• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Если лучше меньше, то еще лучше, чтобы было проще

Минэкономразвития в целом поддержало предложение Минфина и Федеральной таможенной службы снизить уровень цен не облагаемых таможенной пошлиной интернет-покупок с тысячи до 150 евро. Комментирует первый проректор ВШЭ Вадим Радаев.

В России наблюдается ускоренный рост трансграничной торговли — покупатели все больше заказывают товары в иностранных интернет-магазинах. Помимо ряда преимуществ этих магазинов, всплеск трансграничной торговли был в немалой степени вызван повышением в 2010 году максимальной суммы для беспошлинной пересылки международных почтовых отправлений для физических лиц с 10 тысяч рублей до тысячи евро.

На сегодня этот порог является самым высоким в мире, порождая противоречивые эффекты. С одной стороны, беспошлинный ввоз способствует вовлечению в интернет-торговлю новых покупателей. С другой стороны, в сочетании с относительно высокой (по международным меркам) налоговой нагрузкой для юридических лиц, импортирующих товары в Россию, — высокими тарифами (до 20%) и высокой ставкой НДС (18%) — возникают неравные условия для конкуренции между зарубежными компаниями, обслуживающими физических лиц, и отечественными участниками рынка, несущими полное бремя налоговой нагрузки при ввозе импортного товара. Работать из-за рубежа оказывается выгоднее, чем в России.

Но что еще более важно, либеральным режимом трансграничной торговли незаконно пользуются многие недобросовестные российские интернет-магазины (преимущественно мелкие), импортирующие товары на имя физических лиц (как бы для себя) с целью их дальнейшей коммерческой реализации. Пользуясь отсутствием эффективного контроля над соблюдением существующего законодательства, они уклоняются от уплаты таможенных пошлин и налоговых сборов. В подобных условиях у серьезных инвесторов и торговых операторов возникают стимулы к переносу деловой активности за рубеж (или к тому, чтобы не приходить в Россию).

Предлагаемое сегодня снижение порога беспошлинной пересылки товаров для физических лиц с тысячи до 150 евро в ближайшее время не затронет значительную часть покупателей иностранных интернет-магазинов, поскольку у половины или даже более их покупки по стоимости не превышают 150 евро. Но остальной части покупателей, которые переходят этот порог, уже сейчас придется платить сбор — 30% от таможенной стоимости товаров, но не менее четырех евро за килограмм веса.

Если решение о снижении порога беспошлинной торговли будет приниматься, следует обратить внимание на задержки и издержки, связанные с таможенным оформлением и декларированием (что многими покупателями может восприниматься более болезненно, чем повышение цены). И целесообразно вводить упрощенный порядок таможенного оформления для международных почтовых отправлений, не превышающих по стоимости, например, сегодняшнего порога в тысячу или хотя бы 500 евро. Наряду с упрощением процедур, которые должны быть более гуманными по отношению к потребителям, следует также распространить порог беспошлинного ввоза на одну покупку (как в большинстве стран), а не для совокупности товаров, заказанных в течение месяца (заодно снять лишние сложности с администрированием подобной нормы).

И в любом случае требуется более эффективный таможенный и посттаможенный контроль над недобросовестными участниками рынка, направленный против «серых» дилеров и распространителей контрафакта, заполоняющего внутренний рынок, особенно если речь идет о самых быстрорастущих его сегментах — одежды и обуви.

Всем этим вопросам было посвящено недавно проведенное специальное исследование Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ на тему «Влияние трансграничной торговли на розничные рынки России», организованное по заказу Ассоциация компаний интернет-торговли и ассоциации «РАТЭК». В ходе исследования были проведены: ценовой мониторинг полусотни отечественных и зарубежных интернет-магазинов; стандартизованные опросы покупателей отечественных и зарубежных интернет-магазинов; серия углубленных интервью с экспертами отрасли; серия углубленных интервью с покупателями отечественных и зарубежных интернет-магазинов; были получены данные о почтовых отправлениях (импорте) «Почты России»; данные международных исследований трансграничной торговли; результаты предшествующих исследований рынка электронной коммерции. Результаты исследования готовятся к изданию в очередном номере сборника «Аналитика ЛЭСИ» и вскоре будут доступны всем желающим.

Вам также может быть интересно:

Что продают страны. Место России в мировой торговле

Международная торговля — территория конфликтов и меняющихся стандартов. Экономические лидеры отступают перед влиянием новых игроков, правила отрасли «переписываются» цифровыми технологиями. В ее состоянии и российских перспективах разбираемся по материалам доклада от экспертов Центра исследований структурной политики и Института торговой политики НИУ ВШЭ.

Как подделки выходят на рынок

Экономический кризис и снижение доходов населения привели к росту нелегальной торговли в России.

Низкий спрос и неопределенность снижают деловую активность

Ограниченный спрос, экономическая неопределенность, высокие налоги и недостаток финансовых средств заставляют бизнес снижать производственную активность и замораживать инвестпроекты, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ.

37%

покупателей при выборе интернет-магазина в первую очередь обращают внимание на то, чтобы цена товара там была ниже, чем у конкурентов.

Хороший урожай поддержал экономику

Индекс интенсивности выпуска товаров и услуг, ежемесячно отслеживаемый Центром развития НИУ ВШЭ, в июле 2014 года снизился всего лишь на три сотые процента. От более значительного падения, продолжающегося на протяжении девяти месяцев, индекс спасла позитивная ситуация в сельском хозяйстве, обусловленная хорошим урожаем.

Промышленности не хватает инвестиций

Индекс интенсивности выпуска товаров и услуг, ежемесячно отслеживаемый Центром развития НИУ ВШЭ, в мае 2014 года снизился на 0,4%. Наибольший вклад в сокращение этого показателя внесли оптовая торговля и сельское хозяйство.

Высокие налоги и низкий спрос мешают бизнесу расти

Ограниченный спрос, высокие налоги, недостаток финансовых средств и высокая степень неопределенности в дальнейшем развитии экономики снижают горизонт планирования предпринимателей, препятствуют развитию инвестиционных и инновационных инициатив, выяснили эксперты Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ.

Открылся интернет-магазин Издательского дома ВШЭ

Заказы доставляются по всей территории России. Покупатели могут воспользоваться курьерской доставкой либо получить заказ в одном из пунктов самовывоза в 49 городах.

6%

россиян за последний год делали покупки в зарубежных интернет-магазинах. 

Задачи, которые ставила перед собой ФАС России, не только весьма амбициозны, но и все больше выходят за рамки защиты конкуренции как таковой

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) представила проект поправок к Закону «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», возобновляющий начатую несколько лет назад атаку на торговые сети. Комментирует первый проректор, заведующий Лабораторией экономико-социологических исследований ВШЭ Вадим Радаев.