• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Победителем КИвО-2023 стал проект «Ассистент учителя», в котором используется ИИ

В Институте образования НИУ ВШЭ состоялся финал Конкурса инноваций в образовании, который был придуман 10 лет назад и сегодня проводится в рамках стратегического проекта университета «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Победителем конкурса стал проект «Ассистент учителя», разработанный компанией «СберОбразование» с применением технологий искусственного интеллекта. Команда проекта примет участие в совместном исследовании с Институтом образования.

В этом году на конкурс поступило 220 заявок из 63 регионов России и стран ближнего зарубежья. Как обычно, проекты, представленные командами инноваторов, находились на разных стадиях — от идеи до готового продукта.

Жюри выбрало 30 лучших проектов, которые были представлены 21–22 декабря на стартап-аллее конференции «Катализатор инноваций в образовании». Аллея (общая протяженность — более 30 метров) представляла собой череду стендов, расположенных на первом этаже здания Института образования НИУ ВШЭ. Перед тем как определить победителя, члены жюри имели возможность пройтись по аллее и задать вопросы авторам проектов, которые ждали их у своих стендов.

Это новый формат проведения финала конкурса, в предыдущие годы победители выбирались из числа финалистов по результатам коротких питчей со сцены. Как отметил представитель компании MAXIMUM Education Александр Хвостов, в шестой раз вошедший в состав жюри, «каждый очередной конкурс — это тоже инновация». Организаторов конкурса можно было отличить от участников и гостей по стильным прическам и черным фартукам с эмблемой КИвО и креативными слоганами — например, «Готовим инновации к выходу в свет» (такие фартуки получили в подарок все финалисты).

Заместитель гендиректора издательства «Просвещение» Ольга Жигалева рассказала, что сразу после посещения стартап-аллеи поделилась информацией о представленных там проектах с коллегами из редакционных подразделений издательства и они дали обратную связь, кого стоит наградить, кого отметить, а в каких проектах, напротив, они видят риски. «Мнения были противоположными, тем более что многих из вас коллеги знают: среди финалистов есть те, кто уже известен на рынке образовательных продуктов и сервисов», — добавила она.

Ольга Жигалева подчеркнула, что в этом году на конкурс было представлено очень много цифровых проектов и это закономерно. В свою очередь, «Просвещение», считающееся немного консервативным издательством, старается пробовать и активно развивать технологические решения, например редактировать тексты и иллюстрации с помощью искусственного интеллекта.

Надежда Бысик, Дмитрий Земцов
© Высшая школа экономики

Обращаясь к финалистам, проректор НИУ ВШЭ Дмитрий Земцов рассказал, что первую конференцию по интерактивным образовательным технологиям он вместе с будущим ректором Вышки Никитой Анисимовым проводил в МГУ еще до возникновения КИвО. «И мы были очень счастливы, когда этот конкурс появился, потому что он помогал коллегам увидеть, что они не в одиночестве, что есть другие такие же увлеченные люди, которые хотят делать наше образование лучше, интереснее, ярче, содержательнее, глубже», — отметил он.

Дмитрий Земцов поблагодарил финалистов конкурса за то, что они не теряют веру в постоянное обновление образования, и пригласил их в дальнейшем поддерживать диалог с Институтом образования НИУ ВШЭ, ведь его миссия также заключается в том, чтобы делать образование лучше.

Победителем КИвО-2023 стал проект «Ассистент учителя», разработанный компанией «СберОбразование». Награду Дмитрий Земцов вручил исследователю этой компании Надежде Бысик.

Как рассказала Надежда Бысик в интервью новостной службе «Вышка.Главное», проект «Ассистент учителя» представляет собой инновационный сервис, который помогает учителю провести осознанную рефлексию своего урока. Для этого нужно сделать аудиозапись урока, загрузить ее в приложение, которое выдаст полную стенограмму, а затем с помощью ИИ проанализирует ее.

Например, модель может определить, сколько времени на уроке звучал монолог учителя, сколько он вел дискуссию с учениками, а сколько была тишина. С помощью более сложной модели, которая работает не со звуком, а со словами, можно оценить эмоциональную модальность речи — когда учитель был рассержен, а когда, наоборот, хвалил учеников. Более сложные метрики позволят выделить начало урока, решение вопросов дисциплины, постановку цели и проч. В итоге учитель получает отчет о своем уроке в формате PDF.

«Наш продукт помогает учителю рефлексировать, и вопросы для рефлексии есть в каждой из 15 метрик, — поясняет Надежда Бысик. — Каждый коллега может себя спросить, например, хотел ли он сам говорить на уроке столько времени или хотел бы увеличить продолжительность дискуссии. Эта информация размещается в личном кабинете учителя, ее может просматривать только он, но в перспективе с ее помощью он сможет организовать взаимодействие с наставником».

Сейчас приложение «Ассистент учителя» представляет собой тестовый продукт. В этом году компания «СберОбразование» заключила договоры со школами, которые присылали списки своих учителей, желающих поучаствовать в проекте, и им предоставлялся бесплатный доступ. В перспективе, вероятно, школы смогут оформлять подписку на «Ассистента». Не исключено, что целевая аудитория проекта будет расширена.

