«Я и мечтать не могла о том, что у меня будут такие классные однокурсники»
Ольга Крылова — студентка первого курса совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и Российской экономической школы. Она окончила школу-интернат для обучения и реабилитации слепых, стала призером Всеросса по русскому языку и Московской олимпиады школьников по лингвистике, а также выиграла «Высшую пробу» по английскому языку. Благодаря успешным выступлениям на интеллектуальных состязаниях Ольга и стала студенткой Вышки. О первых впечатлениях от университета, учебе с помощью шрифта Брайля и однокурсниках студентка рассказала новостной службе портала.
Об учебе в школе
Я училась в Школе-интернате №1 вместе с ребятами с разной степенью потери зрения. Все предметы мы изучали с помощью азбуки Брайля (специальный тактильный шрифт, по которому читают и пишут незрячие и слабовидящие люди — прим. ред.), «по-настоящему» у нас в школе не писал никто из моих одноклассников. Потом Центр педагогического мастерства (ЦПМ), в котором есть отдел инклюзивных проектов, стал совместно с НИУ ВШЭ проводить у нас дополнительные занятия по олимпиадам: их вели студенты Вышки, которые распечатывали задания для занятий по Брайлю или зачитывали их вслух. Ведь, например, сейчас, особенно на математике, если преподаватель что-то пишет на доске, мне, конечно, абсолютно обязательно, чтобы он это произнес. Потому что в школе учителя не писали на доске совсем.
Итак, вышкинцы вели у нас дополнительные занятия по русскому языку, лингвистике, литературе и экономике. Я занималась экономикой, лингвистикой и русским языком в школе, а английским — с репетиторами. Готовилась к олимпиадам по русскому языку и лингвистике, ездила на выездные школы: в летнюю лингвистическую школу в Вороново, потом была в Голицыно. В выездные школы мне помогал ездить Центр педагогического мастерства, благодаря им вместе с нами туда отправлялись те же студенты, что вели у нас уроки, и помогали нам.
О победах в олимпиадах
На участие в олимпиадах в школе нас вдохновляла Елена Горелик из ЦПМ, например, она договаривалась с организаторами, чтобы они разрешили напечатать задания по Брайлю или даже адаптировали часть из них под нас. Я призер московской олимпиады школьников по лингвистике: на нее приглашают, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья. И благодаря этому могла (да и сейчас могу) поступить на компьютерную лингвистику в Вышку. Кроме того, я призер Всеросса по русскому языку плюс выиграла «Высшую пробу» по английскому языку. В последний год, уже в 11 классе, решила поступать на совместный бакалавриат НИУ ВШЭ и РЭШ, поэтому начала активно готовиться к ЕГЭ по математике с репетиторами. Победы в олимпиадах по русскому и английскому стали для меня 100 баллами ЕГЭ при поступлении, но математику пришлось сдавать в виде экзамена.
О решении учиться на экономиста
Есть две причины, почему я выбрала экономику, а не лингвистику. Во-первых, в школе я всегда смотрела одного влогера, у нее есть канал на Youtube и несколько стартапов, связанных с изучением иностранных языков. Она хотела учиться на переводчика, а родители убеждали ее, что нужно поступать на экономику. Потом она поняла, что образование в университете должно быть таким, «чтобы очень прокачать твой мозг». Ты учишь интегралы, не знаешь, пригодятся ли они тебе в будущем, но сам процесс сильно прокачивает мозг, и это в жизни точно пригодится. Однажды на встрече с абитуриентами по этой теме высказалась и Татьяна Кузнецова, выпускница магистерской программы «Стратегическое управление финансами фирмы». Она процитировала своего преподавателя по микроэкономике: «Вы что думаете, я вас учу микроэкономике? Нет, я вас учу впахивать!». Я запомнила фразу и меня вдохновил пример этого влогера. К тому же мои родители придерживались примерно такой же позиции: нужно заниматься не только языками. При этом я не согласна, что языки — это просто. Это очень сложно.
Во-вторых, на летних каникулах после 10 класса я побывала на летней экономической школе (ЛЭШ) с Центром педагогического мастерства. Я попала в ЛЭШ после того, как в лингвистической школе нам прочел лекцию по теории игр Данил Федоровых (заместитель проректора НИУ ВШЭ, начальник управления развития интеллектуальных состязаний — прим. ред.). Он рассказывал нам о футболе, игре Chicken, и мне стало очень интересно узнать больше об экономике.
О Вышке
Как я рассказывала, в нашей школе мы писали по Брайлю, при этом очень многие ребята использовали компьютеры, которые нам выдавали (сейчас большинство работ я сдаю именно так). На моем личном ноутбуке у меня стоит специальная программа, которая голосом зачитывает текст на экране. Я могу печатать, пользоваться интернетом по-русски и по-английски, на любых языках, но я всегда в наушниках. Сейчас Вышка выдала мне устройство, которое называется брайлевским дисплеем. Оно отдельно подключается к компьютеру (с помощью провода или по bluetooth) и на нем строка бежит Брайлем. Я за это очень благодарна университету.
