Мобильная наука
25-26 октября в Высшей школе экономики прошла конференция «Международное сотрудничество в сфере науки и образования», организованная НИУ ВШЭ совместно с Министерством образования и науки РФ при поддержке Национального фонда подготовки кадров.
Первый день конференции был посвящен вопросам российско-европейского сотрудничества в сфере академической мобильности. Открыли пленарное заседание заместитель министра образования и науки РФ Сергей Иванец и первый проректор НИУ ВШЭ Леонид Гохберг. Вышка неслучайно была выбрана местом проведения конференции — в настоящее время ВШЭ в составе международных консорциумов выполняет несколько проектов 7-й Рамочной программы научно-технологического развития Евросоюза (7РП), целью которых является поддержка укрепления научно-технического сотрудничества между Россией и ЕС. Среди таких проектов — IncoNet EECA, ERA.Net RUS, INCONTACT, BILAT-RUS.
Кроме того, в структуре ВШЭ работают связанные с 7РП национальные контактные точки «Мобильность» и «Партнерство», которые в период с июля по октябрь этого года провели серию информационных дней, посвященных новым конкурсам 7РП в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. Дело в том, что в июле 2011 года Европейская комиссия объявила о проведении конкурсов на сумму 7 миллиардов евро, и российские организации, участвующие в программе, имеют возможность претендовать на получение финансирования от ЕС наравне с организациями из Европы.
Выступавшие на пленарном заседании напомнили, что высококвалифицированные кадры являются в настоящее время основополагающим фактором для создания конкурентоспособной экономики в обществе, основанном на знаниях. Глобализационные процессы влекут за собой интернационализацию научного труда, более тесное сотрудничество между институтами и научными сотрудниками разных стран. Происходит более активный обмен идеями, знаниями, опытом, что является необходимым условием для повышения квалификации исследователей и развития науки. В то же время этот процесс способствует «утечке умов» и научной эмиграции, так как люди естественным образом выбирают для проживания и работы страны с более развитой экономикой, более высокими зарплатами и лучшими условиями труда.
Основными участниками процесса академической мобильности являются непосредственно ученые и люди, которые отвечают за формирование научно-технической и международной политики государства. От последних в большой степени зависит оптимизация этого процесса — именно для достижения этой цели как в России, так и в ЕС разрабатывается и реализуется целый ряд специальных инструментов. Например, в России за последнее время были приняты постановления правительства, направленные на интеграцию науки и образования и развитие вузовской науки, в том числе с помощью привлечения ведущих зарубежных ученых. Были упрощены миграционные правила для трудоустройства иностранных граждан, входящих в специально утвержденную категорию «высококвалифицированные специалисты». Более подробно на этих вопросах остановился в своем выступлении директор департамента международной интеграции Минобрнауки Игорь Проценко.
Добавим также, что в 2011 году Минобрнауки России и Европейской комиссией была учреждена совместная рабочая группа по мобильности кадров в рамках совместного комитета по научно-техническому сотрудничеству между Россией и ЕС. В июне состоялось первое заседание группы, в ходе которого стороны обменялись информацией о существующих в ЕС и России программах и инструментах, поддерживающих академическую мобильность, и наметили шаги для дальнейшей совместной деятельности.
Точку зрения европейских партнеров на перспективы научного сотрудничества между Россией и ЕС изложил на заседании Мануэль Халлен, министр-советник по науке и технологиям Представительства Европейского союза в РФ. Он же рассказал об одной из программ Еврокомиссии (Marie Curie Actions), направленной на поддержку мобильности и трудоустройства молодых исследователей. С презентацией программ Erasmus Mundus и Tempus выступил его коллега по представительству ЕС в России Никола Скарамуццо. О программах «Кадры» и «Идеи» в рамках 7РП, в свою очередь, рассказали Александр Мазурин и Юрий Зайцев (ВШЭ).
Директор центра международных проектов Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Анна Пикалова в своем докладе остановилась на оценке текущего состояния и перспектив развития инструментов координации академической мобильности между Россией и ЕС. В частности, она выделила четыре группы факторов, препятствующих этому процессу: административные и законодательные (включая визовые и налоговые ограничения и несогласованность приоритетных направлений научного развития), информационные (дефицит личных контактов между российскими и европейскими учеными и механизмов обмена информацией), культурные (языковой барьер и различия стандартов жизни и работы) и финансовые (нехватка бюджетных средств на поддержку научной и исследовательской кооперации).
Первый день конференции завершался круглым столом «Национальные инициативы по поддержке академической мобильности стран-членов ЕС и России», модератором которого выступил заместитель руководителя Россотрудничества Игорь Морозов. Участники дискуссии, среди которых были академик Российской академии наук Михаил Угрюмов, Петр Стефанович (Фонд Гумбольдта), Александр Шаров (Российский фонд фундаментальных исследований) и Мишель Тарарин (Центр научных исследований Франции), представили свой взгляд на настоящее и будущее академической мобильности, поделились накопленным опытом, рассказали о встречающихся барьерах и способах их преодоления, обсудили пути улучшения процесса международного академического сотрудничества.