«На Конкурсе инноваций в образовании я пообщалась с коллегами, которые говорили мне, что наше приложение может вызвать интерес у бизнес-тренеров. Их основным инструментом является речь, и для них важен анализ и своих выступлений, и выступлений коллег, работающих в соседних аудиториях», — отмечает Надежда Бысик. По ее мнению, КИвО полезен тем, что здесь не просто обсуждают конкретные проекты, но и говорят об инновациях в образовании в целом, а заодно получают возможность рекламировать свои разработки.

Помимо абсолютного победителя, на КИвО-2023 были определены победители в номинациях, в том числе в номинации «Самостоятельное обучение» от стратегического проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», победителем в которой стал проект «Экспланер». Команда получит финансовую поддержку на его развитие.

Победителей в номинациях также определили Департамент образования и науки города Москвы, издательство «Просвещение», компании Ultimate Education, ROBBO, MAXIMUM Education и «Фоксфорд», а также виртуальная энциклопедия Altairika. Полный список победителей можно найти здесь.

Диана Королева, директор Конкурса инноваций в образовании:

Я рада, что из года в год КИвО растет и выходит за пределы коротких мероприятий или событий для небольших элитарных групп. На этот раз мы провели его в рамках двухдневной конференции, которую посетили более 500 человек. Попробовали новые инновационные форматы, придумали много классных, небольших, но запоминающихся фишек, как, например, фартуки создателей инноваций. Участники конкурса получили доступ к контенту конференции, поучаствовали в дискуссиях, и, по-моему, для них это оказалось не менее важно и значимо, чем продвижение своих проектов.

В этом году на конкурсе были представлены самые разные проекты, которые в той или иной мере иллюстрируют мировые образовательные тренды, актуальные и для России. Надеюсь, для одних команд КИвО станет хорошим стартом, для других — стимулом к дальнейшему развитию.

Вам также может быть интересно:

Речевая (не)норма: в Вышке представили инструменты для оценки ментальных проблем

Зачастую люди с неврологическими и психическими расстройствами обладают определенными особенностями речи. В современной клинической практике могут быть востребованы цифровые инструменты, позволяющие проводить речевую терапию и реабилитацию при нарушениях речи. Кроме того, в перспективе цифровые инструменты способны помочь медикам оценивать тяжесть симптоматики таких расстройств.

«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании

Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.

Стратегии роста: как корпорациям добиться антихрупкости в период турбулентности

Школа финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ 7 ноября представила подготовленную группой ученых и практиков финансового управления коллективную монографию «Российские корпорации в новой реальности. Финансовые стратегии на пути к антихрупкости», вышедшую в издательском доме университета. В презентации и обсуждении результатов исследования приняли участие авторы книги и представители бизнес-сообщества.

Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии

Молодые ученые Вышки представили собственные проекты на Объединенном научном семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»). Решения, предложенные исследователями на базе ИИ-алгоритмов, будут полезны для развития гостиничного бизнеса, выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях, автоматизации создания юридических документов, а также во многих других сферах деятельности.

Исследователи Центра языка и мозга НИУ ВШЭ представили новые цифровые инструменты для оценки когнитивных функций

В Центре языка и мозга НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, входящем в Институт психологии здоровья, прошел объединенный научный семинар стратегического проекта «Устойчивый мозг». Исследователи представили цифровые инструменты для оценки и коррекции речевых и когнитивных расстройств, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.

Ученые Вышки представили разработки, связанные с применением ИИ в медицине

Искусственный интеллект не заменит врача, но может стать ему отличным помощником. При этом здравоохранение нуждается в высокотехнологичных продуктах, которые способны быстро анализировать и контролировать состояние пациентов. Ученые Вышки применили ИИ для предоперационного планирования и постоперационной оценки результатов в спинальной хирургии и разработали автоматическую интеллектуальную систему для оценки биомеханики рук и ног.

Популярные или результативные: какие программы ДПО выбирают взрослые

Как показывают исследования, люди, получившие дополнительное образование, зарабатывают на 5–20% больше, чем те, кто не проходил такого обучения. Ученые Института образования НИУ ВШЭ впервые проанализировали влияние на повышение зарплат слушателей различных образовательных организаций и предлагаемых ими программ.

В Вышке упростили разработку интеллектуальных сервисов

Ученые НИУ ВШЭ разработали MLOps-платформу, применение которой поможет внедрять эффективные и безопасные ИИ-решения во всех кампусах и подразделениях университета. В дальнейшем рассматривается возможность масштабирования инструмента на внешний рынок.

Заглянуть в будущее: как вышкинцы изучают меняющийся мир

Молодые ученые Вышки представили свои исследовательские проекты, ставшие победителями конкурса стратпроекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования». Они будут строить прогнозы финансовых показателей российских компаний и развития вторичных санкций, просчитывать размер инвестиций в системы теплоснабжения, изучать причины готовности населения к благотворительности, учиться применять новые методы форсайта, а также изучать возможности использования методов научной фантастики. 

Добросовестные люди живут дольше

Такие черты личности, как добросовестность, эмоциональная стабильность и стремление брать ответственность за свои успехи и неудачи, существенно влияют на образ жизни и ее продолжительность. При этом черты личности не только воздействуют на здоровье через полезные и вредные привычки, но и непосредственно сказываются на смертности.