В целом, Вышка очень старается. Например, на Покровке у нас положили направляющую плитку для слабовидящих.
В университете все жутко приветливые. Даже если я уверенно иду и никого не трогаю, ко мне подходит человек пять и спрашивают, нужна ли мне помощь
Однажды подошла женщина в преклонном возрасте, очень уверенно взяла меня под локоть и спросила: «Куда тебе надо?». Я не решилась отказать ей, испугалась даже и сказала: «Хорошо, пойдемте».
Была и непростая ситуация. В самом начале осени, когда у нас как раз было несколько «несчастных» очных пар, мне нужно было попасть из одной аудитории в другую на Покровке. Это сейчас я могу передвигаться по корпусу без навигатора и без сопровождающих, а тогда это были мои первые дни в Вышке, и я еще ничего не знала: где что находится, куда идти.
О впечатлениях от учебы
Я и мечтать не могла о том, что у меня будут такие классные однокурсники. Надя Белякова и Арина Сокова со второго курса проводят для меня дополнительные консультации по микроэкономике и математике. Когда ребята показывают презентации, все описывают слайды. Кроме того, для помощи мне РЭШ наняла Елену Горелик из ЦПМ. Она адаптирует задания для контрольных работ шрифтом Брайля. Она мне очень помогает со зрительными вещами, например, нам нужно было сделать красивую презентацию по психологии, я прислала ей все материалы, описала, что я хочу, и она помогла оформить работу. Когда нам присылают сфотографированный текст («читайте как хотите»), Елена расшифровывает его для меня.
В целом, у меня были сложности только с математическим анализом, все остальное довольно легко. Но при этом наш преподаватель по матану Илья Щуров — жутко умный и жутко классный. Он всегда рассказывал все устно, стараясь читать с доски, при этом, по собственной инициативе, он начал писать подробные конспекты. Причем такие, которые доступны для меня: он искал, как это сделать, нашел программы, о которых даже я не знаю, и стал с ними разбираться.
Наши преподаватели выкладывают видеолекции, это облегчает учебу, но я все равно записываю все по Брайлю. Я еще не привыкла писать математику прям на ноутбуке, пишу по старинке от руки, это отнимает ресурсы и время, так как шрифт Брайля требует примерно в три раза больше бумаги, чем обычный алфавит. Во время семинаров мне также помогает семинарист: он пишет на доске, я прошу читать, что он пишет. Задания мне присылают заранее в TEX — техническом редакторе, который преобразует текст в формулы для математических статей, я их могу прочесть. Математика с компьютера плохо читается, и это проблема, но в TEX все замечательно. Чувствую себя волшебником, когда пишу в TEX: написала странные символы, «сунула» в программу и сделала из этого красивый файл, который все могут прочесть.
После года учебы на совместном бакалавриате у меня такое впечатление, что все, кроме математики, — это легко и ничто, а математика — это взрыв мозга. Я понимаю, что это неправильное ощущение, но оно подтверждает идею, что нужно «прокачать» свой мозг. У Даниэля Канемана есть книга «Думай медленно... решай быстро». Там есть глава под названием «Интуиция экспертов: когда стоит ей доверять?» оказывается, эксперты учитывают слишком много всего, а случайностей они учесть не могут (математика имеет ограничения по предсказанию и моделированию: нужен ученый, который понимает, что важно, а что нет, что случайно может быть и так далее).
О жизни вне расписания
Еще в первый день учебы нам кто-то сказал: «Если у вас есть выбор: решать домашку или идти на интересную лекцию приглашенного выступающего, сходите на лекцию». У меня пока всегда побеждает домашка, но я стараюсь посещать такие мероприятия как можно больше: везде регистрируюсь, но не всегда успеваю, поэтому смотрю выступления в записи. Недавно, например, я была на лекции Эстер Дюфло — экономистки, выигравшей Нобелевскую премию. Еще мне нравятся выступления Андрея Бремзена, преподавателя РЭШ. Ты приходишь на его лекцию и понимаешь, что жизнь такая интересная! Он выдает столько информации из разных областей и делится невероятными фактами.
В школе, до выпускного класса, я занималась верховой ездой, потом стало некогда. Умею играть на гитаре. В школе у нас многие занимались пением, но мне как-то гитара больше нравится. Сейчас я пытаюсь учить немецкий с помощью Брайля: мне очень интересны языки.
О будущем
Окончание бакалавриата кажется таким далеким, поэтому пока я думаю только об учебе. Открываю список курсов и мне так хочется записаться на большинство, потому что интересно! В этом году я странно себя чувствую: раньше я все время участвовала в олимпиадах, в классе была самой активной. А теперь я как будто сижу, учусь и дополнительно ничего не делаю. Учу английский: мне хочется хорошо сдать TOEFL и поехать на учебу за рубежом.
Я всегда хожу на встречи с выпускниками нашего факультета. На таких мероприятиях я могу представить, чем заниматься после бакалавриата, потому что вижу, где работают разные люди с похожим образованием. Еще это хорошая возможность задать себе вопрос: «Что мне нравится делать?». Поэтому я ходила на эти встречи и буду ходить.