем, объясняем. Студент получает полноценное комплексное образование, осваивает профессию с чистого листа. Уже на первом курсе он получает набор необходимых дизайн-инструментов: трехмерную графику, верстку, анимацию, проектирование пространства — это будет главной составляющей программы, что на самом деле большая редкость, хотя в современных практиках художнику они очень могут помочь в работе. Формат практических заданий будет непосредственно связан с параллельным изучением истории искусств ХХ–ХХI веков.
Протей Темен на занятии со студентами
Понять современное искусство
У большинства школьников история искусства заканчивается на Пикассо. Поэтому мы делаем акцент на истории искусств и арт-практике, на этих предметах студент ознакомится с контекстом и вопросами современного искусства, узнает, чем оно отличается от модернизма, поймет, как читать работы современных художников, а также изучит смысловое поле, в котором ему предстоит работать. Арт-практику будут вести мои хорошие друзья, кураторы и искусствоведы Саша Журавлев и Алина Глазун. Они реализуют со студентами проекты, связанные с аналоговыми инструментами. Таким образом, студент сможет за первый год получить достаточно широкий спектр навыков, понять, что ему ближе: кто-то уйдет в графику, кто-то выберет видео, но все без исключения уже получат навык работы с технологической стороной творческого процесса через определенный набор заданий.
В современном искусстве многое происходит на пересечении технологических вещей
Наша задача — сформировать у студента образ современной культуры со всех сторон: моды, среды, дизайна, искусства, а главное — обозначить основы синтетической профессии, где человеку нужно соединить и мысль, и навык.
Цифровые практики
В качестве куратора я буду заниматься всеми четырьмя проектами первого курса, начиная с того, на котором мы освоим понимание сути проекта — например, планирование инсталляции, пусть для начала и в виртуальной среде. В современном искусстве многое происходит на пересечении технологических вещей, художники занимаются проектами в мире постинтернета, используя цифровые практики, поэтому планирование выставки в виртуальной среде, такой как Panther Modern, для студента уже не эксперимент, а реальная практика. Исходя из личного интереса людей, которых мы ожидаем увидеть, мы и выбирали программу с учетом технологических трендов в искусстве — современный художник мыслит в контексте технологий, на которых рос, и навыки владения обширным инструментарием, которые он получит на первом курсе, дадут ему возможность высказаться.
Поэтому первый год — это свобода самоопределения, эксперимент, который ко второму году обучения задаст специализации более точное направление. А на третьем курсе мы рассчитываем выводить студенческие проекты в рамках работы с реальными галереями и кураторами, чтобы понять, что представляет из себя сцена искусства, дизайна и остальных сторон современной визуальной культуры.
Наука кураторства
Кураторская практика начинается с понимания и формирования концепции, потому что в профессии художника невозможно что-то сделать, не обладая концептуальным мышлением. В Школе дизайна предусмотрен предмет «Кураторское мастерство», который ведет Мария Калинина. Со студентами мы проводим выставки, например, с третьим курсом реализовали проект "Кола и орешки" и организовали 16 выставок за год. Студентам пришлось делать по проекту в две недели, и каждый из них на это время становился куратором — задавал тему и контекст выставки, а остальные — делали работы, и все это выставлялось в нашей мастерской Школы дизайна.
Сейчас мы работаем над реальной практикой в городских галереях, а пока мы готовим нашу школьную галерею, которую планируем открыть уже этой осенью для выставок студенческих работ.
Дизайнер, художник или программист?
В дизайне программирование не является первичным навыком, но для увлеченных у нас в Школе дизайна в этом году открывается отдельный профиль «Дизайн и программирование». Какую бы должность в мире дизайна и искусства ты ни занимал, современность требует обладания определенным инструментарием, и это — программы. Например, на профиле «Анимация и иллюстрация» в этом году мы убедились, что, обладая интересом и инструментарием, ребята уже через полгода обучения могут сделать интересный и насыщенный анимационный фильм. Поэтому очень важно овладеть инструментами, и учитывая синтетичность современного искусства, не важно, в каком формате ты будешь эти инструменты применять.
