Искусственный интеллект в университете: вызовы и задачи
На форуме «Технопром-2024», прошедшем в Новосибирске, Высшая школа экономики организовала круглый стол, посвященный обсуждению роли искусственного интеллекта в образовании. Как технологии ИИ помогают выводить качество образования в НИУ ВШЭ на новый уровень, рассказали представители университета.
Евгений Соколов
Открывая дискуссию, Евгений Соколов, руководитель департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук, отметил: «Сегодня ИИ — одна из центральных тем в образовании. Во-первых, спрос на таких специалистов огромен, и нам нужно соответствовать: постоянно актуализировать дисциплины, создавать востребованные образовательные программы. Во-вторых, генеративные модели меняют то, как студенты учатся и выполняют задания, и нам надо подстраиваться, а где-то и полностью менять формы контроля, требования к студентам. В-третьих, современные технологии ИИ открывают много возможностей для улучшения образовательного процесса. Мы в Вышке много делаем по всем трем направлениям».
Высшая школа экономики развивает цифровые компетенции студентов и сотрудников. С 2017 года во все учебные планы бакалавриата и специалитета включен модуль Data Culture по изучению программирования, анализа данных, машинного обучения и ИИ, а также внедряются курсы по использованию инструментов ИИ в профессиональной деятельности. Преподаватели, в свою очередь, проходят курсы повышения квалификации по ИИ.
Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ, рассказал об основных образовательных программах по развитию и применению ИИ, использовании генеративных нейронных сетей в студенческих работах, а также об основных ИИ-сервисах в образовании, внедренных в НИУ ВШЭ. Он отметил, что и управление университетом происходит на основе больших данных и искусственного интеллекта.
Сергей Рощин
— В этом году в НИУ ВШЭ был существенно расширен пакет образовательных программ, связанных с ИИ. Во-первых, мы усилили ряд программ, готовящих разработчиков и исследователей ИИ. Например, на бакалаврской программе «Прикладная математика и информатика» был открыт трек «ИИ 360: Инженерия искусственного интеллекта» в партнерстве с «Яндексом» и Сбером. Во-вторых, были открыты магистерские программы, направленные на подготовку специалистов на стыке предметных областей и ИИ. Ярким примером является программа «Продуктовый подход и аналитика данных в HR-менеджменте», которая создана совместно с Альфа-Банком и готовит специалистов в сфере HR-Tech. Всего у нас более 40 бакалаврских и магистерских программ, связанных с подготовкой специалистов в области ИИ, и это, безусловно, делает нас лидером в подготовке высококвалифицированных кадров, способных создавать и внедрять такие технологии в самых разных сферах.
По программе «Приоритет-2030» в НИУ ВШЭ реализуется стратегический проект «ИИ-технологии для человека». Целью проекта является разработка набора продуктов, представляющих собой помощников для человека, в том числе в образовании.
Елена Кожина, заместитель проректора
— Команды стратегического проекта активно взаимодействуют с коллегами из Дирекции основных образовательных программ, учебных офисов и факультетов, вместе придумывают и реализуют продукты, которые будут помогать студентам и преподавателям. Это и консультирование студентов по организационным вопросам, и оперативная обратная связь по домашним заданиям, и помощь в поиске интересных образовательных и карьерных возможностей.
Петр Паршаков, руководитель Международной лаборатории экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ в Перми, представил инструменты ИИ для рекомендательных систем в образовании. Специалисты НИУ ВШЭ в рамках стратегического проекта разрабатывают навигатор профессий и навыков, а также сервис, который позволяет выпускнику школы получить информацию для принятия решения о выборе вуза.
Петр Паршаков
— Форум «Технопром» предоставляет уникальную возможность не только обменяться опытом с коллегами, но и продемонстрировать практическую ценность наших разработок. Такие мероприятия стимулируют дальнейшее развитие и внедрение инноваций, в том числе в образовательные процессы. В частности, я надеюсь, что наши идеи помогут сделать выбор образовательных программ для абитуриентов более осознанным и эффективным.
В ходе дискуссии представители НИУ ВШЭ подчеркнули, что, несмотря на перспективы использования ИИ в образовании, существуют и определенные вызовы, такие как поиск данных для обучения, этические вопросы и оценка качества решений, созданных с помощью ИИ. Для решения этих вопросов НИУ ВШЭ разработал этический кодекс, декларирующий общие принципы внедрения систем ИИ в образовательную, научную и административную деятельность внутри университета.
