• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Нам нужны собственные модели ИИ, обученные на местных данных»

Алексей Иванов (крайний справа)

Алексей Иванов (крайний справа)
© Высшая школа экономики

Цифровизация экономики и стремительное развитие технологий искусственного интеллекта ставят новые вызовы перед антимонопольными органами во всем мире. Крупнейшие игроки рынка ИИ, обладая значительными ресурсами, могут препятствовать входу новых участников и устанавливать антиконкурентные цены. Кроме того, при использовании ИИ возникает все больше этических вопросов, ответы на которые мировое сообщество еще не выработало. Эти и другие проблемы эксперты обсудили на Третьем форуме по цифровой конкуренции БРИКС+.

Форум прошел в Рио-де-Жанейро в ноябре на полях саммита G20. Мероприятие было организовано Международным центром конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ (Антимонопольный центр БРИКС) совместно со Школой права FGV при поддержке бразильского конкурентного ведомства CADE. Форум собрал представителей ЮНКТАД и других международных организаций, руководителей и сотрудников антимонопольных органов БРИКС, а также исследователей и экспертов мирового уровня из стран БРИКС, Мексики, Малайзии, Европы, Великобритании и США.

Став критически важной для общества, технология ИИ выходит из-под контроля, отметил директор Антимонопольного центра БРИКС ВШЭ Алексей Иванов. Большие языковые модели и чат-боты игнорируют основные принципы, которые должны были бы обеспечивать безопасность и этичность использования искусственного интеллекта. С помощью этих технологий людям, которые часто оказываются уязвимыми для различных манипуляций, уже причиняется вред.

«Этические принципы не будут эффективными, если отрасль развивается только в одном направлении. Антимонопольным органам крайне важно действовать решительно, создавая пространство для появления новых стартапов, продуктов и различных путей развития ИИ. Если страны БРИКС смогут установить новые стандарты и повысить планку, это будет отличным примером для других антимонопольных органов по всему миру», — убежден Алексей Иванов.

© Высшая школа экономики

Проблему для регуляторов представляют партнерства и инвестиционные соглашения в сфере ИИ. Так, внимание антимонопольных ведомств привлекают компании из группы под аббревиатурой GAMMAN (Google, Amazon, Microsoft, Meta, Apple и NVIDIA). Эти гиганты не только разрабатывают собственные ИИ-продукты и платформы, но и интегрируют свои технологии в широкий спектр отраслей через сотрудничество с небольшими компаниями и стартапами.

Бывший советник по экономическим вопросам и руководитель экономического отдела Комиссии по вопросам конкуренции Индии Пайал Малик отметила, что такие партнерства часто включают в себя не только инвестиции, но также обмен данными и доступ к вычислительным мощностям. Альянсы могут выглядеть как деловые соглашения, но на деле помогают крупнейшим компаниям укреплять свои позиции на рынке, одновременно избегая контроля со стороны антимонопольных органов.

«Основной вопрос заключается в том, какая ситуация выгоднее — та, в которой ИИ-стартапы развиваются благодаря партнерствам с крупными компаниями, или та, при которой стартапы страдают от нехватки ресурсов», — подчеркнула Пайал Малик.

Введение новых критериев антимонопольного контроля малоэффективно, так как каждая сделка в сфере ИИ и смежных областях уникальна, пояснила программный директор Международного института прикладного системного анализа (IIASA) Елена Ровенская. Поэтому IIASA совместно с Центром конкурентного права и политики БРИКС занимается разработкой системного анализа и метода системного картирования. Эти инструменты помогут построить целостные модели по ИИ или другим динамичным секторам. «Разбор очень сложной проблемы на конкретные процессы и причинно-следственные связи уже доказал свою полезность в других областях и может быть полезен в анализе конкуренции», — рассказала она.

Алексей Иванов, Джон Ньюман
© Высшая школа экономики

Профессор Университета Майами Джон Ньюман отметил, что правоприменителям следует проявить осторожность при переходе к более жесткому регулированию партнерств и соглашений в сфере ИИ. Первый регулятор, который примет такие меры, окажется в центре внимания, и, если его действия будут непрозрачными или необоснованными, это может подорвать легитимность самого регулирования.

Профессор юридической школы FGV в Рио-де-Жанейро Лука Белли поднял вопрос ИИ-суверенитета развивающихся стран. Он призвал страны БРИКС развивать собственные модели ИИ, приведя в пример бразильскую систему платежей PIX и индийскую UPI, которые смогли разрушить дуополию VISA и Mastercard в этих странах.

С ним согласился Викас Катурия, профессор Юридической школы Университета BML Munjal. Он рассказал, что, помимо платежного механизма UPI, в Индии была запущена открытая сеть для цифровой торговли (ONDC), которая призвана бросить вызов дуополии Amazon и Flipkart на местном рынке. «Индия не может позволить себе предвзятость или дискриминацию, когда внедряет генеративный ИИ в различные решения. Нам нужны собственные модели ИИ, обученные на местных данных», — считает он.

Ирина Филатова
© Высшая школа экономики

Член Комитета Госдумы РФ по защите конкуренции Ирина Филатова предложила разработать в рамках БРИКС совместные правила для борьбы с дипфейками. С помощью этих технологий мошенники могут получить персональные данные пользователей и доступ к важной информации для совершения киберпреступлений и шантажа.

Профессор Юридической школы Университета INSPER Марсела Маттиуццо рассказала, что недобросовестные участники рынка могут использовать сбор данных с помощью ИИ для создания так называемых темных паттернов (dark patterns). Это технологии, разработанные для манипулирования пользователями, — например, дизайн, затрудняющий отписку от услуги или мешающий покинуть платформу. Такие инструменты можно рассматривать как способ получения конкурентных преимуществ, полагает она.