Основными докладчиками во второй день конференции стали представители российских университетов. Презентации, посвященные развитию международных связей вузов, представили Алексей Старичков и Елена Сапрыкина (Дальневосточный федеральный университет), Андрей Васильев (Казанский национальный исследовательский технологический университет), Марина Калинина (Северный федеральный университет), Игорь Жуковский (Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта).
Об опыте Казахстана по поддержке студенческой мобильности рассказал вице-президент «Центра международных программ» Асет Абдуалиев. Эта организация является администратором президентской стипендиальной программы «Болашак», которую можно назвать одной из самых успешных программ поддержки студентов на пространстве бывшего СССР. Стипендия, оплачивающая обучение казахских студентов в ведущих западных университетах, впервые была присуждена в 1994 году, а с 2005 года ее обладателями ежегодно могут становиться три тысячи человек. При этом поэтапно сокращалась доля стипендий, выплачиваемых для обучения в зарубежных бакалавриатах, и в 2011 году заявки на стипендию принимались уже только от желающих обучаться в иностранной магистратуре, докторантуре или пройти стажировку. Важным условием предоставления стипендии является возвращение выпускника в Казахстан и его целевое трудоустройство.
Опытом Высшей школы экономики по развитию международного сотрудничества поделился с коллегами заместитель проректора ВШЭ Борис Железов. Он рассказал о программах двойных дипломов, реализуемых Вышкой с зарубежными вузами-партнерами, образовательных программах и курсах на английском языке, программах «встроенного» обучения (студенческих обменах), международных летних школах, конференциях и семинарах, организуемых ВШЭ, а также о международных лабораториях под руководством всемирно признанных ученых и исследователей, которые открываются в университете. А в завершение дискуссии Борис Железов представил коллегам предложения по разработке параметров качественного и количественного анализа интернационализации университетов, которые позволили бы более объективно оценить степень вовлеченности российских вузов в процессы международной академической мобильности.
Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ
Фото Никиты Бензорука
Железов Борис Валерьевич
Зайцев Юрий Константинович
Мазурин Александр Витальевич
Вам также может быть интересно:
Общежитие-дворец, зачеты без зачеток, погружение в ML: студент ВШЭ — в Армении по программе мобильности
Студент 2-го курса магистерской программы «Интернет вещей и киберфизические системы» МИЭМ ВШЭ Алишер Юлдашов отправился по программе академической мобильности в Российско-Армянский (Славянский) университет Еревана. Организация учебного процесса, предметное наполнение программы, впечатления от жизни в столице Армении — в рассказе студента от первого лица.
Боль, ребра и немного науки
24 октября прошла защита докторской диссертации ординарного профессора ВШЭ Олега Воскобойникова «Scientia naturalis и стили мышления в Западной Европе XII–XIII веков: тексты, образы, идеи». Мы попросили его порефлексировать о том, для чего сегодня вообще защищать докторскую, нужна ли она академическому сообществу и какова роль научного любопытства в осмыслении «большой темы».
Дискуссия «Doing Science: насколько комфортно в российской науке молодым?» на ПМЭФ-2018
Научно-технический комплекс России сегодня остается одним из крупнейших в мире. Но несмотря на хорошие показатели, сектор исследований и разработок в России развивается довольно инерционно. К тому же, по данным опросов, научная карьера в России до сих пор остается непривлекательной. Борьба с этой проблемой стала одной из целей новых «майских» указов: когда молодежь активно идет в науку, остается в ней и успешно раскрывает свой потенциал, в сфере складывается благоприятная обстановка. В рамках дискуссии эксперты обсудили, как оптимизировать инструменты управления наукой с точки зрения привлечения в эту сферу новых кадров.
Российские ученые работают в нескольких странах чаще зарубежных коллег
Каждый десятый активно публикующийся российский ученый одновременно трудится за границей. Чаще всего их профессиональные интересы связаны с работой в США, Германии, Франции и Великобритании, выяснили исследователи НИУ ВШЭ.
22,4%
работающих в настоящее время в России кандидатов и докторов наук — моложе 40 лет.
«Приятно видеть, как общество начинает прислушиваться к мнению ученых»
В минувшую пятницу, накануне Дня российской науки, мы опубликовали истории нескольких ученых из Вышки о том, как они пришли в науку. Мы получили на них много откликов, поэтому решили продолжить опрос. Сегодня о своем пути в науку рассказывают еще пять вышкинских ученых, в том числе один Нобелевский лауреат.
«Меня в школе называли профессором. Пришлось соответствовать»
Почему люди идут в науку и почему остаются в ней? Что для них важнее — самореализация или материальные стимулы? Накануне Дня науки, который отмечается 8 февраля, OPEC.ru публикует результаты общероссийского Мониторинга научных кадров высшей квалификации, в ходе которого изучалась в том числе мотивация ученых. А новостная служба Вышки расспросила о пути в науку ученых, работающих в нашем университете.
83%
российских докторов и кандидатов наук вовлечены в различные формы международного сотрудничества.
11%
российских докторов и кандидатов наук занимаются исследованиями в той же научной области, что и их родители.
59%
докторов и кандидатов наук теоретически готовы сменить место работы, если им предложат принять участие в масштабном и важном для страны проекте.