«Наша выставка — попытка ответить на вызов концептуализма в самой радикальной форме»
С 18 января по 4 февраля в галерее «На Песчаной» объединения «Выставочные залы Москвы» прошла выставка «Упражнения в концептуализме» на стыке философии и современного искусства. Выставка была посвящена философской постановке вопроса о феномене концептуализма через изучение художественного, институционального, эпистемологического (познавательного) и онтологического (бытийного) статуса такого важного и малоисследованного элемента современного искусства, как экспликация.
Кураторами проекта выступили Никола Лечич — кандидат философских наук, писатель, доцент Школы философии и культурологии ФГН НИУ ВШЭ, и Майя-София Жуматина — художница, стажер-исследователь Научно-учебной лаборатории трансцендентальной философии НИУ ВШЭ.
«Упражнения в концептуализме» — результат полуторагодового проекта-лаборатории на базе ШФиК факультета гуманитарных наук ВШЭ. Проект был реализован при совместной работе его кураторов со студентами Вышки: Артемом Бычковым, Анной Волковой, Денисом Лукшиным, Николаем Марушевым и Анной Пинчуковой. «Проект задумывался как междисциплинарный, на стыке философии и современного искусства. К участию приглашались не художники, а теоретики — молодые исследователи из ВШЭ философских специальностей или имевшие философский бэкграунд», — пояснила Майя-София Жуматина.
В рамках проекта-лаборатории студенты посещали занятия по философии текста и концептуальному искусству, а также тренировались в осмыслении феномена экспликации, рассказал Никола Лечич. «Но только треть группы смогла добраться до участия в выставке», — добавил он.
Результатом работы лаборатории стало «расщепление» одного художественного артефакта — шумового звука таинственного происхождения — через наделение его 99 разными художественными концепциями-экспликациями. Так появилась выставка 1 и 99 произведений искусства. Каждая из экспликаций по-своему относится к «общему» артефакту — безымянному звуку — и вместе с ним моделирует отдельное произведение концептуального искусства. Таким образом, посетители находятся между 99 мирами, у каждого из которых были свое название, автор и философия, время и законы.
«Каждый из 99 миров ставил посетителя в новую, неповторимую ситуацию. Зритель становился вовлеченным участником, исполнителем перформанса, сам превращался в предмет искусства. Мы предложили зрителю пройти как можно больше трансформаций и каждый раз подумать о том, что значит творить, быть, жить и созерцать мир», — объяснил Никола Лечич.
«Мы назвали нашу выставку “упражнениями”, потому что создание каждой концепции для артефакта было практически мыслительным экспериментом, — прокомментировала Майя-София Жуматина. — Если зачастую художник сначала придумывает идею, а потом ее воплощает, то мы работали от артефакта: каждый раз перед нами стояла задача придумать такую концепцию для произведения, чтобы она привела художника к созданию этого единственного, экспонируемого в зале артефакта».
Посетителям предложили также стать участниками лаборатории в стенах галереи. «Они могли самостоятельно поупражняться в создании новых произведений искусства через концептуализацию представленного на выставке артефакта-звука — для этого был отдельный зал для размышлений и работы», — пояснила куратор.
В чем заключается философский задел «Упражнений в концептуализме»? Выставка пытается средствами современного искусства ответить на древний вопрос об отношении воплощенного художественного произведения (как артефакта) и заключенной в нем идеи (мысли), в том числе в ее текстуальной форме. В XX веке концептуалисты заявили, что искусство как эпицентр человеческого творчества имеет право на существование только в том случае, если в каждом новом исполнении оно переосмысливает то, чем может быть искусство как таковое. «Наша выставка — попытка ответить на вызов концептуализма в самой радикальной форме, — объяснил Никола Лечич. — Уникальность и новаторство нашего проекта заключается в изобретении новой формы одновременного существования одного и многих произведений концептуального искусства через один артефакт и множество его концепций. Эта ситуация ставит важные художественные и философские вопросы».
В будущем Майя-София Жуматина и Никола Лечич планируют продолжать экспериментировать с различными формами в искусстве в формате лаборатории. «Но результаты не будут получены скоро, — добавил Никола Лечич. — Цикл производства таких проектов большой — 1,5–2 гoда. Идеи уже есть, но рассказывать о них преждевременно: в современном искусстве считается, что идея — это все, поэтому раскрыть ее означало бы показать выставку заранее».