Марсела Маттиуццо (вторая слева)
© Высшая школа экономики

«Необходимо определить, какие юридические полномочия должны быть у регуляторов для оценки данных, документации и запроса ключевой информации, чтобы понять работу систем ИИ, эффективно провести расследование и обеспечить надлежащий контроль», — отметил комиссар CADE Виктор Оливейра Фернандес.

CEO компании по управлению данными DrumWave из США Андре Веллозо подчеркнул: важно не допустить усиления власти технологических гигантов в сфере ИИ, как это случилось на цифровых рынках. Для этого необходимы три ключевых фактора: осведомленность потребителей, технологические инновации и эффективное регулирование.

Комиссар CADE Густаво Аугусто Фрейтас де Лима отметил, что законодательство об ИИ должно стать более прозрачным, гибким и легко внедряемым. «Мы не должны воспринимать ИИ как инструмент только для крупных технологических компаний. ИИ будет использоваться всем обществом. Слишком поздно рассматривать ChatGPT как один продукт — это сотни и тысячи разных приложений, над которыми никто не будет иметь централизованного контроля», — подчеркнул он.

В рамках форума также прошла рабочая группа БРИКС по исследованию проблем конкуренции на цифровых рынках.

Вам также может быть интересно:

Представители БРИКС обсудили развитие статистики в странах объединения

Значимость статистики в эпоху цифровых технологий выходит на новую ступень. Большинство решений на государственном уровне и в бизнесе принимаются на основе анализа данных. Однако отношение к официальной статистике неоднозначно, и это негативно влияет на степень доверия к государственной политике. Как это изменить, обсудили главы статистических ведомств стран БРИКС в Казани. В работе форума также принял участие представитель ВШЭ.

«Расстояние не проблема»: ВШЭ развивает сотрудничество с аналитическими центрами стран БРИКС

В конце сентября Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) ВШЭ провел встречу с представителями аналитических центров Бразилии, Индии, Египта. Участники рассмотрели возможности взаимодействия, в том числе проведение совместных опросов и сравнительных исследований, а также обсудили формирование общих баз данных и совместные публикации по форсайту и научно-технической политике. Также было принято решение о подготовке проекта многостороннего соглашения о создании Ассоциации форсайт-исследований БРИКС.

Эксперты ВШЭ приняли участие в первом международном семинаре по технологической устойчивости стран БРИКС

19–20 сентября в Сколтехе прошел Первый международный семинар «Технологическая устойчивость стран БРИКС: сотрудничество между университетами и индустрией», организованный совместно с Центром междисциплинарных исследований человеческого потенциала Высшей школы экономики. Встреча прошла в рамках рабочей группы стран БРИКС по технологическому форсайту и научно-техническим исследованиям.

Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане

Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.

Исследователи ВШЭ разработают биржевую систему БРИКС совместно с китайскими экспертами

Международный центр конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ и Центр конкурентной политики и экспертизы Государственного управления по регулированию рынка Китая подписали соглашение о сотрудничестве. Стороны, в частности, договорились о разработке предложений по развитию биржевой торговли товарами и сырьем между Россией, Китаем и странами БРИКС.

«Важно оставаться открытым к новым вызовам и возможностям»

С 22 по 26 июля в Ульяновске прошел X Молодежный саммит БРИКС. В мероприятии приняли участие более 200 молодых специалистов из Бразилии, Индии, Китая, Египта, Ирана, ОАЭ, Саудовской Аравии, Эфиопии, ЮАР и регионов России. Участники собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы современности и перспективы молодежного сотрудничества. Среди делегатов были и студенты НИУ ВШЭ, которые поделились своими впечатлениями с «Вышкой для своих».

Вышка запустила Консорциум юридических школ БРИКС

Факультет права НИУ ВШЭ провел первую онлайн-встречу с юридическими школами и экспертными центрами стран БРИКС. Цель мероприятия — объединить усилия по развитию юридической науки и практики в интересах организации. Для этого по инициативе декана факультета права Вадима Виноградова создан Консорциум юридических школ БРИКС, в который вошли представители ведущих учреждений высшего образования различных стран.

«Мы работаем, чтобы сделать мир более благополучным, справедливым и безопасным»

В Москве 3–4 июля прошел IX  Гражданский форум БРИКС — первый с момента присоединения к объединению пяти стран в январе 2024 года. Личное взаимодействие общественных деятелей и гражданских активистов, их совместная работа укрепляет и наполняет содержанием дружественные отношения между странами БРИКС, основанные на принципах взаимного уважения, подчеркнули участники дискуссий. Форум организован Экспертным советом БРИКС, действующим на базе НИУ ВШЭ.

Страны БРИКС поддержали запуск платформы по справедливой конкуренции, разработанной НИУ ВШЭ

В Женеве состоялось заседание Координационного комитета БРИКС по антимонопольной политике в рамках председательства РФ в объединении в 2024 году. Его участники согласовали проект запуска межгосударственной платформы БРИКС по справедливой конкуренции, который был разработан Международным центром конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ и представлен ФАС России в качестве инициативы российского председательства.

На Академическом форуме БРИКС обсудили возможности и угрозы искусственного интеллекта

В рамках Академического форума БРИКС, который на днях завершил свою работу в Москве, ученые, эксперты и представители бизнеса обсудили вопросы развития технологий искусственного интеллекта (ИИ), в том числе разработку стандартов и этических норм в этой области, а также совместные исследовательские проекты стран объединения.