«Студенты должны быть разными»
Одним из лучших лекторов Высшей школы экономики 2011 года студенты факультета государственного и муниципального управления ВШЭ назвали заместителя декана Татьяну Кастрель.
― Татьяна Наумовна, вы стали лучшим лектором на своем факультете. По каким дисциплинам вы ведете занятия?
― В Вышке я работаю недавно, в прошлом году вела курс «Деловые коммуникации», а в этом — дисциплины «Деловое общение» и «Организационное поведение». Преподаю я только на факультете государственного и муниципального управления, и этого мне более чем достаточно.
То, что студенты назвали меня одним из лучших лекторов, стало полнейшей неожиданностью. Мне очень приятно, что ребята так высоко меня оценили, тем более что я очень строгий преподаватель, довольно жесткий. Я себя называю местной Бабой Ягой: требую, чтобы люди отвечали по своим обязательствам, никакие объяснения, почему не сделал, не принимаются, если человек пообещал что-то сделать.
Почему я стала лучшим лектором? Мне кажется, я рассказываю интересно. Все время говорю студентам: я вам привожу примеры для того, чтобы это запомнилось. Но ужас и мое огорчение состоит в том, что у них в памяти остаются примеры, а мысль, которую они иллюстрировали, исчезает. Характер у меня очень живой, я не читаю по бумаге, не могу сидеть на лекции, бегаю по аудитории. Люблю устраивать театр одного актера, наверное, это и привлекает студентов, потому что им не скучно.
― Дисциплины, которые вы ведете, практико-ориентированные. А как можно выработать навыки на лекции?
― Вышка себя позиционирует как учреждение, исповедующее компетентностный подход. Но компетенции формируются не только и не столько на лекции. Компетенции — это знания в действии или в деятельности. Поэтому очень важно что-то попробовать сделать в учебной аудитории, потому что в жизни какие-то ошибки могут обойтись дорого. Да, предметы, которые я преподаю, практические, а не теоретические. Но часто мы не знаем, почему надо что-то делать именно так. В коммуникации мы, как правило, копируем чью-то деятельность, чье-то поведение, даже не отдавая себе в этом отчета. Но копирование не всегда хорошо, все-таки сначала необходимо осознанно отработать образец поведения, осознать, почему стоит делать так, а не по-другому. Для этого и нужны лекции.
― У студентов уже достаточно большой коммуникативный опыт, они его получили в школе, в семье… Приходится ли их «переделывать»?
― Я «переделывать» студентов не могу, для этого нужно много времени. Мало того, если у студента нет желания измениться, то ничего сделать нельзя. Когда студенты понимают, что для них это важно, они будут заниматься. Я все время говорю, что навык или компетенция — это то, что находится в месте пересечения трех компонентов: знания (что надо делать?), умения (как надо делать?) и стремления это делать.
Преподаватель дает знания, показывает, как надо или как можно сделать. Но стремление это сделать целиком зависит от студентов. На семинарах по деловому общению мы играем в деловые игры, ребята себя пробуют в разных ролях. Зачет по этой дисциплине — практический. Это публичное выступление от другого лица, например, как ректора частного университета. Студенты продумывают, перед какой аудиторией будет выступление, какая цель данного выступления, какие интересы могут быть у собравшейся аудитории, как подать материал, что обязательно необходимо сказать, и так далее вплоть до того, какая форма одежды будет адекватна данной аудитории. Учимся мы и совещания проводить, деловые беседы, переговоры.
Поскольку группа у меня небольшая, можно не просто читать лекцию, а после компактного рассказа теории сразу что-то попробовать практически. Когда с одной и той же информацией можно проделать все то, что можно проделать — услышать, увидеть, пропеть, проговорить, протанцевать, — тогда все будет в порядке — установятся многочисленные связи полученной информации с различными центрами мозга, и эта информация будет в активе.
― У вас есть опыт работы в других учреждениях. Чем отличается преподаватель Вышки от преподавателя другого вуза?
― Мне трудно судить о преподавателях Вышки, потому что не многих я слышала и видела в их деятельности. Скорее, я могу сформулировать, каким должен быть преподаватель Вышки. Он должен отличаться, прежде всего, качеством преподавания. Я была на занятиях у преподавателей в вузах США, Испании, Франции. Преподаватели очень разные. Тогда, в 1990-е годы, зарубежные университеты отличались от наших оснащенностью аудиторий. У нас была доска и мел, а в лучшем случае — кодоскопы. А там прямо на столе преподавателя была приборная доска, он нажимал кнопку, и на экране появлялись кадры из фильма, слайды, фотографии, могла звучать музыка и так далее. Это тот самый случай, когда можно и увидеть, и услышать все одновременно. И Вышка сейчас дает такие возможности преподавателю.