Вам также может быть интересно:
В Вышке создали собственную MLOps-платформу
Ученые НИУ ВШЭ создали MLOps-платформу SmartMLOps. Она предназначена для исследователей в области искусственного интеллекта, которые хотели бы превратить свое изобретение в полноценный сервис. В будущем на платформе могут быть развернуты ИИ-помощники для упрощения образовательного процесса, оказания медицинской помощи, консультирования и решения многих других задач. Создатели ИИ-технологий смогут получить готовый к работе сервис в течение считанных часов. На суперкомпьютере Вышки этот сервис может быть запущен в несколько кликов.
«От нашей общей работы зависит будущее»: что несет человечеству развитие ИИ
Какие перспективы и вызовы для человечества несет развитие технологий искусственного интеллекта? Как его используют ученые? Каким будет мир, где доминирует ИИ? Эти и другие темы обсудили эксперты на форсайт-сессии «Будущее исследований в сфере искусственного интеллекта», которая прошла в НИУ ВШЭ.
ИИ позволит точно моделировать производительность систем хранения данных
Исследователи факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ разработали новый подход к моделированию систем хранения данных на основе генеративных моделей машинного обучения. Он позволяет с высокой точностью предсказывать ключевые характеристики работы таких систем при различных условиях. Результаты опубликованы в журнале IEEE Access.
ИИ в образовании: как преодолеть соблазн готовых решений
Искусственный интеллект уже стал обыденностью для молодежи: как показал опрос, около 87% студентов ведущих вузов используют ИИ в процессе обучения. Большая часть из них отметила, что он помогает им экономить время, при этом они проверяют сделанную ИИ работу. Результаты исследования были представлены на конференции по анализу данных и технологиям ИИ Data Fusion. В ее работе приняли участие научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и другие эксперты Вышки.
Большинство студентов не верят, что ИИ сможет заменить их на работе
Большинство студентов считают, что ИИ не сможет заменить их на работе в ближайшие десять лет. Низким такой риск называют 27,2% респондентов, 41,5% — крайне маловероятным. Эти оценки были получены НИУ ВШЭ в ходе опроса 4200 студентов в 2025 году. Они приводятся в докладе «Эпоха больших языковых моделей: почему они все еще не профессионалы», подготовленном научным руководителем НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и старшим преподавателем кафедры высшей математики НИУ ВШЭ Екатериной Кручинской. Доклад был представлен на XXV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, которая проходит с 15 по 18 апреля в НИУ ВШЭ.
Точный ИИ-оракул: какие тренды интересуют бизнес
Современные технологии ежедневно меняют мир, автоматизируя бизнес-процессы в различных отраслях. Специалисты НИУ ВШЭ представили масштабный опыт команды iFORA по реализации ИИ-проектов в интересах крупных компаний и органов власти.
Перспективы ИИ: математика машинного обучения в фокусе
Институт искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ провел выездной воркшоп «Математика машинного обучения». Здесь собрались ведущие ученые и специалисты НИУ ВШЭ в области машинного обучения, математики и статистики. В центре внимания исследователей оказались математические аспекты, лежащие в основе современных и наиболее перспективных направлений машинного обучения. Программа воркшопа включала мини-курсы, практические работы, доклады и круглый стол, посвященный перспективам развития ИИ в России.
Внедрение искусственного интеллекта в организации: какие эффекты отмечают сотрудники
45% организаций, которые занимались внедрением ИИ в работу, заявили о повышении производительности труда в результате его использования. Об этом говорится в исследовании «Внедрение ИИ в работу организаций: чем обусловлена вариация эффектов на труд?». Исследование проведено директором Центра статистики труда и заработной платы ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Анной Демьяновой и стажером-исследователем центра Дарьей Талакаускас. Оно было презентовано на XXV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (XXV ЯМНК), проходящей в НИУ ВШЭ с 15 по 18 апреля.
«Идею всегда задает человек»: что дает ИИ образованию и медиа
ИИ-технологии меняют принципы работы образования и медиаиндустрии. Большинство студентов уже в той или иной мере используют ИИ, а нейросети уже массово производят все виды контента. Возможности и вызовы эксперты обсудили на конференции «Образование и медиа в эпоху цифровых перемен», организованной Дирекцией по маркетинговым коммуникациям НИУ ВШЭ и «Яндекс Образованием».
В Вышке стартовали открытые семинары «ИИ в индустрии»
Институт искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ запустил цикл открытых семинаров. Встречи посвящены актуальным вопросам внедрения искусственного интеллекта в различные отрасли экономики. Семинары проводятся еженедельно в 18:00 в кампусе на Покровском бульваре. Для участников также предусмотрена онлайн-трансляция.