Роботам в России не хватает кадров
Быстрый рост промышленной робототехники требует большого числа квалифицированных специалистов, способных проектировать и выпускать роботов. Для этого необходима модернизация инженерного образования, более тесное взаимодействие вузов с индустриальными партнерами. Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ провел круглый стол «Кадровый потенциал промышленной робототехники. Проблемы и пути решения».
Модератор круглого стола, ведущий научный сотрудник Лаборатории экономики инноваций Юлия Белова, отметила: быстрое развитие робототехники требует столь же быстрого наращивания кадрового потенциала, численного и качественного роста специалистов, обладающих современными компетенциями, и соответствующей подготовки инженеров. Совместно с заведующей отделом исследований человеческого капитала ИСИЭЗ Натальей Шматко она представила результаты диагностики кадровой обеспеченности промышленной робототехники и имеющихся в компаниях проблем с удовлетворением растущего спроса на инженеров, а также полученные оценки уровня владения технологическими компетенциями и их дефицита в настоящее время и на горизонте до 2030 года.
Информация была получена в ходе исследования кадрового потенциала робототехнических компаний, занятых разработкой, производством и интеграцией роботов, а также образовательных и научных организаций сферы промышленной робототехники. В том числе были проведены экспертные интервью с их руководителями, а также глубинные интервью с отраслевыми экспертами высокого уровня.
По словам Натальи Шматко, подавляющее большинство руководителей сообщили о неудовлетворенном спросе на инженеров, причем наибольший дефицит отмечен в отношении схемотехников, конструкторов и инженеров по автоматизации. По расчетам ИСИЭЗ, планируемое расширение производства в отрасли приведет к росту спроса на все инженерные профессии, связанные с робототехникой, но больше всего спрос может увеличиться на инженеров-программистов, конструкторов и сервисных инженеров.
Юлия Белова отметила, что разные стадии жизненного цикла продукта требуют развития отдельных групп компетенций в области исследований, разработки, производства и эксплуатации робототехники. Как показало исследование, руководители наиболее высоко оценили компетенции инженеров на стадии эксплуатации и значительно ниже — на стадии научных исследований. Невысокие в среднем оценки были даны уровню владения компетенциями в области искусственного интеллекта, специальными цифровыми и мягкими навыками.
Самый высокий рост значимости на перспективу показывают чаще всего наименее развитые в настоящий момент компетенции. Особенно это касается таких компетенций, как понимание возможностей использования нанотехнологий в робототехнике, проектирование и трассировка печатных плат, навыки демонтажа/утилизации/переработки, понимание роевого интеллекта и принципов обеспечения взаимодействия множества роботов. В докладе были приведены примеры уникальных компетенций, остро востребованных в промышленной робототехнике. Среди них, например, умение рассчитать робота в динамике или применять системы технического зрения.
Недостаток мягких навыков приводит к увольнению или «физической изоляции» сотрудников с уникальными компетенциями, не умеющих наладить контакт с коллегами. Для решения кадровых проблем работодатели создают привлекательные условия труда, развивают корпоративную культуру, привлекают молодежь, в том числе студентов старших курсов и аспирантов.
Заместитель директора департамента станкостроения и тяжелого машиностроения Минпромторга России Александр Львов напомнил, что сейчас на 10 000 работников в обрабатывающей промышленности в России приходится 19 роботов, а цель, поставленная главой государства Владимиром Путиным, — попасть в число 25 ведущих стран мира по этому показателю к 2030 году. «Для достижения поставленных задач нам необходимо сконцентрироваться на подготовке инженеров-разработчиков роботов во взаимодействии с производителями и текущими интеграторами. Задача амбициозная, но решаемая», — отметил Александр Львов. Он также сообщил, что Минпромторг России разработал комплекс мер поддержки разработчиков, производителей, интеграторов и потребителей роботов.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Елена Мирюгина отметила, что подготовка специалистов-робототехников ведется на разных направлениях и число бюджетных мест растет. Робототехника стала одним из ключевых направлений в программах развития передовых инженерных школ и в «Приоритете-2030». «Наши выпускники смогут обеспечить себе будущее, а значит, будущее всей страны», — резюмировала она.
Директор Центра стратегической аналитики и больших данных ИСИЭЗ Константин Вишневский сообщил, что анализ больших данных с применением разработанной в институте системы iFORA наглядно показывает, что развитие робототехники движется от улучшения отдельных характеристик роботов к созданию роботизированных производственных экосистем и повышению автономности устройств. В ближайшие годы роботы будут появляться там, где они ранее не применялись. В частности, это касается коботов — коллаборативных роботов, способных работать вместе с человеком.