Другое дело, что не надо увлекаться техническими возможностями, они не цель, а средство достижения поставленных целей. Средства у каждого преподавателя могут быть разные. Это я к тому говорю, что преподаватели должны быть разные. Преподаватель должен быть как можно интерактивнее, он не должен стремиться как можно больше сказать сам, нужно давать возможность говорить студентам, им этого не хватает. А мы, преподаватели, должны готовить людей, способных иметь свое мнение, отстаивать его, не соглашаться, спорить… Но делать это аргументировано, четко. У нас в стране, к сожалению, долгое время господствовал трансляционный метод: я говорю, вы записываете, а потом повторяете. Школа этим грешит до сих пор. Но это тупиковый путь. Если учесть, что каждый транслирует то, что он понял сам, то дальше столбовая дорога будет сужаться и постепенно превратится в едва заметную тропинку.
― А каким, на ваш взгляд, должен быть идеальный студент?
― Студенты тоже должны быть разными. Хотелось бы, чтобы они учились осознанно. Не пребывали очередной период своей жизни в университете, потому что не хотят идти в армию или так решили родители. Выбирая Вышку, они должны понимать, что выбирают вуз и судьбу. Учиться здесь сложно, поэтому не надо обрекать себя на мучения, умирают не от тяжелой работы, а от непосильной. Если человек не чувствует в себе силы, то стоит, наверное, пойти в другой вуз. И все будут счастливы. Важно, на что ты нацелен, если цели нет, то и выбирать надо не потому, что это престижно, а потому что тебе нужна профессия, будущая деятельность.
― Вы кроме преподавания занимаетесь административной работой. Как удается совмещать?
― Очень трудно совмещать. Это очень разные сферы деятельности, и они требуют разной тебя. Часто преподавание страдает из-за моей административной деятельности, это я говорю искренне. Для того чтобы хорошо преподавать, нужно очень следить за новыми публикациями, подбирать свежий материал, который ляжет в основу ситуаций для анализа, надо каждый раз строить свои занятия, исходя из конкретного потока, курса, группы — они все очень разные. Но на это и сил не хватает, и времени.
― В Вышке много внимания уделяется взаимосвязи процесса обучения и научно-исследовательской работы. Как ваши научные интересы связаны с преподавательской деятельностью?
― Это еще один вид деятельности, который требует погруженности и большого количества времени. Он хорошо сочетается с преподаванием, и совсем не сочетается с административной деятельностью. Когда-то я училась в бизнес-школе в Барселоне, с большим интересом изучала, как она функционирует как учебное заведение. Я была в полном восторге от того, как выстроены механизмы, как все взаимосвязано. Там нет людей, которые выполняют только одну функцию: преподавателя, исследователя, администратора или консультанта. Но если человек занимается административной работой в большом объеме, то из других функций он вправе выбрать что-то одно, например, науку или консультирование. Это очень хороший, на мой взгляд, опыт.
― Татьяна Наумовна, как вы относитесь к конкурсу лучших преподавателей? Нужен ли он вообще?
― Пока я не могу сказать, что у меня сложилась четкая позиция по поводу того, нужен он или нет. С одной стороны, это некая обратная связь со студентами, и это хорошо. Выиграть конкурс очень приятно, приятно осознавать, что тебя оценили. С другой стороны, если хороший преподаватель ведет спецкурс, на который ходит десяток студентов, он может никогда не попасть в число победителей. На младших курсах студентов больше и они активнее. А пятикурсники уже одной ногой в другой жизни, у них всегда есть более важные, чем голосование, дела.
Нужны, разумеется, механизмы стимулирования преподавателей, нужно подтолкнуть их к взаимодействию со студентами. Ведь разговор со студентом один на один — это не лекция и не семинар, это совершенно другое. И часто на это нет времени. В то же время это самые действенные педагогические меры, это имеет гораздо больший эффект с точки зрения влияния на студента, чем лекции или семинары.
Еще один вопрос — насколько конкурс отражает реальность. В психологии общения есть феномен, который называется «эффектом ореола». Студенты выбирают чаще авторитетных людей, в смысле известных, публичных, чьи фамилии на слуху, облеченных властью или ярких и интересных. Оценить же преподавательские качества они вряд ли могут. С другой стороны, личные и профессиональные качества в преподавании очень тесно переплетены. Преподавание — это творчество, а творческая личность всегда яркая, она не может быть серой.
Какие цели мы преследуем этим конкурсом? Есть нормальные преподаватели, но не те, которые оставляют след в душе на всю жизнь. В конце концов, мы не можем ждать, что все в Вышке будут яркими творческими личностями, это невозможно, да и не нужно. Лекции могут и должны вести яркие личности, харизматичные, а семинары не должны вести харизматики, ведь они будут перетягивать внимание на себя, а не отдавать его студентам.