Вам также может быть интересно:
Преподаватели и студенты Школы дизайна — Санкт-Петербург создали дизайн выставки в Эрмитаже
В Манеже Малого Эрмитажа проходит выставка «Приключения барона Мюнхгаузена в России». Дизайн-концепцию экспозиции вместе со своими студентами спроектировал Андрей Пунин, главный куратор профиля «Среда и интерьер» Школы дизайна питерской Вышки, а художественное оформление и иллюстрации для выставки создала Екатерина Филипенко — преподаватель «Арт-практики».
«Время — самый ценный ресурс»
В конце августа в Российской государственной библиотеке для молодежи состоялось открытие выставки студентов и выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ «Как я провел это лето». Каждая представленная здесь работа — это уникальная история, наполненная воспоминаниями, чувствами и мечтами. Произведения искусства становятся мозаикой, в которую вплетены авторские комментарии, представляющие собой своеобразные сочинения и мысли о пережитом. Поразмышлять вместе с художниками об уходящих теплых днях можно до 22 сентября включительно.
Школа дизайна ВШЭ и Комитет по туризму города Москвы представляют: мировые таланты в столице
Результатом сотрудничества Школы дизайна НИУ ВШЭ и Комитета по туризму города Москвы стали сразу два больших проекта: Международная выставка фотографий стран БРИКС «Большие города в Москве» и Международный конкурс видеороликов о городах WOWMOSCOW, победителем которого названа представительница Индонезии — Такха Аудьярахма. Премьера ее видеоролика состоится 24 августа в рамках программы Московской международной недели кино.
Ежегодная итоговая выставка Школы дизайна НИУ ВШЭ проходит на Винзаводе и в MMOMA
В середине июля Школа дизайна НИУ ВШЭ представила итоги студенческих проектов 2023/24 учебного года на двух столичных площадках. Выставка «Коллекция. Порядок вещей» открылась в HSE ART GALLERY на Винзаводе и в MMOMA на Гоголевском бульваре. В этом году экспозиция объединила более 150 авторов, чьи проекты были отобраны по результатам внутреннего конкурса.
Главные тенденции в искусстве 2023–2024 годов: как прошла конференция в HSE CREATIVE HUB
В конце июня в HSE CREATIVE HUB состоялась экспертная конференция «Тенденции выставочного сезона», посвященная актуальным направлениям в современном искусстве. Известные искусствоведы и художники обсудили знаковые выставки последнего времени, тенденции 2023–2024 годов и их возможное влияние на развитие этой сферы в ближайшем будущем.
«Выточить немного веретен или сплести несколько нитей — в этой практике и заключена суть искусства»
В пространстве HSE ART GALLERY на Пионерской запускается цикл парных персональных выставок: на одной площадке демонстрируются проекты «учителей и учеников» Школы дизайна ВШЭ. Первым из этой серии станет экспозиция «Черепки и веретена / Радость и тягость» преподавателя Владислава Ефимова и студентки профиля «Дизайн и современное искусство» Александры Замуруевой.
«Тенденции выставочного сезона»: конференция в HSE CREATIVE HUB
20 июня в пространстве HSE CREATIVE HUB пройдет конференция с участием экспертов в области современного искусства — «Тенденции выставочного сезона». Спикеры и гости конференции обсудят главные тенденции в искусстве 2023-2024 годов и попробуют предсказать, какие из них останутся с нами в ближайшем будущем.
«Здесь были мы»: выставка аспирантов Вышки в «ГЭС-2»
Проект «Здесь были мы. Архивы российской моды. 1993–2005» рассказывает о влиянии художественной среды на формирование российской модной индустрии. Он сложился благодаря исследованию «Архив российской моды», которое проводят сокураторы выставки Людмила Алябьева и Светлана Сальникова на базе аспирантуры Школы дизайна НИУ ВШЭ. Также в проекте примут участие куратор направления «Мода» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Мария Смирнова и руководитель направления Анзор Канкулов.
«Всё всегда и сразу»: первая выставка HSE ART GALLERY на Винзаводе
По 30 июня продлится первая выставка HSE ART GALLERY в новой локации — в Центре современного искусства Винзавод. Экспозиция состоит из работ более 50 студентов и выпускников трех направлений Школы дизайна НИУ ВШЭ: «Современное искусство», «Мода» и «Предметный дизайн». Выставка представляет панораму поколения двадцатилетних — первой генерации, родившейся и полностью сформировавшейся в новом тысячелетии.
Восьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN — с новыми номинациями
Международный онлайн-конкурс HSE CREATIVE OPEN на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ открывает летний сезон с новым набором номинаций: «Визуальные исследования», «Гейм-дизайн», «Моушн-дизайн», «Плакат», «Цифровой продукт». Конкурс был запущен в 2022 году и за первый год собрал больше 1500 работ. Его цель — объединить идеи по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов. Прием работ — до 2 июля.