• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российские школьники неплохо владеют компьютером, но заслуга школы в этом невелика

23 декабря на заключительном в этом году семинаре Института образования ВШЭ обсуждались результаты международного исследования компьютерной и информационной грамотности школьников ICILS-2013.

Результаты исследования представляла заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров (НФПК) Светлана Авдеева. В начале 2000-х годов она возглавляла московский центр Федерации интернет-образования — некоммерческой организации, созданной Михаилом Ходорковским для обучения учителей интернет-технологиям, а затем руководила проектом Всемирного банка по информатизации российских школ.

Что за исследование?

ICILS-2013 (International Computer and Information Literacy Study) — это проект, оценивающий компьютерную и информационную грамотность 14-летних школьников. Наряду с другими, более известными сравнительными исследования качества образования TIMSS и PISA, его проводит Международная ассоциация по оценке образовательных достижений.

В ICILS-2013 участвовала 21 образовательная система — и целые страны, и отдельные регионы (Австралия, Швейцария, Гонконг, Буэнос-Айрес и другие), всего более 60 тыс. детей из 3300 школ. К участию никого не принуждали, так что в проект попали те, кто смог организовать тестирование и заплатить вступительный взнос (в России в числе спонсоров — НФПК, Минобрнауки России и глава компании 1С Борис Нуралиев).

Задача исследования — выяснить, готовы ли дети к жизни в информационном обществе, оценить факторы, влияющие на компьютерную и информационную грамотность. Компьютерный тест продолжается около 1,5 часов. Помимо выполнения заданий, дети заполняют анкету о себе, есть еще анкета для учителей.

В России в исследовании приняли около 4 тыс. учеников 208 школ из 43 регионов. Тестирование проводилось в течение месяца осенью 2013 года, первые результаты были получены в ноябре 2014 года. В марте 2015 года будет открыта база данных исследования по всем странам, а в июне НФПК представит аналитический доклад.

Что проверяли?

Тест проверяет как технические навыки, помогающие использовать компьютер, так и исследовательские, связанные с оценкой информации на предмет релевантности, непротиворечивости, полезности. Больше всего баллов дают за задания, связанные с производством информации и обменом ею.

«Это не совсем обычный тест, к которому мы привыкли на контрольных работах и на ЕГЭ», — считает Светлана Авдеева. Пример очень простого задания — предлагается письмо из электронной почты, и ученик должен определить, кому оно предназначено, то есть назвать имена, которые написаны в строчках «Кому» и «Копия». Пример сложного задания — нужно подготовить постер о работе школьной секции, и здесь проверяются как технические навыки, так и умение отобрать нужное содержание.

Ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семенов отметил, что многие исследования компьютерной грамотности, которые проводились до этого, — это вопросы о том, как дети и учителя работают с информацией, часто ли используют компьютер и далее в том же духе. В этом исследовании фокус другой: нужно сесть за компьютер и продемонстрировать, как ты умеешь работать с информацией.

Неплохой результат

Среди 15 стран основной выборки Россия заняла 8-е место с 518 баллами, и это, по оценке Светланы Авдеевой, неплохой результат—  при том что в выборку попали самые разные школы, в том числе отдаленные сельские. Лучший результат у Чехии — 553 балла, худший у Турции — 361 балл.

Самый низкий уровень грамотности продемонстрировали 36 процентов российских детей, 2 процента — самый высокий, и это мало для страны, которая хочет развивать инновационную экономику (в Южной Корее — 5 процентов, это самый высокий показатель). По уровню грамотности сельские школьники отстают от городских, особенно в городах-милионниках.

Как показало исследование, все российские школы подключены к Интернету, но более половины учителей и учеников жалуются, что скорость соединения недостаточна, связь нестабильна, то есть нет возможности работать ни с платформами дистанционного обучения, ни с электронными курсами. Информационно-коммуникационные технологии используются не в полной мере — не хватает квалифицированного технического персонала, эффективных учебных программ и электронных ресурсов.

Что делать?

Ключевой вывод, касающийся не только России, но и других стран, заключается в том, что школьные уроки информатики очень слабо влияют на уровень информационной и компьютерной грамотности детей. ЕГЭ по информатике — это фактически дополнение к ЕГЭ по математике, между ним и исследованием ICILS, по выражению научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина, так же мало общего, как между слоном и мотоциклом.