Организован конкурс, на мой взгляд, хорошо. Но это лишь одна из форм обратной связи и стимулирования преподавателей. Я каждый раз, где бы ни работала, после завершения курса просила всех студентов заполнить анкету. Мне нужно было понять, как они оценили курс, чтобы увидеть, что удалось, а что нет. И на кафедре по результатам анкетирования был рейтинг преподавателей. Это очень подстегивало, все видели себя в сравнении с коллегами, это был повод задуматься. Умный человек всегда извлечет из этого урок.
― Чем вы занимаетесь в свободное время, чем увлечены?
― Я хожу в фитнес-клуб, занимаюсь собой, потому что надо держать себя в форме, выдерживать нагрузки. У меня есть собака — лабрадор, с которой надо много гулять, уделять ей внимание. Одновременно это прекрасная пауза для размышлений. Поскольку я новый человек на факультете государственного и муниципального управления, то приходится наверстывать упущенное. Поэтому сейчас читаю книгу нашего преподавателя Симона Гдальевича Кордонского «Сословная структура постсоветской России». Очень многое в нашем обществе увидела и поняла по-другому, много пищи для ума от этой книги. Недавно взяла книжку тоже нашего преподавателя Александра Валентиновича Оболонского про бюрократию — очень интересно, только читать надо внимательно и с паузами для обдумывания. А в основном читаю то, что мне нужно будет использовать в собственном преподавании. Ищу ситуации для анализа, я и фильмы смотрю с тем же прицелом. И на это уходит много времени.
Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ
Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.
«Опыт работы с цифровыми сервисами поможет в будущей профессиональной деятельности»
Стать цифровым ассистентом и получить опыт в сфере цифровой трансформации может любой студент Вышки. О такой возможности Анастасия Козлова, учащаяся ОП «Государственное и муниципальное управление», узнала на 2-м курсе и решила подать заявку. За два года в проекте она прошла путь от цифрового ассистента до куратора. Зачем Анастасия стала частью команды Цифрового блока и какие полученные навыки будут полезны в будущей профессии, она рассказала в интервью.
ИГМУ ВШЭ и Минтруд подвели итоги конкурса на лучшие кадровые практики в системе госуправления
Центр развития государственной службы Института государственного и муниципального управления (ИГМУ) НИУ ВШЭ и Министерство труда и социальной защиты РФ подвели итоги Всероссийского конкурса «Лучшие кадровые практики и инициативы в системе государственного и муниципального управления» в 2022–2023 годах. Среди победителей — Новгородская, Иркутская, Белгородская, Томская области, Республика Башкортостан, Красноярский край и Москва.
Руководители Вологодской области приступили к учебе в Высшей школе экономики
На факультете социальных наук НИУ ВШЭ завершился первый модуль дополнительной профессиональной программы «Специалист по государственному и муниципальному управлению – Master of Public Administration (МРА)», разработанной специально для руководителей Вологодской области. В течение десяти дней высшие государственные и муниципальные чиновники региона изучали экономические, управленческие и специальные дисциплины. Весь курс обучения рассчитан на 2,5 года.
Началось голосование за лучших преподавателей НИУ ВШЭ
С 28 мая по 17 июня в Вышке пройдут традиционные выборы лучших преподавателей 2018 года. «Проголосовать» на этих выборах студенты могут в модуле LMS «Оцени свои курсы», сразу после обязательной ежемодульной процедуры оценки преподавателей и учебных курсов.
Подведены итоги выборов лучших преподавателей года
В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2017 года. В этом году процедура голосования не отличалась от выборов — 2016. Изменения произошли лишь в финансовых условиях — повысился размер надбавок для победителей. О том, как прошли выборы, и что ждет победителей, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.
Начинается голосование за лучшего преподавателя года
С 29 мая по 18 июня в Высшей школе экономики будут проходить выборы лучшего преподавателя. Так же, как и в прошлом году, студентам и выпускникам не придется для этого специально приезжать в университет. Чтобы проголосовать, нужен только доступ к своему аккаунту в LMS.
Открывается конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава
НИУ ВШЭ проводит конкурс на замещение 330 должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) по кафедрам, департаментам и факультетам в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. С 2014 года набор новых преподавателей и продление контрактов действующих преподавателей проходит по схеме, применяемой в международном рекрутинге — лучшие профессора по направлениям отбирают кандидатов, оценивая результаты их предшествующей работы — в первую очередь качество научных публикаций.
«Среди наших студентов много людей, которые действительно хотят помочь государству»
Диплом магистра государственного и муниципального управления помогает выпускникам не только уверенно себя чувствовать на работе в госструктурах, но и быстрее строить карьеру в коммерческих организациях. Академический руководитель магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» Николай Клищ рассказывает, какие еще преимущества дает такое образование и чему учат на образовательной программе.
В Вышке стали известны лучшие преподаватели года
В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2016 года. В этом году процедура голосования существенно отличалась от выборов прошлых лет. О том, что изменилось, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.