По оценкам ИСИЭЗ, на российском рынке промышленной робототехники интеграцией, производством роботов и комплектующих занимаются более 110 организаций. Большая их часть — малые и средние предприятия. Вместе с тем среди организаций — пользователей промышленных роботов преобладают средние и крупные предприятия. Большинство компаний используют не более пяти роботов, причем у 80% организаций средний возраст оборудования не превышает 10 лет. Чаще всего роботов применяют в химической промышленности, но интенсивнее всего в автопроме и пищевой отрасли. Наибольший резерв для расширения применения роботов имеется в электронной и электротехнической промышленности.
Председатель правления Консорциума робототехники и систем интеллектуального управления, исполнительный директор НПО «Андроидная техника», разработчика робота Федора, Евгений Дудоров поблагодарил за представленный отчет по исследованию кадрового потенциала и отметил его высокий профессиональный уровень. «Видно, что работают профессионалы своего дела», — сказал он. Евгений Дудоров подчеркнул, что развитие робототехники предполагает два кадровых трека. Первый — создание роботов для замены человека, что позволит сократить дефицит кадров. Однако, полагает эксперт, возможность замены человека в ряде профессий предполагает серьезные научные исследования и практические шаги. Второй — подготовка специалистов для разработки и эксплуатации роботов. Здесь отмечается дефицит профессионалов в разработке решений, их интеграции в промышленность и другие отрасли экономики.
Следует учитывать, что поступившие в нынешнем году студенты появятся на рынке труда только в 2030 году, и необходимо, чтобы они получили практический опыт во время учебы. Евгений Дудоров предложил создать единый профессиональный стандарт по робототехнике, чтобы готовить специалистов по общим правилам, а также запустить курсы дополнительного профессионального образования для сотрудников предприятий, способных объяснить руководителям, какие экономические и иные выгоды приносит роботизация технологических процессов.
Чтобы ускорить подготовку специалистов, предотвратить их уход в IT, следует активизировать взаимодействие вузов и компаний, применяющих роботов. Важно оснастить лаборатории университетов и колледжей роботизированными комплексами и компонентами российского производства, а также разрешить работать по специальности студентам начиная с 1-го курса.
Исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники Ольга Мудрова отметила чрезвычайную важность представленных на круглом столе результатов исследования: «Они подсветили необходимость более четко разделять уровни подготовки для разработчиков и эксплуатантов робототехнических устройств и комплексов. Такой подход позволит уточнить количественную потребность в инженерах, техниках и операторах роботов и систем, а также исключит нескоординированность вузов в программах подготовки инженеров». Ольга Мудрова подчеркнула, что существует потребность в составлении «функциональных карт специалистов», которые могли бы учитывать отраслевую специфику потребителей для разработки и реализации методик преподавания, учебных планов разных уровней подготовки, а также усиливать взаимодействие с индустриальными партнерами.
С необходимостью дифференциации инженерной подготовки согласился и технический директор компании «Технорэд» Артур Харьков.
Аркадий Ющенко, заместитель заведующего кафедрой «Робототехнические системы и мехатроника» МГТУ им. Н.Э. Баумана, отметил: подготовка по робототехнике ведется в 60 вузах, но квалифицированных специалистов готовят только в 15–20, поскольку обучение требует качественного оборудования. Он полагает, что отсутствие государственного образовательного стандарта (ФГОС) по базовому высшему образованию в области робототехники затрудняет подготовку профессионалов в этой сфере.
В России сохраняются проблемы с выпуском роботов, его нынешние объемы недостаточны и, по мнению Аркадия Ющенко, не позволяют достичь намеченных результатов. Он считает, что образование должно строиться на перспективу с пониманием, куда пойдут выпускники.
Заведующий Лабораторией промышленной робототехники, помощник ректора МГТУ «СТАНКИН» Мадин Шереужев предложил сформировать региональные площадки для подготовки кадров на базе существующей инфраструктуры детских технопарков, центров профессионального мастерства при СПО и лабораториях вузов. Он отметил важность развития подготовки кадров для промышленной робототехники в двух направлениях — через поддержку рабочих специальностей для эксплуатации и обслуживания роботов и через подготовку инженеров для проектирования роботов, робототехнических ячеек и промышленных линий. При этом, по мнению Мадина Шереужева, нужно вернуть шестилетние программы подготовки инженеров в рамках специалитетов.
Необходимость оснащения образовательных организаций соответствующим учебным оборудованием подчеркнул генеральный директор компании «Индустриальные технологии» Евгений Верещагин.
Выступающие выразили готовность поделиться опытом и имеющейся методической базой для подготовки инженеров, а также озвучили необходимость координировать действия Министерства науки и высшего образования, Минпромторга, Министерства просвещения, ведущих вузов и НИИ страны, а также налаживать сотрудничество с компаниями. Важность взаимодействия компаний с научными и образовательными организациями подчеркнул исполнительный директор Центра робототехники Сбербанка Владислав Синчугов.