Как заметил руководитель проекта «Образование в инновационном центре “Сколково”» Алексей Муранов, информатизация в нашей стране идет успешно вопреки стараниям учителей и министерства. Отсюда рекомендация по корректировке образовательных программ, чтобы дети и в школе учились самостоятельно работать с информацией, представлять свои информационные продукты аудитории.

В новых федеральных государственных образовательных стандартах общего образования много говорится о формировании ИКТ-компетенций, причем это относится к метапредметным результатам образования, не связанным с конкретными школьными дисциплинами. «Учитель любого предмета должен интересоваться тем, правильно ли ученик организовал слайды в презентации, правильно ли подана информация на слайдах, где он искал эту информацию и правильно ли ее цитировал», — говорит Алексей Семенов.

Если четко следовать требованиям стандарта, все российские дети к 2020 году должны достичь самого высокого, по меркам ICILS, уровня компьютерной и информационной грамотности, считает Светлана Авдеева.

Борис Старцев, Новостная служба ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В Вышке пройдут летние очные смены для школьников

Центр взаимодействия с регионами и проект «Академия школьников» НИУ ВШЭ проведут две летние смены для учеников 6–8-х классов. Старшеклассники смогут познакомиться с университетом, почувствовать себя студентами и оценить, какие направления наиболее интересны для изучения.

Прием заявок от школьников на участие в выездной биологической сессии продлится до 5 марта

Выездная сессия для учеников 6-10 классов, интересующихся биологией, пройдет с 26 марта по 5 апреля в подмосковном Пущино. Ее организует Дирекция общего образования НИУ ВШЭ в рамках проекта «Академия школьников».

С 4 сентября начинается прием заявок на обучение на факультете довузовской подготовки ВШЭ

Факультет довузовской подготовки предлагает программы для школьников 5–11 классов. Обучение на них позволяет не только подготовиться к сдаче государственных экзаменов и поступлению в вуз, но и получить знания по тем предметам, которых нет в обычной школьной программе.

«Нужно сделать так, чтобы школьники почувствовали себя исследователями»

C 6 по 12 июня в учебном центре «Вороново» прошла тематическая сессия Академии старшеклассников, в которой участвовали 84 десятиклассника из базовых школ Университетского образовательного округа ВШЭ. Занятия по русскому языку для них провели студенты образовательной программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика».

Состоялся финал Всероссийского чемпионата НИУ ВШЭ по предпринимательству для школьников

В Высшей школе экономики при поддержке Фонда развития интернет-инициатив и школы бизнеса для тинейджеров MyStarta состоялся первый в России Чемпионат по предпринимательству для школьников. Всего участие в нем приняли 800 школьников со всей России и стран СНГ, в финал прошли 16 команд из 34 человек.

«Лично мне изучение философии помогло немного разобраться в собственной жизни»

В Москве завершилась Осенняя школа философии, организованная Вышкой для старшеклассников из российских регионов. 22 школьника вместе с преподавателями и исследователями ВШЭ выясняли, для чего сейчас получать философское образование в университете и чем оно помогает в жизни и карьере.

Студенты Вышки провели для школьников олимпиаду по лингвистике

77 школьников из пяти городов России приняли участие в I Московской устной олимпиаде по лингвистике, которую по своей инициативе организовали  студенты бакалаврской программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» ВШЭ. Участников ждали задания по коптскому, горномарийскому, русскому жестовому языкам и другие лингвистические изыски.

Как и чему учиться в Вышке, если ты еще школьник

До 23 сентября продолжается прием на программы факультета довузовской подготовки ВШЭ. Они открыты для учеников 5-11 классов, которые хотят подготовиться к сдаче ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, поступлению в Лицей ВШЭ или просто узнать то, чему не научат в обычной школе. 17 сентября на факультете пройдет день открытых дверей.

ВШЭ открывает в школах математические кружки «шаговой доступности»

В начале сентября в шести школах Москвы для учеников 6-7 классов откроются математические кружки, где будут преподавать студенты и сотрудники ВШЭ. Школьники получат представление о красоте и строгости в математике и научатся решать нестандартные задачи.

2 место

занял Лицей НИУ ВШЭ в новом рейтинге московских школ.