• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

У границы мира

До 31 мая принимаются заявки на участие в Третьей международной Летней школе в Лапландии, организованной факультетом политологии ГУ-ВШЭ. Ее организатор профессор Сергей Медведев* рассказывает о школе и других своих проектах.

— На кого рассчитана эта школа?

— Темы школы во многом универсальны. Школа рассчитана на студентов разных уровней, начиная от 2 курса бакалавриата до магистров и аспирантов. И на разные факультеты, поскольку она междисциплинарная: тут и политика, и экономика, и международные отношения, и культурные исследования. По опыту двух прежних школ могу сказать, что у нас побывали практически все факультеты Вышки, и все там одинаково интегрированы.

— Школа для студентов Вышки, или студенты из других вузов тоже могут участвовать?

— Нет, не только для студентов Вышки, хотя в предыдущие два года российские студенты были только из Вышки. Но российские студенты — это только половина. Вторая половина — студенты финских университетов. Идея всех наших школ в том, чтобы было соотношение 50 на 50, т.е. люди работают вместе, делают коллаборативные проекты и вместе живут: в одной комнате русский и иностранец, чтобы полностью обеспечить англоязычное общение. Конечно, не всегда так получается, потому что невозможно заставить кого-то с кем-то поселиться, но в этом году мы снова постараемся, чтобы в школе была половина русских, половина — финнов и норвежцев.

Одна из основных идей школы — межнациональное общение, мультикультурализм. Это очень важная составляющая, и поэтому я пытаюсь привлечь представителей народа саами, которые там живут. Я постараюсь, чтобы в школу приехали представителей парламента саами и по возможности устроить экскурсию к оленеводам. Кроме того, мы смотрим фильмы про эскимосов, про саами. То есть наличествует еще такая антропологическая составляющая.

— В чем идея вашей школы?

— По большому счету школа посвящена исследованию современного мира, пределов современности. Пределов как экономических, так и философских, и человеческих. Там, на Севере, проходит граница цивилизации, Ultima Thule, последний фронтир. Дальше уже только фьорды и океан до самого Северного полюса. Важно и то, что там есть точка, где сходятся границы трех стран: Финляндии, Швеции и Норвегии. Прямо на озере мостки, и на мостках пограничный столб. Мы идем туда через тундру и там, на мостках, устраиваем пикник и дискуссию о границах. То есть для меня пределом современности является природа. И в этом смысле школа об экологии, о том, как наша цивилизация и мы сами вписаны в пейзаж. На Севере это понять гораздо проще.

— Какие еще темы будут обсуждаться в рамках школы?

— Первая тема, как я уже сказал, это современная цивилизация, цивилизация модерна. Мы смотрим на ее истоки и пытаемся найти ошибку в ее исходном коде, в том, как сформировались отношения европейской цивилизации с природой 500 лет назад. Мы обсуждаем проблему идентичности, самоопределения человека в традиционном обществе (и здесь как раз важно изучение народа саами), в модерне (концепция homo economicus) и после модерна.

С точки зрения постмодерна мы обсуждаем и тему Севера. Север — это не только дикая природа, это еще и альтернатива потребительскому миру современности, и политическая маргиналия, альтернатива противостоянию Восток-Запад. Ну и, наконец, в завершающие дни нашей школы мы говорим об экологии: о «зеленой политике» и «эко-фашизме», о «ресурсном проклятии» и экологической архитектуре, лэнд-арте, об устойчивом развитии и движении за права животных. И здесь мы слушаем и обсуждаем студенческие доклады.

— Наличие доклада является обязательным?

— Студенты формулируют темы, составляют рабочие группы и готовят презентации в ходе самой школы.

— А свободное время остается?

— Да, свободное время остается, и еще у нас в запасе много света: мы там в глубоком Запольярье, и даже в августе смеркается лишь на пару часов. Мы используем почти все время для общения с природой: ходим на окрестные сопки, ездим на велосипеде в Норвегию — она в паре километров по шоссе. Паримся в сауне — сауна по-фински, с купанием в холодном озере, это тоже общение с природой. А потом допоздна сидим у огня в саамском шатре, «кóте». Мы живем на биостанции Хельсинкского университета, это вроде небольшой гостиницы со всеми удобствами на краю поселка, у норвежской границы. Там одна дорога, асфальтовая полоса, и вокруг горы, озера и тундра. Красота, которой больше нет нигде в мире, красота тихая и глубокая. Это будет самый хороший сезон, когда комаров уже нет, а снега еще нет, когда еще светло и по-летнему тепло, днем бывает до +25.

