Вышка представила свои разработки и научные достижения в области ИИ
Сбер организовал R&D-день для исследовательских центров в области искусственного интеллекта. Команды Центра ИИ и других подразделений ВШЭ продемонстрировали свои компетенции и обсудили с бизнес-заказчиками перспективные задачи и подходы к их решению в будущих проектах.
Мероприятие открыл Андрей Белевцев, старший вице-президент, руководитель блока «Технологии» Сбера, отметивший большой спрос компании на фундаментальные и прикладные исследования. R&D-день, организованный Сбером, был направлен на выбор ключевых проектов для сотрудничества с университетами в ближайшие годы.
Альберт Ефимов, вице-президент, директор Управления исследований и инноваций Сбера, подчеркнул, что более половины публикаций Сбера в области искусственного интеллекта были созданы в сотрудничестве с центрами искусственного интеллекта. Сотрудничество с университетами, включая НИУ ВШЭ, открывает для Сбера новые технологические возможности. Ведущие исследователи разрабатывают ИИ-технологии в передовых областях науки для решения задач бизнес-заказчиков.
Академические исследователи из НИУ ВШЭ, Сколтеха и Новосибирского государственного университета поделились своими идеями о текущем состоянии и перспективах развития искусственного интеллекта после эпохи больших языковых моделей (LLM). Они отметили, что LLM произвели революцию в обработке естественного языка, но это лишь начало пути.
Алексей Наумов, научный руководитель Центра ИИ ВШЭ, выступил с докладом «Управляя генерацией. Где еще искать точки прорыва к AGI?». Он рассказал, как обучение с подкреплением (RL) приближает науку к общему искусственному интеллекту. В 2024 году ученые Центра ИИ ускорили обучение генеративных потоковых сетей с помощью RL. Результаты исследования вошли в 5% лучших публикаций на конференции AISTATS 2024 и были представлены на сессии «Вероятностные методы». Благодаря оптимизации RL ученым удалось получить в 1,6 раза больше разнообразных молекул и белков.
После этого состоялась панельная дискуссия на тему «Что ждет AI после эпохи LLM?», постерная сессия и нетворкинг представителей исследовательских команд с бизнес-заказчиками от экосистемы Сбера.
«Практика R&D-дней позволяет обменяться результатами с коллегами из других университетов и, что важно, в неформальной обстановке увидеться с заказчиками, — отметил Алексей Масютин, руководитель Центра ИИ ВШЭ. — Мы благодарим Сбер за такую инициативу и планируем рамку дальнейших совместных исследований».
На постерной сессии был представлен 21 исследовательский проект в области искусственного интеллекта, реализуемый учеными НИУ ВШЭ:
- Demonstration-regularized RL (Центр искусственного интеллекта)
- Generative flow networks as entropy-regularized RL (Центр искусственного интеллекта)
- Diffusion Model in the Space of Language Model Encodings (Центр искусственного интеллекта)
- Star-Shaped Denoising Diffusion Probabilistic Models (Центр искусственного интеллекта)
- Поиск аномалий в данных в условиях известной физической модели (Институт искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН)
- Engineering Point Defects in Transition Metal Dichalcogenides for Tailored Material Properties using LLMs (Институт искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН)
- Фреймворк для предсказания функциональных элементов генома (Центр искусственного интеллекта)
- Генеративные модели для предсказания байндеров (Институт искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН)
- Большие языковые модели и анализ медицинских данных (Институт искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН)
- Regularized Distribution Matching Distillation (Институт искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН)
- Texture generation for three-dimensional models (Институт искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН)
- GeoAI: когда локация имеет значение (Центр геоданных)
- Fact-checking for LLM based on web mining (Центр искусственного интеллекта)
- Построение графа знаний для конкретной предметной области: генерация и оценка (Международная лаборатория интеллектуальных систем и структурного анализа ФКН, Институт искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН)
- Автоматизированная коррекция нестандартной орфографии и грамматики (Центр искусственного интеллекта)
- Прорывные технологии обработки данных: машинное обучение для анализа научно-технологических текстов (Институт статистических исследований и экономики знаний)
- Как ИИ помогает исследователям выявлять научно-технологические тренды: сочетание преимуществ семантического поиска и больших языковых моделей (Институт статистических исследований и экономики знаний)
- Как понимание особенностей языка может сократить технологический разрыв? (Институт статистических исследований и экономики знаний)
- Использование внешних знаний в языковых моделях (Международная лаборатория интеллектуальных систем и структурного анализа ФКН)
- Система анализа тональности социальных сетей (Международная лаборатория интеллектуальных систем и структурного анализа ФКН)
- Технология состояние-зависимой биомагнитной стимуляции мозга в реальном времени (HarPULL) (Центр биоэлектрических интерфейсов)
Вам также может быть интересно:
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине
Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»
В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.
Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения
25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.
ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование
Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.
Практика лицензирования разработок НИУ ВШЭ отмечена премией в области корпоративных инноваций GIA
На церемонии вручения премии GIA совместный проект Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и АО «Новое сервисное бюро» получил награду в номинации «Трансфер технологий». Это стало плодом интенсивной работы университетского Центра трансфера технологий и научных сотрудников вместе с индустриальным партнером.
Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии
Молодые ученые Вышки представили собственные проекты на Объединенном научном семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»). Решения, предложенные исследователями на базе ИИ-алгоритмов, будут полезны для развития гостиничного бизнеса, выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях, автоматизации создания юридических документов, а также во многих других сферах деятельности.