На Конкурсе инноваций в образовании ждут проекты оригинально названные и правильно упакованные
В этом году Конкурс инноваций в образовании (КИвО) проводится в пятый раз Институтом образования ВШЭ совместно с Рыбаков Фондом. Его победитель, как обычно, получит грант на поездку в любую страну для презентации проекта и поиска деловых партнеров. Заявки на конкурс принимаются до 15 мая.
В этом году КИвО отмечает свой первый юбилей. По словам директора конкурса Дианы Королевой, пять лет назад он представлял собой типичную образовательную инновацию. Не было ни понимания, кому его можно предложить, ни инвестиций, ни целевой аудитории. «Когда мы видим образовательные стартапы, то понимаем сложности, с которыми сталкиваются их авторы, потому что сами через них прошли», — рассказывает она.
Неисчерпаемый поток
Уже в 2014 году на конкурс поступило около тысячи заявок. В последующие годы их количество или росло, или оставалось стабильным — по словам научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина, поток инноваций в образовании оказался неисчерпаемым. В число партнеров конкурса вошли ведущие вузы, высокотехнологичные компании, общественные организации и популярные образовательные порталы. Практически каждый из 30 финалистов ежегодно получает призы от партнеров — чаще всего это бесплатное обучение, поддержка в раскрутке бизнеса или денежные премии.
Проекты, ежегодно представляемые на конкурс, можно разделить на две категории.
Первая категория — те из них, которые разработаны людьми, хорошо представляющими себе принципы работы системы образования («знающими, как расшифровывается аббревиатура «ФГОС»»). Чаще всего это студенты, учителя, университетские профессора и другие сотрудники образовательных организаций.
Вторая категория — люди из бизнеса. Они легко могут объяснить, что такое IPO или Cash-out, но далеко не всегда знают, как внедрить инновацию в повседневную практику школы или вуза.
«КИвО — это площадка, где могут поучиться и те, и другие, пообщаться с экспертами, менторами и понять, как превратить идею в успешный бизнес-проект», — считает Диана Королева.
Как отбирают заявки
На конкурс каждый год подаются самые разные заявки, касающиеся всех уровней образования — от дошкольного до дополнительного профессионального. И на первый взгляд, кажется невозможным оценить по одним и тем же критериям мобильное приложение для обучения дошкольников счету и методическую разработку для учителей музыки. Однако на КИвО это удается: заявки оценивают порядка ста экспертов — специалисты в самых разных направлениях развития сферы образования. Заполняя заявку, участник конкурса должен указать, эксперт какого профиля, по его мнению, мог бы ее адекватно оценить, — например, по дошкольному образованию или по применению IT в школах.
Механизм отбора проектов выглядит так. Каждую заявку оценивают независимо друг от друга несколько человек (на каждого приходится по 15-20 проектов), и по сумме набранных баллов формируется «золотая сотня». Затем эксперты собираются вместе и очно обсуждают каждую из этих ста заявок.
По итогам голосования выбираются порядка тридцати проектов — участников полуфинала, который проходит летом в Высшей школе экономики. Здесь полуфиналисты участвуют в акселераторе, где эксперты помогают им «докрутить» идею и дают рекомендации. На полуфинале обычно отсеиваются лишь несколько проектов. В этом году впервые будет запущена Школа менторов КИвО, в рамках которой инноваторы, имеющие опыт запуска и реализации бизнес-проектов, в том числе финалисты и победители прошлых лет, поделятся опытом с нынешними участниками конкурса.
Победителя конкурса выберут в финале, который пройдет в сентябре.
Советы конкурсантам
Чтобы подать заявку на конкурс, нужно заполнить форму на его официальном сайте. Организаторы дают три совета потенциальным участникам.
Во-первых, название проекта должно быть завлекательным и оригинальным. Из сотен заявок члены жюри должны выбрать 30 с небольшим, поэтому им определенно понравятся лаконичные, понятные и образные названия, а не «региональный межведомственный проект поддержки мониторинга качества образования», как иногда любят писать педагоги.
Во-вторых, проект должен быть правильно упакован. Обосновывать уникальность предложенной педагогической технологии, используя наукообразные выражения, не стоит, а вот представить анализ конкурентов, бизнес-план, маркетинговую стратегию, разработать прототип будет нелишним.
В-третьих, организаторы советуют мыслить масштабно — проект не должен замыкаться в конкретном районе или городе. Те, кто им заинтересуются, должны иметь возможность его повторить.
Максатбек Абдуназар уулу, создатель образовательного клуба «Билим», финалист КИвО 2016 года
С проектом клуба «Билим», где дети мигрантов изучают русский язык, мы участвовали в КИвО в 2016 году.
Сначала пришли на «Ясли-КИвО» (так называют однодневный акселератор инноваций, который проводится в последние три года на этапе приема заявок, в этом году он прошел 14 апреля в Фонде развития интернет-инициатив — Прим. ред.), затем по итогам отбора попали в финал. До конкурса мне казалось, что проект никому не нужен и перспектив у него нет, но уже на «Ясли-КИвО» увидел, что интерес со стороны системы образования очень велик. Общаясь с экспертами, понял, что проект может быть шире, чем мы его задумывали, — нужно не просто учить детей русскому языку, но помогать им с адаптацией в социуме, а также работать с их семьями.