— Сколько все это будет стоить?

— Сама школа стоит 500 евро. Сюда входит организация, визы, обучение, 10 дней проживания, трехразовое питание. Хельсинкский университет обеспечивает нам очень низкие цены, как своим сотрудникам. Плюс билеты. Это от 200 до 300 евро, поездом до Лахти и оттуда автобусом 1200 км на север — и обратно. Цена еще не определена, потому что договор с автобусной компанией зависит от количества участников школы. Сюда же войдет и оплата однодневной экскурсии в Тромсе — фантастический город во фьордах, который называют «северный Париж». То есть «под ключ» Летняя школа будет стоить 700—800 евро на 12 дней. Кстати, в этом году студенты Вышки могут подавать заявки на гранты для участия в Летних школах, информация об этом распространялась по факультетам.

— Я знаю, что в марте у вас проходила еще одна школа, в Альпах. Расскажите о ней немного.

— Наша Зимняя школа — хотя, наверное, правильнее будет назвать ее «весенней», — проходила на горном курорте Гармиш-Партенкирхен под Мюнхеном в конце марта. Она называлась «Мир 2.0». Речь шла опять-таки о границах современной цивилизации, в том числе о пределах цивилизации потребления, которые обозначил нынешний кризис. Очевидно, что сегодняшняя система капитализма подходит к своим пределам, человеку нужны новые цели и мотивации, а не безостановочное расширение и потребление. И здесь появляются новые формы сетевой организации, они рождаются в блогах, в сетевых сообществах, в Википедии, где каждый пользователь является не только потребителем, «консьюмером», но «просьюмером», т.е. производителем-потребителем. Мы говорили о «викиномике», о сетевом производстве добавленной стоимости, о том, что в Сети, возможно, сбудется древняя мечта и человек реализует себя не как потребитель, но как творец. При этом, однако, сами не забывали об удовольствиях. С утра катались на лыжах, сняли для школы целый пансион на склоне горы, около подъемника. Мы провели в эту гостиницу беспроводной Интернет и постоянно работали в Сети, создавали сообщества, делали сайты по технологии 2.0. Вся работа школы была организована вокруг коллаборативных документов Google.doc — отличная технология, которую нам надо бы побольше применять в обычных курсах в Вышке. После этого мы еще на один день съездили в Мюнхен, попили пива и попели песни в знаменитом Хофбройхаусе и отправились в Москву.

— Каковы ваши дальнейшие планы по организации школ?

— Зимнюю школу в Гармише я тоже планирую сделать ежегодной, то есть зима — в Альпах, лето — в Лапландии… Есть еще одна задумка: сделать третью школу в мае в Италии, в городке Позитано к югу от Неаполя. У меня так получилось, что в 1990-е годы я подолгу жил в трех европейских странах, Финляндии, Германии и Италии, много там преподавал, знаю университеты и знаю «секретные» места, которые идеально подходят для организации школ. Так что на очереди Италия. Темой этой школы я бы хотел сделать взаимоотношения политики, экономики и культуры. Но здесь еще нужно будет выбрать хорошего итальянского партнера — такого, какой у нас есть в Финляндии (Александровский институт университета Хельсинки) и в Германии (Школа публичной политики университета Эрфурта). То есть получится: финская школа — цивилизация и природа, немецкая школа — цивилизация и технология и итальянская школа — цивилизация и культура. Надеюсь, эти планы сбудутся. Но пока все мысли о Лапландии и об августе на краю света, в тундре.

Подробнее о регистрации на участие в Третьей летней школе в Лапландии

Екатерина Рылько, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ


*Сергей Медведев включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.

Вам также может быть интересно:

Международный хакатон в нижегородской Вышке: новые решения экологических проблем

В НИУ ВШЭ — Нижний Новгород прошел международный онлайн-хакатон, посвященный решению экологических проблем. С помощью искусственного интеллекта и компьютерного зрения студенты из России и Белоруссии разрабатывали инновационные решения для сегментации изображений, предиктивного моделирования (прогнозирование будущего на основе данных из прошлого) выбросов и создания чат-ботов для заповедников и национальных парков.

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.