Где работать художнику в России
Рынок современного искусства в России — конструкция очень неоднозначная и подвижная. Но независимо от возраста и направления художника стопроцентно работающих стратегий успеха не существует. Самоощущение художника не привязано к рыночной ситуации, поэтому мы выпускаем из Школы дизайна свободного профессионала. За четыре года обучения студент становится готовым к тому, чтобы войти в профессию и понять, какая из рыночных сфер ему ближе. Мы позволяем обрести навыки создания инсталляций, работой с мультимедиа или традиционного изобразительного искусства.
Вокруг не осталось чистых видов деятельности, ты немного журналист, фотограф, дизайнер — потому что нужно сделать афишу к выставке и написать текст, и неплохо бы разбираться в устройстве интернета
Моя профессиональная жизнь уже больше 15 лет устроена так, что я с разных сторон подхожу к различным темам, переключаюсь с одной на другую. Я занимался выставками, картинами, анимаций и брендингом. Такой же разносторонний взгляд на свои возможности, современный и свободный мы будем рады увидеть у наших студентов. Вокруг не осталось чистых видов деятельности, ты немного журналист, фотограф, дизайнер — потому что нужно сделать афишу к выставке и написать текст, и неплохо бы разбираться в устройстве интернета, чтобы собрать портфолио и рассказать о своих работах.Важно понимать, как связаны отдельные части культуры — это избавляет от стереотипов, потому что ты как художник можешь мешать все на свете.
Учиться отличаться
У каждого студента есть внутренние предрасположенности. 10 человек, находясь в одной и той же комнате и занимаясь одними задачами, оказываются 10 разными личностями с 10 разными пристрастиями и умениями. Роль художника, его ценность — отличие. Невозможно назвать двух одинаковых студентов в нашей Школе, они все очень разные — это доказательство того, что при обучении никакой стереотипизации не произойдет, а скорее наоборот — желание найти свою правду дает позитивный результат. У каждого художника своя химия.
Вступительные испытания
Отличие профиля от остальных направлений в том, что мы даем студенту пул из 10 тем для вступительных испытаний, а он самостоятельно выбирает формат. Мы не задаем жестких ограничений, просто определяем границы диапазона, в которых абитуриент может проявить свободу. Темы — это «поэзия», вдохновение, они могут стать ключом зажигания, который включит идею. Профессия художника сильно связана с рефлексией, чтобы работать, нужно чтобы тема трогала душу, ты должен быть искренне заинтересован в том, что делаешь. При выполнении вступительного задания важно понимать, что определенного решения и правильного ответа — нет и не может быть. Важно искать ауру работы, ту искру, которая есть у любого предмета в искусстве, и которая необъяснима.
Если не художник
Для поступления в Школу дизайна необязательно иметь за плечами художественную школу. С первого курса учащиеся профиля будут заниматься рисунком в рамках самостоятельных часов. Для нас рисунок — это просто один из возможных навыков, наравне с другими.
Калинина Мария Юрьевна
Преподаватель Школы дизайна
Мещеряков Арсений Владимирович
Руководитель Школы дизайна
Протей Темен
Учебный мастер Школы дизайна
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ запускает серию хакатонов с брендами
1 и 8 декабря Школа дизайна Вышки организует два хакатона. На первом предлагается создать витрину для чайного бренда «Травки». На втором — разработать айдентику для вымышленного сериала на «Кинопоиске». В интенсивах могут принять участие студенты Высшей школы экономики и все желающие, освоившие курс коммуникационного дизайна.
«Яндекс Образование» и НИУ ВШЭ открыли выставку плакатов
В Яндекс Музее открывается экспозиция работ студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ «Как(ое) образование изменит мир?». Специально для конференции «Яндекса», посвященной образованию, — Yet another Conference on Education 2024 — учащиеся Лаборатории плаката ВШЭ под кураторством Юрия Гулитова создавали постеры с вопросами о будущем образования, месте человека и технологий в нем.