Заместитель гендиректора НИИ информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте, входящего в холдинг «РЖД», Владимир Кудюкин отметил, что проблема дефицита специалистов может негативно сказываться на обеспечении необходимой интенсивности перевозок железнодорожным транспортом. Преодоление кадровых проблем видится в автоматизации и роботизации производственных процессов. Он уточнил, что НИИАС активно реализует проекты в области роботизации. Так, осуществляются проекты по беспилотному движению на МЦК и проект «Автомашинист» — данные технические решения тоже можно назвать роботами. Как результат комплекса этих работ — создание станции-робота, где составы будут прибывать, обрабатываться и переформировываться с минимальным участием человека. Эксперт также подчеркнул, что роботизация на железных дорогах должна быть функционально безопасной, поскольку осуществляется перевозка совершенно разных видов грузов. Кроме того, по его мнению, роботизация позволит снизить зависимость технологических процессов от человека, но, чтобы удовлетворить спрос на создающих, внедряющих и эксплуатирующих роботов инженеров, их подготовка должна сочетать обучение в вузах и краткосрочные курсы повышения квалификации. «Таким образом, робототехнический комплекс — это не только локомотив развития технических решений, но и локомотив развития новых квалифицированных кадров», — сказал Владимир Кудюкин.
Технический директор компании «Робопро», производителя коллаборативных роботов, Александр Воронин считает: специалисты-робототехники с широкой компетенцией в области общей автоматизации нужны прежде всего в компаниях-интеграторах, готовящих решения на основе роботов для конкретных применений. В вузах робототехнические компетенции следует включать в обучение по различным инженерным специальностям, это должно быть аналогом овладения компьютерными навыками. Как полагает Александр Воронин, вполне можно наращивать компетенции по применению роботов также и в колледжах, а в университетах необходимо работать в том числе над научно-техническими предпосылками их использования. «Не надо воспринимать роботов как суперсложную систему. Важно, чтобы специалисты умели работать с технологиями. Это должен быть инженер по автоматизации, который развивается в определенной технологической области, используя робототехнику как прикладной элемент общей автоматизации процессов и производств», — подытожил эксперт.
Технический директор и соучредитель компании CRP ROBOT Алексей Макаренков, в свою очередь, предложил для подготовки инженеров по автоматизации, которые занимаются проектированием робототехнических комплексов, добавить в программу обучения студентов по специальности «мехатроника и робототехника» теоретический курс по практическому применению промышленных роботов для решения ключевых задач на современном производстве. По его мнению, это важная задача, поскольку сегодня таких специалистов приходится выращивать внутри компании очень долго — около 3–5 лет.
Заместитель директора по научной работе Московского института электроники и математики им. А.Н. Тихонова НИУ ВШЭ Сергей Аксенов отметил: с целью обеспечения оперативной фокусировки образовательного процесса на задачах индустрии в институте создана проектная система обучения и Инженерная школа, которая работает по принципу мастерских, создаваемых совместно с индустриальными партнерами. Такой подход позволяет, сохранив глубину и фундаментальность программ высшего образования, развить у студентов необходимые индустриальному партнеру прикладные навыки. «Мы готовы открыть мастерскую по робототехнике. Это отвечает нашей научно-технологической повестке. На ее площадке индустриальный партнер получит возможность не просто отбирать мотивированные и квалифицированные кадры, а решать наукоемкие индустриальные задачи с привлечением академического ресурса университета», — сказал Сергей Аксенов.
Директор Форсайт-центра, заместитель директора ИСИЭЗ Александр Соколов отметил: обсуждая курс обучения продолжительностью 6–7 лет, важно изучать востребованность технологий и компетенций в среднесрочной перспективе и проводить прогнозные исследования с горизонтом 10 и более лет. Для эффективной подготовки специалистов важно сотрудничество разработчиков, производителей и вузов. «Хочу всех поблагодарить, все было глубоко, содержательно и познавательно», — подытожил Александр Соколов.
В завершение круглого стола заместитель директора ИСИЭЗ Павел Рудник отметил, что цель многократного повышения плотности роботизации означает необходимость осуществления очень крупных вложений. По его мнению, это должно стать одной из крупнейших кампаний по модернизации производства: «Только государство и крупный бизнес могут инвестировать в робототехнику в требуемых объемах. Уже сегодня необходимо формировать соответствующие инвестиционные программы крупнейших компаний. Наряду с приобретением оборудования они должны включать и решения в области кадрового обеспечения. Именно это может стать важнейшим инструментом решения задач обеспечения производств востребованными специалистами».