По итогам конкурса проект получил грант 100 тысяч рублей от Института образования ВШЭ на покупку компьютерного оборудования. Затем стал резидентом Бизнес-инкубатора ВШЭ, на акселераторе Агентства стратегических инициатив и Фонда развития интернет-инициатив нас хорошо «прокачали», дали нужные рекомендации и в результате проект стал окупаться, мы даже вышли в прибыль. На международной конференции, на которую нас также пригласили по итогам конкурса, нашли инвестора, который предложил нам свою поддержку.
Светлана Попова, эксперт Института системных проектов Московского городского педагогического университета, участник КИвО 2018 года
В этом году вместе с коллегами мы подаем на КИвО проект «Стартуй, стартап!». Он разработан совместно с коллегами города Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа, мы его представили экспертам на акселераторе «Ясли-КИвО» в Фонде развития интернет-инициатив. Суть проекта в том, чтобы студенты вузов, в которых внедряется проект «Стартап как диплом», обучали основам предпринимательства школьников из глубинки в режиме онлайн и даже помогали бы им создавать стартапы.
Если удастся пройти в финал и поучаствовать в недельной летней школе, у нас будет хорошая возможность «прокачать» проект. Хотелось бы найти инвестора и других партнеров — администрации малых городов, где остро стоит проблема образовательного неравенства. В наших планах — сделать проект тиражируемым. Надеюсь, участие в конкурсе нам в этом поможет.
Королева Диана Олеговна
Центр развития лидерства в образовании: Аналитик
Вам также может быть интересно:
Новая столица Монголии: команда ФГРР представила мастер-план в финале международного архитектурного конкурса
В ходе финала международного конкурса в Улан-Баторе команда Факультета городского и регионального развития и Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ представила руководству Монголии и международному жюри мастер-план будущей столицы Монголии — Нью-Хархорума.
Специальные призы для участников международного конкурса WOWMOSCOW
Школа дизайна НИУ ВШЭ предоставляет специальные призы для участников международного конкурса видеороликов о городах WOWMOSCOW.
Вышка и московский Комитет по туризму проводят международный конкурс видеороликов о городах
Школа дизайна НИУ ВШЭ и столичный Комитет по туризму приглашают молодых режиссёров, аниматоров, операторов и других авторов, работающих с видео, к участию в международном конкурсе коротких видеороликов о городах. Конкурс организован на платформе Школы дизайна НИУ ВШЭ и Института развития креативных индустрий «Креативный город» в рамках форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030».
Работы на фотоконкурс «Природа и климат» принимаются до конца августа
Факультет географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ стал одним из организаторов фотоконкурса «Природа и климат», задача которого — показать красоту природы и ее взаимосвязи с климатом, а также современные подходы к изучению природных экосистем и их роли в регулировании климата. Конкурс открыт для всех желающих, лучшие работы будут представлены в сентябре на фотовыставке, приуроченной к 5-летнему юбилею факультета.
Восьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN — с новыми номинациями
Международный онлайн-конкурс HSE CREATIVE OPEN на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ открывает летний сезон с новым набором номинаций: «Визуальные исследования», «Гейм-дизайн», «Моушн-дизайн», «Плакат», «Цифровой продукт». Конкурс был запущен в 2022 году и за первый год собрал больше 1500 работ. Его цель — объединить идеи по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов. Прием работ — до 2 июля.
Кружковое движение НТИ подвело итоги Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом
Объявлены победители и призеры третьего Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом для школьников и студентов, организованного Кружковым движением Национальной технологической инициативы (НТИ). Результаты по трекам «Создатели» и «Контрибьюторы» опубликованы на официальном сайте и учитываются в конкурсе цифровых портфолио «Талант НТО», победители и призеры которого смогут получить до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в вузы в 2024 году.
В Вышке стартует конкурс компетенций в области ИИ и машинного обучения
Дирекция программы развития НИУ ВШЭ объявляет о проведении конкурса компетенций в интересах развития исследований в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Заявки принимаются до 2 мая 2024 года.
Стартовал конкурс для молодых ученых Вышки по темам стратпроектов
Дирекция программы развития НИУ ВШЭ запустила Конкурс проектов молодых ученых. Участвовать могут сотрудники, студенты и аспиранты университета. Организаторы принимают заявки на реализацию исследований в рамках стратегических проектов. Заявки принимаются до 18 апреля.
Подведены итоги второго сезона конкурса брендов «Знай наших»
По результатам конкурса растущих российских брендов «Знай наших», организованного АСИ и Фондом Росконгресс при поддержке ВЭБ.РФ, 15 брендов стали победителями в основных номинациях, еще 70 получили специальные призы от партнеров. НИУ ВШЭ и компания Wildberries стали партнерами конкурса в специальной номинации «Наше наследие».
Школа дизайна ВШЭ запускает региональный конкурс «Гений места»
Школа дизайна ВШЭ объявляет о старте регионального конкурса «Гений места» в рамках ежегодного проекта HSE CREATIVE OPEN. К участию приглашаются все, кто стремится получить качественное образование в сфере дизайна и создавать креативные проекты в родном городе, развивая локальную идентичность территорий. Победители конкурса получат скидку на обучение в онлайн-бакалавриате «Дизайн» НИУ ВШЭ — Пермь (10 скидок) и на программе «Дизайн» НИУ ВШЭ — Нижний Новгород (10 скидок).