Школа дизайна НИУ ВШЭ представила работы на ярмарке Cosmoscow
В конце октября состоялось открытие 12-й Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, в которой приняли участие три выпускницы Школы дизайна НИУ ВШЭ: Анна Знаменская, Лена Власова и Марина Батылина. В экспозиции стенда HSE ART GALLERY были представлены такие виды искусства, как живопись, керамика и графика.
Работы выпускниц Вышки — на ярмарке Cosmoscow 2024
С 25 по 27 октября в «Тимирязев Центре» пройдет 12-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Как обычно, участие в ней примет HSE ART GALLERY. Галерея представит новые работы трех выпускниц Школы дизайна НИУ ВШЭ: Анны Знаменской, Лены Власовой и Марины Батылиной. Живопись, керамика, графика — все проекты можно будет увидеть на стенде ВШЭ.
«Всё всегда и сразу»: первая выставка HSE ART GALLERY на Винзаводе
По 30 июня продлится первая выставка HSE ART GALLERY в новой локации — в Центре современного искусства Винзавод. Экспозиция состоит из работ более 50 студентов и выпускников трех направлений Школы дизайна НИУ ВШЭ: «Современное искусство», «Мода» и «Предметный дизайн». Выставка представляет панораму поколения двадцатилетних — первой генерации, родившейся и полностью сформировавшейся в новом тысячелетии.
Восьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN — с новыми номинациями
Международный онлайн-конкурс HSE CREATIVE OPEN на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ открывает летний сезон с новым набором номинаций: «Визуальные исследования», «Гейм-дизайн», «Моушн-дизайн», «Плакат», «Цифровой продукт». Конкурс был запущен в 2022 году и за первый год собрал больше 1500 работ. Его цель — объединить идеи по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов. Прием работ — до 2 июля.
«Сквозь зеркало и обратно»: выставка Школы дизайна ВШЭ в «Архангельском»
С 23 мая по 28 июля 2024 года в Ботанических оранжереях Музея-заповедника «Архангельское» пройдет выставка «Сквозь зеркало и обратно» — новый совместный проект Школы дизайна НИУ ВШЭ и музея. Его главной темой стали отражения — в прямом и переносном смысле. Участники выставки — студенты различных направлений и профилей Школы дизайна: «Современного искусства», «Анимации и иллюстрации», «Коммуникационного дизайна» и других.
Презентация научного журнала Школы дизайна ВШЭ состоится в HSE CREATIVE HUB
15 мая в пространстве HSE CREATIVE HUB пройдет встреча с редакционной командой электронного научного Журнала ВШЭ по искусству и дизайну / HSE University Journal of Art & Design, первый выпуск которого вышел в марте 2024 года. Также состоится презентация еще одного проекта — первого выпуска коллекционного печатного приложения ART. В первом номере журнала опубликованы научные работы по самым разным тематикам — от ренессансной культуры до американских комиксов 1950-х гг., а главной темой печатного приложения стала Россия ХХ века.
Вышка и авиакомпания «Победа» запустили совместный конкурс
Школа дизайна Вышки совместно с авиакомпанией «Победа» объявили о старте конкурса на создание нового дизайна униформы для бортпроводников и представителей авиакомпании. Свой талант смогут проявить молодые профессиональные дизайнеры, а также студенты от 18 лет, обучающиеся в российских вузах на очных и заочных программах по направлению «Дизайн и мода».
Вышка и TJ Collection создали музей цифровой моды
В рамках дисциплины «Ивент-интеграции в Metaverse и гибридные мероприятия» студенты бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» и команда дизайнеров TJ Collection создали музей в метавселенной Spatial. Пространство посвящено тридцатилетию бренда. В экспозиции представлены fashion-тренды последних десятилетий, а само пространство напоминает работу архитектора Жана Нувеля — Лувр Абу-Даби.